мастер -класс для родителей "Формирование правильного речевого дыхания у детей с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Мастер - класс знакомит родителей с важностью дыхательных упражнений для развития речи детей, научит их использовать простые дыхательные тренажёры в домашних условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Формирование правильного речевого
дыхания у детей с ТНР»
Цель: Познакомить родителей с важностью дыхательных упражнений для развития речи детей и научить их использовать простые дыхательные тренажёры в домашних условиях.
План мастер-класса:
1. Введение (5 минут):
- Приветствие родителей.
- Объяснить цель встречи.
- Рассказать, почему дыхание важно для развития речи.
Почему дыхание важно?
- Правильное дыхание улучшает произношение, интонацию, ритм и силу голоса.
- Развивает способность контролировать речь.
- Укрепляет дыхательную систему ребёнка.
2. Теоретическая часть (10 минут):
2.1 Этапы работы по формированию правильного дыхания.
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе речи.
2.2. Механизм работы дыхательных упражнений.
Механизм работы дыхательных упражнений основан на следующих принципах:
- Улучшение газообмена:
Дыхательные упражнения способствуют лучшей вентиляции лёгких, увеличивая приток кислорода в организм и выведение углекислого газа.
- Активизация дыхательной мускулатуры:
Регулярные упражнения укрепляют диафрагму, межрёберные мышцы и другие мышцы, участвующие в дыхании, что помогает максимально эффективно использовать объём лёгких.
- Регуляция нервной системы:
Осознанное и ритмичное дыхание снижает активность симпатической нервной системы, что способствует расслаблению, снижению стресса и нормализации сердечного ритма.
- Стимуляция кровообращения:
Глубокое дыхание улучшает циркуляцию крови, повышая снабжение органов кислородом и питательными веществами.
- Развитие контроля дыхания:
Упражнения, такие как диафрагмальное дыхание или дыхание с задержкой, помогают регулировать дыхательный ритм, улучшая его осознанность и адаптацию к нагрузкам.
- Повышение устойчивости к гипоксии:
При задержке дыхания организм адаптируется к снижению уровня кислорода, что может быть полезно в профилактике респираторных нарушений.
Такие упражнения применяются для укрепления здоровья, коррекции речевых нарушений, улучшения контроля голоса и снятия психоэмоционального напряжения.
2.3. Выставка игровых тренажеров.
3. Практическая часть (15 минут):
- Показать упражнения:
1. Подготовительные дыхательные упражнения
Эти упражнения помогают ребенку расслабиться и подготовить дыхательные мышцы.
1. "Теплый ветерок"
- Ребенок делает спокойный вдох через нос.
- На выдохе мягко дует на ладошку, представляя, что она согревает.
- Следите, чтобы вдох был неглубоким, а выдох плавным.
2. "Шарик в животе"
- Лягте на спину, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу.
- Положите одну руку на грудь, а другую на живот, чтобы контролировать дыхание.
- Сделайте глубокий вдох через нос, сосредотачиваясь на том, чтобы поднимался только живот, а грудная клетка оставалась неподвижной.
- Медленно выдохните через рот, слегка сжав губы (как будто дуете на свечу)
Аналогично качели с игрушкой.
2. Игровые дыхательные упражнения
В игровой форме ребенок осваивает контроль над выдохом.
1. "Задуй свечу"
- Установите свечу. Научите ребенка делать медленный выдох, чтобы пламя слегка колебалось, но не гасло.
- Затем предложите задуть свечу резким выдохом.
2. «Накорми животных»
3. "Пузыри"
- Ребенок дует в трубочку, опущенную в воду. Задача — выдыхать равномерно, чтобы пузыри шли плавно.
4. "Летящие снежинки"
- Вырежьте бумажные снежинки и предложите ребенку медленно дуть на них, чтобы они плавно "летали".
- Упражнение развивает плавный и длительный выдох.
Можно дуть на ватный шарик или перышко.
- Дайте родителям попробовать тренажёры и упражнения на практике.
3. Речевые дыхательные упражнения
Постепенно добавляется звук, чтобы соединить дыхание с речью.
1. "Гудение" пропевание гласных
У-у-у – паровоз
О-о-о – зуб болит
И-и-и – лошадка скачет
2. "Чистоговорки под ритм"
- Ребенок произносит на выдохе короткие фразы: "Па-па-па", "Ма-ма-ма".
- Проговаривайте в ритм хлопкам, чтобы научить выдерживать паузы для вдоха.
3. "Речевой паровозик"
- На вдохе ребенок готовится, а на выдохе произносит слова или фразы: "Я еду-у-у", "Паровоз гудит".
- Это помогает научиться говорить на выдохе.
4. Завершающие упражнения
Для закрепления навыков и релаксации.
1. "Кораблик"
- Сделайте лодочку из бумаги. Ребенок дует на нее, чтобы она "плыла" по воде.
- Следите за плавностью и контролем дыхания.
2. "Качели"
- На вдохе ребенок поднимает руки вверх, а на выдохе опускает их вниз с произношением протяжного "ууу".
- Это помогает расслабиться и завершить занятие.
4. Домашняя программа (5 минут):
- Раздать буклеты с упражнениями.
- Объяснить, как регулярно повторять тренировки дома (3–5 минут в день).
5. Заключение (5 минут):
- Ответить на вопросы родителей.
- Поблагодарить за участие, пожелать успехов.
Советы:
- Используйте яркие наглядные материалы и тренажёры, чтобы родители запомнили процесс.
- Подготовьте практические примеры, чтобы участники могли почувствовать эффективность занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»
Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речево...
Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"
Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
Мастер-класс для родителей "Развитие речевого дыхания у детей с ОНР "Новогодние колокольчики"
Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речевого дыхания у детейдошкольного возраста с ОНР «Новогодние колокольчики»»Цель: Информирование родителей о значимости работы по ...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР»
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...
