Программа «Развивашка- легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре»
методическая разработка (средняя группа)

Ситтикова Айгуль Эльбрусовна

Программа «Развивашка- легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре»
(возраст детей: 4-5 лет, срок реализации: 1 год)

 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ Педагогического совета МБДОУ «Детский сад №158» Заведующий МБДОУ «Детский сад №158» « 20 » января 2020 г. от «20» января 2020г. _______________________ Теймурова Э.А. МБДОУ Детский сад №158 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.Казани Программа « Развивашка - легка как ромашка» - подготовка детей с нарушением психического развития и расстройства аутического спектра к сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 4-5 лет, срок реализации: 1 год) Составитель: Ситтикова А.Э., учитель-дефектолог Казань,2020

Слайд 2

1.Пояснительная записка 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность разработки программы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158» в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, в том числе, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также оказывает помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии детей. В МБДОУ «Детский сад «158» посещают дети с различными видами нарушений развития, в том числе дети с нарушениями интеллектуального развития. У детей с нарушением интеллекта особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, родовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Органическое поражение ЦНС носит не прогрессирующий характер. Дети способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями. Психологические особенности, свойственные детям с аутизмом, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоциональноволевая сфера, познавательная сфера, деятельность. Многочисленные нарушения аффективной сферы влекут за собой серьезные поведенческие проблемы. Поведение детей с аутизмом крайне своеобразно. Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью; агрессией и самоагрессией ; с негативной реакцией на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды, маршрута прогулок. При этом ребенок не жалуется, не обращается за помощью к близким, а напротив, еще больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим. Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с тактильной сверхчувствительностью. Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка, выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией . В тех случаях, когда взрослые предъявляют к ребенку завышенные требования, у него возникает страх взаимодействия, разрушаются существующие формы общения. Мощным средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция . Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира. В угрожающей ситуации интенсивность аутостимуляций нарастает, она бывает настолько интенсивной, что может причинить физическую боль самому ребенку.

Слайд 3

Острота поведенческих проблем варьируется в зависимости от степени выраженности аутизма. Это наиболее точно отражено в созданной О. С. Никольской, Е. Р. Баенской , М. М. Либлинг клинико-психологической классификации раннего детского аутизма, в которой выделены 4 группы детей. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма. У детей с нарушением интеллекта в возрасте 3-4 лет, когда у их нормально развивающихся сверстников уже начинается сюжетно-ролевая игра, наблюдаются лишь отдельные предметно-игровые действия. Интерес к игре у этих детей очень слабый, поверхностный и нестойкий. Их интересует, как правило, лишь внешний вид игрушки, а не действия с ней. Отмечается также неизбирательное отношение к игрушкам. Характер самих игровых действий дошкольников-олигофренов своеобразен. В возрасте 3-4 лет; как уже отмечалось, у них имеются отдельные предметно-игровые действия с небольшим количеством игрушек, но при этом, как выявлено специальными исследованиями, они перемежаются неадекватными действиями. Процессуальная же игра появляется у необученных дошкольников только к пяти годам. В возрасте после пяти лет у некоторых умственно отсталых детей возникает игра с элементами сюжета. Уровня сюжетно-ролевой игры эти дети без специального обучения не достигают (Н. Д. Соколова, 1974). Однако даже при условии специального обучения для игры умственно отсталых дошкольников характерны крайняя бедность и стереотипность сюжета, быстрая истощаемость интереса и недолгая продолжительность игры. Длительность игры в целом очень короткая, однако в то же время на одном действии ребенок может застревать слишком долго. Продолжительность контакта с партнером по игре длится, как правило, не более нескольких минут. Также умственно отсталые дети практически не используют в своей деятельности игровое замещение предметов. Снижен и эмоциональный компонент игровой деятельности: дети не видят в кукле образ живого ребенка, не проявляют к ней нежных чувств, редко проявляют эмоции сопереживания и в отношениях друг с другом. Значительную роль в игровой деятельности играет и речь. Для игры умственно отсталых дошкольников характерно слабое участие речи. У младших детей сопровождающая игровые действия речь часто не соотносится с выполняемым в данный момент действием. Также дети мало общаются в процессе коллективной игры. В самостоятельной деятельности у них преобладает агрессивное выяснение отношений, споры за игрушку, жалобы, но не общение по поводу организации игры или от лица персонажей. Таким образом, уровень развития игровой деятельности у не прошедших специальное обучение умственно отсталых дошкольников не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей. Данная программа разработана на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой , Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и научно-методичекого журнала «Дефектология» предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 5 лет.

