Дидактическая игра
учебно-методическое пособие по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Сенсорные рыбки (тактильные)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_rybki.docx901.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №348 «РАДОСТЬ»

ПАСПОРТ

ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«СЕНСОРНЫЕ РЫБКИ»

(ТАКТИЛЬНЫЕ)

(ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 3-7 ЛЕТ)

Новосибирск, 2025

ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«СЕНСОРНЫЕ РЫБКИ»

(ТАКТИЛЬНЫЕ)

Название

Одна из эффективных дидактических игр, предназначенных для развития мелкой моторики и сенсорного и познавательного развития детей.

«Сенсорные (тактильные) рыбки».

            C:\Users\Админ\Desktop\Д,И_РЫБКИ СЕНС,\IMG_1384.jpg

Авторы

 Мецлер О.С.

Возрастная группа

3-7 лет

Интеграция образовательных областей

«Социально – коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель и задачи

Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо е нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными.

Цель игры: сенсорное и познавательное развитие ребенка.

Задачи игры:

- развивать мелкую моторику;

-учить анализировать тактильные ощущения;

-развивать воображение, эмоциональную сферу;

-расширять словарный запас.

Материалы

Цветная ткань (4-7 разных цветов) цветные нитки, швейная машинка.

Описание:

Данная игра представляет собой комплекта мешочков в форме «рыбок» с разнообразным наполнением:

крупы (рис, гречка, пшено, манка, соль, горох, фасоль, тыквенные семечки, орехи, вата, пуговицы, мишура.

Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 2 - 2,5 лет). Чем старше ребёнок, тем сложнее и разнообразнее должны быть задания.

Ребенку предлагается на ощупь (и даже на запах) определить, что спрятано внутри мешочка, назвать материал.

Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы.

А выбор упражнений – простор для педагогического творчества!

Описание вариантов игровых заданий

ПРИМЕРЫ игр и заданий с сенсорными (тактильными) рыбками

1. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем, учимся давать описание тому, что «прячется» внутри мешочка (форма, размер, есть ли звук).

2. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с мягким наполнителем, все темные или светлые и т. п.)

3. «Угадай, что внутри?» Ребенок выбирает непрозрачный мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».

4. Использование прозрачных и цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, показываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных цветных с очень различными формами и просим отыскать такой же.

5. Постепенно усложняем игру 3, добавляя количество непрозрачных цветных мешочков.

6. Использование прозрачных и непрозрачных цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные мешочки, в другую - непрозрачные. Берем непрозрачный, пытаемся определить содержимое и потом находим его в прозрачном.

7. Использование прозрачных и цветных непрозрачных мешочков (работа зри- тельного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные пакетики, в другую - не прозрачные. Берем прозрачные и непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.

8. Использование прозрачных и однотонных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачные и однотонные непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.

9. «Разложи рыбок». Усложняем игру 7. Инструкция: «Разложи рыбок на цветные мешочки с таким же наполнением, как в рыбке».

  • Значение развития мелкой моторики
  • Повышает тонус коры головного мозга.
  • Развивает речевые центры коры головного мозга.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
  • Способствует улучшению артикуляционной моторики.
  • Развивает чувство ритма и координацию движений.
  • Подготавливает руку к письму.
  • Развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук (то есть от развития мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды). Если эти движения соответствуют возрасту ребёнка, то и развитие его речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
  • Потому и педагогам, и родителям, следует, занимаясь с детьми, использовать игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.

Игры на занятиях логоритмики.

Играют несколько человек, бросая мешочек друг другу в руки по кругу, постепенно увеличивая скорость. В дальнейшем игру можно усложнить, используя два или три мешочка, тогда не успев кинуть один мешочек, нужно уже поймать другой.

 Из тактильных разноцветных мешочков можно выкладывать многослойные «торты», строить башенки с определенным количеством (или свойством) мешочков.

«Сортировка» – мешочки сортируются по группам в соответствии с определёнными свойствами: съедобное и несъедобное содержимое, лёгкие и тяжёлые, со звуком и без, мягкие и жёсткие.

Мешочки можно использовать как материал для других игр, например "Какой мешочек пропал?", "Какие мешочки поменялись местами?", вправо-влево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...