Нейроигры и нейротренажеры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Аннотация: В статье представлены нейроигры и нейротренажеры из опыта работы, способствующие развитию речи дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. У этих детей наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей, то нейроигры и нейротренажеры являются наиболее эффективными и доступными методами безмедикаментозной коррекции, имеющихся у ребенка нарушений. Речевые и психические процессы во время нейроигр корректируются через движение, в процессе которого создаются новые нейронные связи, улучшающие работу головного мозга.
Игры с нейрокоррекционным воздействием мы используем во время логопедических занятий на всех этапах, начиная с момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений и заканчивая автоматизацией поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений, а также на этапе дифференциации звуков.
В своей работе с детьми мы применяем зеркальное рисование. Это прием, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, зигзаги, восьмерки, произнося нужный нам звук, слово, словосочетания или предложения. Как вариант можно использовать нейродорожки с заданиями, где ребенок прорисовывает симметричные фигурные линии двумя руками. Ещё один вариант использования нейродорожек при автоматизации звука – это проговаривание звука (слова) с одновременным движением обеих рук по дорожкам, но в разных направлениях.
Такую же задачу выполняют и кинезиологические игры. Положительная динамика в коррекции нарушений проявляется в повышении мотивации и работоспособности ребенка, формировании самоконтроля за речью и ускорении автоматизации звуков. Дети очень любят такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Лезгинка», а усложнить их можно, добавив между движениями хлопок или притопывание ногой. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры.
В логопедической работе важным этапом после постановки звуков является автоматизация. У современных детей очень редко встречается изолированное нарушение отдельного звука. Чаще это сложные комбинированные речевые нарушения: к нам приходят дети с дизартрией, ОНР, ЗПР, СДВГ и другими нарушениями и диагнозами. Этап автоматизации в данном случае может вызвать трудности. Комплексный подход с применением метода мозжечковой стимуляции помогает добиться результата быстрее. Для этого мы используем нейротренажеры - это балансировочная доска, логомишень и т.д.
Включение многозадачности позволяет ребенку быстрее и эффективнее автоматизировать звуки, а веселые задания и игры делают логопедические занятия ярче и интереснее. Ребенок выполняет различные упражнения, тренируя межполушарные связи, вестибулярный аппарат, моторику и речь без скуки.
На логопедических занятиях, выполняя упражнения на балансировочной доске, делаем артикуляционную гимнастику на балансире, выполняем задания, попадая мячом или мешочками в напольную логомишень автоматизируем звуки, как изолированно, так и в чистоговорках. Логомишень разработан по группам звуков или исходя из слоговой структуры слов. Дети, стоя на балансире, выполняют упражнения, тем самым стимулируя мозговые процессы. Вот пример некоторых упражнений, используемых нами в работе с детьми: игра «Чего не стало?» (ребенок проговаривает: «Не стало кукурузы, не стало корзины и т.д., при этом попадает мешочком или мячиком в эти картинки), игра «Что купила мама?», игра «Жадина», игра «Один-много». А также тренируем слухо-речевую память, называя три слова, ребенок попадает мячом в картинки; зрительную память, показывая ребенку ряд из картинок и т.д.
Нейроигры на автоматизацию и дифференциацию звуков можно выполнять также с использованием массажных мячиков, шариков Су-Джок или мячей-прыгунов. Все действия с ними выполняются с одновременным проговариванием звуков, слогов, слов, чистоговорок, скороговорок и др.
Для автоматизации звуков в словах можно использовать игру «Парные картинки» в разных вариантах:
Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребенок ищет нужную картинку одновременно на левой и правой стороне карточки, ставит на нужные картинки пальцы и повторяет названное слово.
Вариант 2. Ребенок сам ищет картинки с одинаковым названием и одновременно указывает на них указательными пальцами обеих рук и называет слово, но уже без помощи взрослого.
Вариант 3. Ребенок сравнивает предметы с одинаковым названием на обеих сторонах карточки, называя сходство и различие этих предметов.
В результате использования нейроигр и нейротренажеров в логопедической работе прослеживается положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
Кроме того, следует выделить еще один положительный момент занятий -это то, что они подгрупповые. Прослеживается динамика приобретения навыков общения детей друг с другом и активного взаимодействия их в детском коллективе.
Нейроигры и нейротренажеры дают возможность учителям-логопедам более творчески и интересно вести свою работу. А это и есть залог нашего успеха!
Список использованных источников:
1. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.
3. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М. : МПСИ, 2006.
4. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)
Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет...

Практико-ориентированный проект «Использование QR-технологии как средство вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Практико-ориентированный проект «Использование QR-технологии как средство вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»...