Слайд 4

1.2. Цели и задачи данной программы Цель программы : подготовить детей 4-5 лет с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре. Задача программы : Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать потребность в игре. Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия. Учить детей производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры). Воспитывать навыки игры рядом друг с другом. Возраст детей: 4-5 лет. 1.3. Сроки реализации программы. Программа рассчитана для реализации в течение одного учебного года (сентябрь - май). По содержанию всю работу можно разделить на 3 квартала: 1 квартал Цель работы – привлечь внимание детей к игрушкам. В этот период происходит формирование у детей интереса к игрушкам, пробуждение желания действовать с ними. Детей знакомят с необходимым набором игрушек. По мере постепенного заполнения игрового уголка новыми игрушками происходит ознакомление с названием очередной игрушки, ее внешним видом, действием с нею и названиями действий, а также формирование положительного эмоционального отношения к ней. Основные методические приёмы – обыгрывание игрушек педагогом, "эмоциональное заражение", показ игровых действий с различными игрушками, выполнение совместных игровых действий педагогом и детьми. 2 квартал Цель работы - направленное обучение игровым действиям. Детей учат выполнять элементарные действия с основными игрушками, особенно с куклой (кормление, укладывание спать, одевание/раздевание, катание, купание и др.). Игровые действия, хотя и складываются на основе предметных, но являются особыми действиями, в которых предметное содержание передается в обобщенной и сокращенной схеме.

Слайд 5

Преобразование предметных действий в игровые осуществляется после того, как проявляется игровая ситуация – специальные отношения между ребёнком и объектом действия, Умственно отсталые дошкольники соскальзывают с выполнения игровых действий на предметные. Однако и они далеки от совершенства. Поэтому вначале отрабатываются предметные действия с игрушками, затем – игровые. Методика формирования игровых действий: 1. Демонстрация игровых действий педагогом. 2. Вовлечение детей в игровую ситуацию 3. Выполнение детьми игровых действий по подражанию. 4. Самостоятельное выполнение детьми игровых действий. Но начинаться занятие обязательно должно с создания игровой ситуации (разными способами), и иметь логическое завершение. Занятия проходят таким образом, чтобы у каждого из детей была своя игрушка (почти одинаковые у всех), а у педагога – своя. Основные приёмы обучения на данном этапе – показ игровых действий с игрушками, сопровождающийся словесными объяснениями, выполнение действий по подражанию и образцу (сопряжённые или отражённые действия за педагогом – сильными детьми, совместные – слабыми). В результате обучения дети приобретают новые игровые умения. Каждое игровое действие, сформированное на занятиях, многократно повторяется на других занятиях и с другими игрушками. 3 квартал Цель работы – учить детей соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку и овладевать последовательностью перехода от одного действия к другому. Основные приёмы – наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни; специальная организация на занятиях ряда действий путём подбора игрушек и атрибутики, заведомо предполагающих ряд подготовительных или дополнительных к основному действий (например, купание куклы: подготовить ведро, ванну, стул с чистой одеждой). Таким образом, осуществляется подготовка к обучению сюжетно-ролевой игре (формирование ряда игровых действий, воспитание особого отношения к кукле как к заместителю живого человека и равноценного партнера по играм, развитие способности к перевоплощению как элемента ролевого поведения в последующем).

Слайд 6

1.4. Режим занятий. Игровые занятия проводятся учителем-дефектологом 2 раза в неделю в первую половину дня. 1.5. Ожидаемые результаты выполнения программы. Дети должны научиться: проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; совершать адекватные действия с куклой и машиной; выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; по просьбе взрослого производить с игрушками цепочку знакомых игровых действий (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их). Оценка сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре осуществляется посредством психолого-педагогической диагностики по методике Е.А.Стребелевой «Поиграй» .

Слайд 7

3. Календарное планирование

Слайд 10

4. Методическое обеспечение программы 4.1. Мониторинг освоения программы. Оценка сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре осуществляется посредством психолого-педагогической диагностики по методике Е.А.Стребелевой «Поиграй» , а так же Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников, Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. «Поиграй». Цель обследования: выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий. Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик. Проведение обследования : взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик. Обучение : если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру. Оценка действий ребенка : проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные. Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах: 1 балл - ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет. 2 балла – ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции. 3 балла – ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого. 4 балла – ребенок выполняет ряд логически последовательных событий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью. Результаты психолого-педагогической диагностики оформляются в виде таблицы (Приложение 1).

