мастер -класс для родителей "Формирование правильного речевого дыхания у детей с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кузьмичева Альбина Алексеевна

Мастер - класс знакомит родителей с важностью дыхательных упражнений для развития речи детей, научит их использовать простые дыхательные тренажёры в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Формирование правильного речевого

дыхания у детей с ТНР»

Цель: Познакомить родителей с важностью дыхательных упражнений для развития речи детей и научить их использовать простые дыхательные тренажёры в домашних условиях.

План мастер-класса:

1. Введение (5 минут):

   - Приветствие родителей.

   - Объяснить цель встречи.

   - Рассказать, почему дыхание важно для развития речи.

Почему дыхание важно?

- Правильное дыхание улучшает произношение, интонацию, ритм и силу голоса.

- Развивает способность контролировать речь.

- Укрепляет дыхательную систему ребёнка.

2. Теоретическая часть (10 минут):

2.1 Этапы работы по формированию правильного дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе речи.

2.2.  Механизм работы дыхательных упражнений.

Механизм работы дыхательных упражнений основан на следующих принципах:

  • Улучшение газообмена:  

   Дыхательные упражнения способствуют лучшей вентиляции лёгких, увеличивая приток кислорода в организм и выведение углекислого газа.

  •  Активизация дыхательной мускулатуры:  

   Регулярные упражнения укрепляют диафрагму, межрёберные мышцы и другие мышцы, участвующие в дыхании, что помогает максимально эффективно использовать объём лёгких.

  • Регуляция нервной системы:  

   Осознанное и ритмичное дыхание снижает активность симпатической нервной системы, что способствует расслаблению, снижению стресса и нормализации сердечного ритма.

  • Стимуляция кровообращения:  

   Глубокое дыхание улучшает циркуляцию крови, повышая снабжение органов кислородом и питательными веществами.

  • Развитие контроля дыхания:  

   Упражнения, такие как диафрагмальное дыхание или дыхание с задержкой, помогают регулировать дыхательный ритм, улучшая его осознанность и адаптацию к нагрузкам.

  • Повышение устойчивости к гипоксии:  

   При задержке дыхания организм адаптируется к снижению уровня кислорода, что может быть полезно в профилактике респираторных нарушений.

Такие упражнения применяются для укрепления здоровья, коррекции речевых нарушений, улучшения контроля голоса и снятия психоэмоционального напряжения.

2.3. Выставка игровых тренажеров.

3. Практическая часть (15 минут):

   - Показать упражнения:

1. Подготовительные дыхательные упражнения

Эти упражнения помогают ребенку расслабиться и подготовить дыхательные мышцы.

1. "Теплый ветерок"  

   - Ребенок делает спокойный вдох через нос.  

   - На выдохе мягко дует на ладошку, представляя, что она согревает.  

   - Следите, чтобы вдох был неглубоким, а выдох плавным.

2. "Шарик в животе"  

   - Лягте на спину, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу.

- Положите одну руку на грудь, а другую на живот, чтобы контролировать дыхание.

- Сделайте глубокий вдох через нос, сосредотачиваясь на том, чтобы поднимался только живот, а грудная клетка оставалась неподвижной.

- Медленно выдохните через рот, слегка сжав губы (как будто дуете на свечу)

Аналогично качели с игрушкой.

   

2. Игровые дыхательные упражнения

В игровой форме ребенок осваивает контроль над выдохом.

1. "Задуй свечу"  

   - Установите свечу. Научите ребенка делать медленный выдох, чтобы пламя слегка колебалось, но не гасло.  

   - Затем предложите задуть свечу резким выдохом.

2. «Накорми животных»

3. "Пузыри"  

   - Ребенок дует в трубочку, опущенную в воду. Задача — выдыхать равномерно, чтобы пузыри шли плавно.

4. "Летящие снежинки"  

   - Вырежьте бумажные снежинки и предложите ребенку медленно дуть на них, чтобы они плавно "летали".  

   - Упражнение развивает плавный и длительный выдох.

Можно дуть на ватный шарик или перышко.

   - Дайте родителям попробовать тренажёры и упражнения на практике.

3. Речевые дыхательные упражнения

Постепенно добавляется звук, чтобы соединить дыхание с речью.

1. "Гудение"  пропевание гласных

У-у-у – паровоз

О-о-о – зуб болит

И-и-и – лошадка скачет

2. "Чистоговорки под ритм"  

   - Ребенок произносит на выдохе короткие фразы: "Па-па-па", "Ма-ма-ма".  

   - Проговаривайте в ритм хлопкам, чтобы научить выдерживать паузы для вдоха.

3. "Речевой паровозик"  

   - На вдохе ребенок готовится, а на выдохе произносит слова или фразы: "Я еду-у-у", "Паровоз гудит".  

   - Это помогает научиться говорить на выдохе.

4. Завершающие упражнения

Для закрепления навыков и релаксации.

1. "Кораблик"  

   - Сделайте лодочку из бумаги. Ребенок дует на нее, чтобы она "плыла" по воде.  

   - Следите за плавностью и контролем дыхания.

2. "Качели"  

   - На вдохе ребенок поднимает руки вверх, а на выдохе опускает их вниз с произношением протяжного "ууу".  

   - Это помогает расслабиться и завершить занятие.

4. Домашняя программа (5 минут):

   - Раздать буклеты с упражнениями.

   - Объяснить, как регулярно повторять тренировки дома (3–5 минут в день).

5. Заключение (5 минут):

   - Ответить на вопросы родителей.

   - Поблагодарить за участие, пожелать успехов.

Советы:

- Используйте яркие наглядные материалы и тренажёры, чтобы родители запомнили процесс.

- Подготовьте практические примеры, чтобы участники могли почувствовать эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»

Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речево...

Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для родителей "Развитие речевого дыхания у детей с ОНР "Новогодние колокольчики"

Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речевого дыхания у детейдошкольного возраста с ОНР «Новогодние колокольчики»»Цель: Информирование родителей о значимости работы по ...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...