Для коллег! Дидактическое пособие Волшебный ветерок
материал по логопедии
Дидактическое пособие
Волшебный ветерок
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 15 «Тополёк» присмотра и оздоровления» Дидактическое пособие Волшебный ветерок Разработала: Кадоло Нина Леопольдовна, воспитатель логопедической группы «Березка» 2023 год |
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.
Пособие было апробировано на детях 5 – 7 лет в качестве настольной игры и наглядного пособия на занятиях в течение 2021 - 2022 учебного года.
Назначение: дидактическое пособие «Волшебный ветерок» предназначено для работы с детьми от 5 до 7 лет в режимные моменты.
Пояснительная записка к дидактическому пособию
«Волшебный ветерок»
Предисловие
В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. Некоторые родители, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать и так умеет прекрасно». Только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.
Если хотим научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией речи, нам необходимы специальные игры на развитие речевого дыхания.
Актуальность
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Развитие речевого дыхания начинается параллельно развитию речи.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, а также отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность, так как дети вынуждены добирать воздух. Часто эти дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом и судорожно, с захлебыванием.
Материалы, используемые для изготовления данного пособия: коробка из-под бумаги для ксерокса, бумага самоклеящаяся, бархатная бумага (можно фоамиран), 4 коробочки из пластмассы, цветная бумага для оригами, шарики для пинг-понга, пластиковая емкость (для ворот), палочки, трубочки для коктейля, кисточки, клей.
Пособие направлено:
- На развитие:
- дыхательной мускулатуры,
- речевого аппарата,
- координации движений,
- Выработку правильного ритмичного дыхания.
Правила игры
В пособии «Волшебный ветерок» представлено несколько дидактических игр на развитие воздушной струи, технику выполнения упражнений для речевого дыхания (умение воздух набирать через нос, не поднимая плечи, не надувая щеки, осуществление длительного и плавного выдоха)
Примечание:
- Нельзя много раз подряд выполнять упражнения, так как это может привести к головокружению. Оптимальное время выполнения – 5-6 минут, 3-4 раза в день.
- Следить за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.
Игры разработаны для детей с нарушением речи, старшего дошкольного возраста (5-7лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателям и родителям в работе с дошкольниками.
«Волшебный ветерок» «живет» у нас в коробке из под бумаги для ксерокса, оформленной самоклеящейся бумагой. На внутренней стороне крышки коробки находится «футбольное поле», изготовленное из зеленой бархатной бумаги с разметкой и воротами из емкости от печенья.
На дне коробки размещены пластиковые емкости, в которых:
- Шарики для пинг-понга.
- Бабочки (оригами).
- Гонки (оригами).
- Листочки (оригами).
Все фигурки оригами выполнены совместно с детьми.
Футболисты
Цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Задачи: развивать у детей умение набирать воздух через нос, не поднимая плечи, не надувая щеки, осуществлять длительный и плавный выдох.
Ход игры
Играют 5 человек: два игрока (футболиста), судья, два тренера.
Два ребёнка занимают места у футбольного поля и пытаются с помощью палочек для коктейля загнать мяч в ворота противника. Судья на листе бумаги фиксирует счёт. Тренеры следят за правильностью дыхания.
Гонщики
Цель: развитие речевого дыхания.
Задачи: вырабатывать сильную воздушную струю, формировать умение делать правильный и длительный выдох.
Ход игры
Играют 5 - 9 человек: три – четыре игрока (гонщика), судья, один - два тренера (по желанию соревнующихся может больше (у каждого игрока персональный тренер).
Пригласить 3-4детей на соревнование гонщиков. Для этого им необходимо встать с одной стороны трека (стола), одновременно, по сигналу судьи, выполнить вдох носом, задержать дыхание и одновременно выполнить длинный плавный выдох, направленный на свою гонку. Важно следить, чтоб дети не надували щёки.
Полет бабочки
Цель: выработка правильного ритмичного дыхания
Задачи: вырабатывать сильную воздушную струю, формировать умение делать правильный и длительный выдох, слуховое внимание.
Ход игры
Попросить ребёнка помочь бабочке летать под музыку высоко, быстро, медленно, помогая ей только дыханием. Важно следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.
Одновременно могут играть три ребенка (и более).
Листопад
Цель: формирование умения задерживать дыхание.
Задачи: вырабатывать четкость соблюдения паузы при вдохе.
Ход игры
Попросить детей устроить листопад на каждый порыв ветра (под музыку). Для этого их необходимо задуть на полянку. Важно следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.
Заключение
Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая логопедического процесса. Речевое дыхание является основой голосообразования, обеспечивает нормальное звукообразование, является условием для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз.
Играя, ребёнок быстрее достигает положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"
Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"
Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....

Конспект непосредственно-образовательной области "Страна счастья" с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют". Образовательная область "Физическая культура".
Конспект НОД для старшей группы....

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебный куб"
Цель: Развитие у детей познавательных способностей, творческих проявлений.Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных...

«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»
В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...

Для коллег! Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Пожарная безопасность»
Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Пожарная безопасность»...