Слайд 11

4.2. Перечень оборудования и дидактического материала, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся). 1. Игрушки: куклы пластмассовые с нарисованными или закрывающимися глазами, подвижным креплением головы, рук, ног (высота 20—35 см); куклы-младенцы в конвертах (высота 20—40 см); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.). Сюжетные игрушки: заяц, медведь, матрешка; машинки разных размеров и модификаций (самосвал, грузовик, автобус, легковая и т.д.). 2. Одежда и обувь для кукол: летняя одежда и обувь; верхняя зимняя одежда и обувь для кукол. 3. Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник. 4. Мебель для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»; кроватки разных размеров из металла или пластмассы; плита газовая; умывальник. 5. Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, алюминиевая; чайная — пластмассовая; кухонная — алюминиевая; наборы для стирки (тазик, стиральная доска, ведро, шнур, зажимы для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли 3—4 размеров); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п. 6. Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик». 4.3. Практический материал. Тема: «Кукла Маша вышла на прогулку» Задачи: учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»); учить детей пользоваться кукольной коляской, формировать игровые действия укладывания, доставания и катания куклы в игрушечной коляске; продолжать закреплять навыки одевания и раздевания кукол; вызывать заинтересованное отношение к игрушкам и игровым действиям, желание действовать активно и самостоятельно; учить детей осуществлять выбор одной игрушки из многих и объяснять словами свой выбор. воспитывать ласковое и заботливое отношение к кукле как к живому ребенку.

Слайд 12

Материал: куклы и соответствующие им по величине коляски, кукольная одежда по сезону Ход занятия: I. Создание игровой ситуации - Знаете, дети, мне сегодня наши куклы сказали по секрету, что им очень хочется пойти с вами на прогулку. Ведь на улице такая хорошая, солнечная погода! Но так как куклы сами ходить долго не умеют, то попросили покатать их в колясках. Можно покатать их в колясках на нашей веранде - там много места, и солнышко хорошо светит через большие окна. II. Показ образца игровых действий. - Для того, чтобы выйти гулять, надо сначала одеться, правда? Ведь на улице сейчас холоднее, чем в комнате. Вот я возьму себе куклу Дашу и надену на нее курточку, штанишки и шапочку. Потом положу Дашу в коляску и буду вот так катать (педагог показывает, что коляску надо держать двумя руками за ручку впереди себя и идти сначала прямо, потом поворачивая в конце комнаты). III. Введение детей в игровую ситуацию Ну что, покатаем наших кукол в колясках? Сначала пусть каждый выберет себе куклу и скажет всем, как ее зовут. Ну-ка, разбирайте кукол, кто какую будет катать? Потом оденет ее - вон там, на столиках, есть кукольная одежда. Дети разбирают кукол, педагог спрашивает у каждого, как зовут его куклу, предлагает одеть их. При этом стимулирует и поощряет речевые высказывания детей: • Какую куклу ты возьмешь, Андрей? Почему? Как ты ее назовешь? Что наденешь на неё? • Я возьму куклу Таню, потому что у нее закрываются глазки. Надену на нее вот эту кофточку! • А я возьму вот эту куклу, потому что у нее волосы длинные, я ей берет красный надену - и т. д. IV. Выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога и самостоятельная игра. Педагог одевает свою куклу, укладывает ее в коляску. Дети повторяют за ним каждый у своего столика. Потом укладывают кукол в коляски и катят ее на веранду. Прогулочным шагом, не мешая друг другу, дети вместе с педагогом . катают коляски с куклами, разворачиваются в обратном направлении, и так несколько раз. Педагог при этом читает стихи: "Я куколку Машу катаю в коляске, Спать уложу - и закроются глазки. Как быстро ее ветерок убаюкал! Кататься в коляске полезно для кукол!" V. Окончание занятия - Вот мы покатали наших кукол, они поспали на свежем воздухе. Пора возвращаться. Достаем кукол из колясок, раздеваем их и усаживаем на место. Вот какие куклы теперь веселые, довольные и румяные. Хорошо покатались. А коляски надо поставить в уголок, завтра снова будем с ними играть.

Слайд 13

4.4. Список литературы. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 Ковальчук В. А. Специальная методика дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта. Учебно-методическое пособие. – Славянск, 2009 Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой - М: Просвещение, 2004 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис – пресс, 2006. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос , 2004. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1978. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетн...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических...

Адаптированная образовательная программа – программа дошкольного образования для детей с расстройством аутического спектра

Настоящая адаптированная основная образовательная программа разработана для детей дошкольного возраста с расстройством аутического спектра....

Дополнительная общеразвивающая программа: «Я знаю ПДД» по ознакомлению детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста с лексикой, связанной с транспортом и движением на дороге

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Перед воспитателями и родителями встает непростая задача- научить ребенка думать и действовать в самых ...