Рабочая программа учителя-логопеда для детей 6-7 (7-8) лет с расстройствами аутического спектра
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Геннадьевна Тастанбекова

Рабочая программа учителя-логопеда для детей 6-7 (7-8) лет  с расстройствами аутического спектра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ras_2023.docx794.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user12\Pictures\img270.jpgСодержание

1. Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

1.2. Перечень нормативно-правовых документов

1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраст с расстройством аутистического спектра.

2. Содержательный раздел

2.1. Цели и задачи изучения образовательных областей в данной группе

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»

3. Организационный раздел

3.1. Особенности планирования работы

3.1.1. Индивидуальный образовательный маршрут

3.1.2. Перспективно-тематический план

3.1.3. Материально-техническое обеспечение

3.1.4. Материально-техническое обеспечение

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

 Коррекционно-развивающая программа занятий для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) направлена на адаптацию воспитанников данной категории к условиям образовательного учреждения, коррекцию и развитие всех сфер личности с учетом клинико-психологических аспектов.

 Программа рассчитана на детей с расстройством аутистического спектра 6-7 (7-8) лет. Материал в программе изложен по направлениям образовательной деятельности, в некоторых разделах распределен по кварталам.

Программа составлена с учетом особенностей умственного, физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Разделы программы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на комплексное коррекционно воспитательное воздействие на ребенка.

1.2. Перечень нормативно-правовых документов

 Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе нормативно-правовых документов:

• Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями и дополнениями (приказ Министерства просвещения РФ от 08.11.2022 № 965 «Изменения, касающиеся федеральных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»);

 • приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра Муниципального автонромного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуга» с.Майма;

1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации.

Уже в раннем возрасте ребенок с РАС проявляет особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, тактильным ощущениям. Он быстро пресыщается даже приятными переживаниями, проявляет стереотипность в контактах с людьми и окружающей средой.

В речи ребенок с РАС часто использует речевые штампы, простые фразы, произнесенные близкими людьми или услышанные при просмотре мультфильмов и телепередач. Мышление ребенка конкретно, буквально и фрагментарно. Ребенку сложно адекватно реагировать на окружающую среду и адаптироваться в пространстве.

Обучаемость ребенка может быть достаточной в том случае, когда педагог понимает особенности ребенка и знает о трудностях восприятия им инструкции. Часто обучаемость бывает замедлена, не только в силу стереотипности, инертности деятельности, но и за счет специфики речевого и интеллектуального развития.

Высокая неоднородность контингента детей дошкольного возраста требует дифференциации и индивидуализации коррекционно-образовательного процесса по всем составляющим образовательной траектории – содержательной, деятельностной и процессуальной, что полностью соответствует принципу вариативности образования, понятому с учётом особенностей развития детей с РАС.

Во-первых, необходима вариативность коррекционных подходов, направленная на смягчение (в идеале – снятие) проблем, обусловленных аутизмом, без чего невозможно эффективное освоение традиционных образовательных областей дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО.

Во-вторых, необходима вариативность в традиционном понимании как способность системы образования предоставить обучающимся разнообразные варианты образовательных траекторий с целью обеспечения максимально возможной степени самореализации, для чего могут использоваться все имеющиеся в системе образования возможности с учётом перечисленных выше особенностей обучения детей с РАС. Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается возможностью использования индивидуальных программ и учебных планов на основе регулярного контроля за ходом образовательного процесса с использованием диагностических методов.

2. Содержательный раздел

2.1. Цели и задачи образовательных областей

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цели: введение в мир социальных отношений, развитие ценностного отношения к труду, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи:

- способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;

- корректировать и развивать познавательную деятельность, формировать высшие психические функции: мыслительную деятельность, пространственно временные представления, творческие способности, зрительномоторную координацию, графо- моторные навыки;

- развивать речь в коммуникативной деятельности, создать условия для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы, формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков;

- уметь действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры), произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия (при необходимости – с помощью сигнала).

- общаться со взрослыми и детьми, уметь принимать помощь взрослого, выполнять инструкцию;

- уметь обходиться без помощи и поддержки взрослого в течение дня;

- соблюдать правила при игре с другими детьми, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;

- адекватно выражать различные эмоциональные состояния, обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь, справляться со сложными ситуациями социально приемлемыми способами;

 развивать навыки самообслуживания, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, культурно-гигиенических навыков;

- соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения.

2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»

 Цель: развитие речи и коммуникативных способностей детей.

Задачи:

- развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;

- сообщать о своих желаниях доступным способом;

- не проявлять агрессии, не шуметь или прекратить подобное поведение по просьбе взрослого;

- обращаться к сверстникам с просьбой и предложениями о совместной деятельности (при необходимости – с помощью взрослого);

- проявлять интерес к занятиям, выполнять инструкции взрослого (при необходимости – с использованием визуальной поддержки), слушать, когда взрослый начинает говорить, реагировать на замечания и похвалу социально приемлемыми способами;

- использовать речь или другие методы коммуникации для ответа на вопрос, выбора общих свойств предметов, материалов, отличий; составлять предложения и короткие рассказы (умеет использовать схемы); поддерживать элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях.

3. Организационный раздел

3.1. Особенности планирования работы

Педагог строит свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор представлений, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных, зрительных и двигательных нагрузок;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, стране, культурных традициях.

3.1.1. Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут  - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута - создание в образовательной организации условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – коммуникативного развития.

Задачи по социально – коммуникативному развитию ребенка:

- создать благоприятную развивающую предметно-пространственную среду для социального развития ребенка;

 - организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОО и родителей по социально-коммуникативному развитию ребенка;

- совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

 - формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Индивидуальные образовательные маршруты в ДОО разрабатываются:

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется на индивидуальных занятиях по пяти образовательным направлениям:

 - социально-коммуникативное развитие (формирование манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметнопрактической, игровой деятельности, развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков);

 - познавательное развитие (формирование представлений об окружающем, предметном мире и социальных отношениях, формирование представлений о пространстве, времени);

 - речевое развитие (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

 - художественно-эстетическое развитие (совершенствование умений и навыков в изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации);

 - физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики).

Методы, используемые в работе:

- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.

- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

 - Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

- Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).

 - Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке ИОМ педагоги опираются на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

 - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет "на стороне ребенка". Все воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!;

 - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

 - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

 - принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Предполагаемый результат:

 - развитие социальной компетентности;

- развитие коммуникативных навыков;

 - коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

- развитие чувства самоценности;

- коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

 Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

3.1.2.  Перспективно-тематический план

 ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

 Раздел 1. «Социальное развитие и коммуникация»

Задачи данного раздела реализуются в процессе прохождения следующих тем: «Моя семья. Имена», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания», «Посуда», «Транспорт».

Раздел 2. «Ознакомление с окружающим»

Задачи данного раздела реализуются в процессе прохождения следующих тем: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Зима. Признаки зимы», «Транспорт», «Части суток», «Весна», «Лето».

ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, нужных для устранения недостатков в речевом развитии дошкольников.

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно -образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы

При общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы: I. Подготовительный;

 II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

 III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

 На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

для Л: “Лопатка”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования произносительных умений и навыков:

 1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

 свистящие С, 3, С', 3' , шипящие Ш , Ж.

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

 2) в слогах;

3) в словах; 1

4) в словосочетаниях;

 5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

 1) изолированных звуков;

2) в слогах;

 3) в словах;

 4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

 6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

 I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

 II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

 III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

 1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

 2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».

Этап развития фонематического слуха включает:

 1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори».

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

 1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот».

Основной формой логопедической коррекции является индивидуальная работа. Периодичность индивидуальных работ определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Продолжительность индивидуальной работы должна составлять не более 15 мин.

 Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

3.1.2. Перспективно-тематическое планирование по формированию лексических средств языка и развитию связной речи

Месяц, неделя

Лексическая тема

Развитие связной речи

Лексико-грамматический строй речи

I этап

Сентябрь

1-2

Диагностика

3

Овощи

Пополнение номинативного словаря по теме. Составление словосочетаний по сюжетной картине «В огороде»

Формирование навыка согласования прилагательных с именами существительными.

4

Фрукты

Пополнение номинативного словаря по теме. Составление словосочетаний по сюжетной картине «Дары осени»

Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа

Октябрь

1

Осень. Признаки осени

Пополнение номинативного словаря по теме. Составление словосочетаний по серии сюжетных картин

Имена существительные единственного числа с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

2

Деревья осенью.

Пополнение номинативного словаря по теме. «Лес осенью» составление словосочетаний.

Образование относительных прилагательных

3

Моя семья. Имена.

Пополнение номинативного словаря по теме. Составление рассказа о семье по вопросам.

Использование в речи существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами.

4

Части тела

Пополнение номинативного словаря по теме. Составление предложения с опорой на рисуночный план.

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ноябрь

1- 2

Каникулы Игрушки

Пополнение номинативного словаря по теме. Составление описаний игрушек.

Закрепление навыка составления словосочетаний. Употребление глаголов в простых предложений.

3

Посуда

Составление простых предложений о предмете посуды по опорному плану.

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4

Продукты питания

«Как приготовили обед». Составление простых предложений по опорным картинкам.

Закрепление навыка изменения имен существительных по числам. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными два, пять.

II этап

Месяц

 Неделя

Лексическая тема

Развитие связной речи

Формирование правильного звукопроизношения

Лексико-грамматический строй речи

Декабрь

1

Одежда и обувь

Составление простых предложений с опорой на предметные картинки

Звук [а]

Буква А , а

Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа в И. п.

2

Одежда и обувь

Составление предложений по картинке « Башмачки для Маши»

Звук [у]

Буква У,у

Закрепить навык практического употребления существительных ед. и мн. числа в Т.п. и Р. п. без предлога и с предлогом.

3

Зима. Признаки зимы.

Составление простых предложений по серии сюжетных картин.

Звук [о]

Буква О

Предлог о. Употребление существительных ед. и мн. числа с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

4

Новый год

Составление простых предложений по опорному устному плану из вопросительных предложений.

Звук [и]

Буква И, и

Упражнять в подборе слов-антонимов

Январь

 3

Каникулы Зимние забавы.

Составление простых предложений по сюжетной картине «Зимние забавы»

Гласные буквы э, ы

Формирование навыка правильно подбирать глаголы-антонимы.

4

Профессии

Составление предложений по теме с опорой на картинки.

Гласные звуки и буквы

Уточнить значение предлогов под, за, справа, слева. Закрепить навык употребления прилагательных антонимов

5

Транспорт

Составление простых предложений с добавлением последующих событий с опорой на предметные картинки

Слог

Закрепить навык употребления имен существительных единственного числа и множественного числа в родительном падеже

Февраль 1

Дикие животные.

Составление предложений с опорой на предметные картинки

Звук [м], [м`]

Буква М, м

Закрепить навык употребления имен существительных единственного числа в творительном падеже

2

Дикие животные

Составление описательного рассказа о животных по плану схеме

Звук [н], [н`]

 Буква Н, н

Закрепление навыка составления предложений с предлогами и без. Закрепление навыка согласования числительных с существительными

3

Домашние животные

Составление предложений о домашних животных с опорой на рисуночный план

Звук [в], [в`]

 Буква В, в

Предлог в. Закрепить навык употребления имен существительных ед.числа в Т. п., а также имен существительных мн. числа в Р. п.

4

Домашние животные

Описать домашнее животное с опорой на рисуночный план.

Звуки [г], [г`]

 Буква Г, г

Слова-синонимы

Март

1

Мебель

Составление предложений о предметах мебели по предметным картинкам.

Звук [п], [п`]

 Буква П, п

Предлог по. Закрепление навыка составления предложений с предлогами и без.

2

Мамин праздник

Составление предложений о том, как можно поздравить бабушек и мам, по плану из рисунков пиктограмм.

Звук [т], [т`]

 Буква Т, т

Формирование навыка образования Д.п. имен существительных ед. числа.

3-4

Дом. Части дома

Составление предложений по теме с опорой на картинки.

Звук [с], [с`] Буква С, с

Предлоги с, со. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе

III этап

Апрель

 1

Весна. Признаки весны.

Составление предложений о приметах ранней весны по опорному плану.

Звук [х], [х`]

 Буква Х, х

Предложный падеж имен существительных в форме множественного числа.

2

Дикие птицы

Составление предложений по опорным картинкам и устному плану

Звук [ш],

Буквы Ш, ш

Употребление существительных в форме Р. п. ед.ч с предлогом и без, в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного

3

Домашние птицы

Составление предложений по опорному плану из рисунков

Звуки [з], [з’]

Буква З, з

Предлоги за, из-за.

4

Насекомые

Описание насекомых с опорой на картиннографический план.

Звук [ж],

 Буквы Ж, ж

Предлог без. Образование относительных прилагательных. Употреблять глагол летать с разными приставками

Май

1

Лето. Цветы.

Составление простых предложений по опорному устному плану из вопросительных предложений.

Звуки [д], [д’]

 Буква Д, д

Образование сложных слов. Предлоги под, из-под, над.

2

Повторение пройденных тем

3-4

Диагностика

3.1.3. Методическое обеспечение

 1.Агранович З. Е., «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям», 2009г.

 2. Волчкова В. Н.,«Конспекты комплексных занятий с детьми», 2004г.

3. Горькова Л. Г., «Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников», М, 2008г.

 4. Руденко В. И.,«Логопедия», 2008г.

 5. Скворцова И. И., «Логопедические игры», Москва, 2008г.

6. Светлова, И., «Развиваем мелкую моторику», Москва, 2005 г

3.1.4. Материально-техническое обеспечение

Образовательная область, разделы

Перечень оборудования

«Социально коммуникативное развитие»:

 - «Социальное развитие и коммуникация»;

«Формирование игры»

Серии демонстрационных плакатов:

 Деревья ,Овощи ,Фрукты, Транспорт, Инструменты, Ягоды, Профессии, Мебель, Дикие животные, Посуда, Моя страна, Животные России.

Модели транспорта:

 Спецтранспорт, Общественный транспорт.

Дидактические игры:  настольно-печатные игры «Обобщение», «Кораблик для зверят», «Транспорт», «Собери животных», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Найди пару», «Профессии», «Обобщение», «Кто что делает?», «Бинго», «Наблюдения», «Круглый год», «Чей малыш?», «Учимся читать», «Что есть что?», «Найди пару», «Ассоциации».

Игры с предметами:

 «Магазин», «Бинго» , «Одеваем котика», «Одеваем зайку», «В деревне», «Семья вечером», «Обобщение», «Найди дорогу животным», «Накорми животных», «Сложи насекомое», пазлы, «Африка», «Насекомые», «Жираф», «Дракон», «Свинка», «Спорт», «Колобок», «Игрушки», «Фрукты», «Собачка», «Чебурашка», «Лев», «Лесные животные», «Корабль», «Ежик», «Собери семью», «Черепаха», «Репка».

Вкладыши:

«Домашние животные», «Домашние животные»,  «Наши любимцы», «Транспорт», «Собери шары», «Овощи», «Фрукты», «Найди домики для зайцев».

Кубики:

 «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Транспорт», «Овощи».

Наборы демонстрационного материала по темам: "Профессии" , "Транспорт" , "Одежда" , "Фрукты" , "Овощи" , "Птицы" , "Дикие животные" , "Домашние животные".

«Речевое развитие»

Демонстрационный материал и пособия:  "Опорные схемы для составления описательных рассказов."

 Наборы демонстрационного материала для формирования словаря и грамматического строя речи по темам: "Овощи, "Фрукты", "Мебель" и др.

 Набор игрушек для составления описательных рассказов: "Игрушки", "Животные", "Посуда", "Овощи-фрукты" (муляжи), "Транспорт".

 Плакаты большого формата по изучаемым темам.

Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (мыльные пузыри, надувные игрушки и воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.Дети с задержкой психического развития - многоч...

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ для детей с ТНР

        «Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в кот...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе детей с ОНР (1 год обучения)

  Данная программа предназначается для работы с детьми  в группе компенсирующей направленности, имеющими ОНР (старшая группа - 1 год обучения)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе детей с ОНР (2 год обучения)

 Данная программа предназначается для работы с детьми  в группе компенсирующей направленности, имеющими ОНР (подготовительная группа - 2 год обучения)...

Программа «Развивашка- легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре»

Программа «Развивашка- легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре»(возраст детей: 4-5 лет, сро...

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН И ФН 3-7 лет

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН и ФН (3-7 лет)...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с расстройством аутистического спектра

Дети с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства дошкольников с РАС отмечаются особенности ...