Консультации
консультация по логопедии (средняя группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

От правильного дыхания во многом зависят: здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч.        Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка: в младшей группе выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 - 3 слова, в средней и старшей 3 - 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы поза у детей была правильной, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Внеречевое (физиологическое) дыхание характеризуется тем, что выдох по времени равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, вдох делается через нос. При носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.

Для работы над речевым дыханием используются гимнастические упражнения "Часики", "Паровозик", "Насос "и др., игровые упражнения на поддувание бумажных птичек, шариков и комочков ваты, надувание мыльных пузырей.

Ясельная группа. 

Игры: "Чей одуванчик раньше улетит? "(ротовое дыхание);

"Пускаем кораблики" (на столе таз с водой, сидя на стульчиках, дети дуют на кораблики, произнося звук "ф "или "п");

"Птицеферма" (используются игрушки: курица, петух, гусь, цыплёнок). Воспитатель показывает игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирает. Кого встретили на птицеферме? Как она поздоровается с нами? (ко-ко-ко). Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе.

Младшая группа.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9757/78468982.2ed/0_8b814_6ce47ae7_M.png

Игры:

 "Чей пароход лучше гудит»? (Слегка выдвинуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка);

"Пузырь" (дети произносят звук "ф "не надувая щёк).

Средняя группа.  

Упражнение: "Ныряльщики" (Разводя руки в стороны - вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая - выдох носом).

Игры: "Дятел" (Произнесение каждой строчки стихотворения на одном выдохе). Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит "ддддддд";

"Шарик" Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем (надуть живот)

Шарик лопнул - выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.

Проговаривание на одном выдохе двустиший, загадок, поговорок.Счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно. Также дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках.

родственники



Предварительный просмотр:


ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА

У современных психологов принято разделять понятия внешней (моторной, экспрессивной) и внутренней (сенсорной, импрессивной) речи у детей. И если внешняя речь, включающая устную и письменную, предназначена для взаимопонимания и общения, то внутренний голос ребенка лежит в основе его волевого акта.

     Детям в возрасте до 4 лет словесные мыслеформы пока что не доступны.

 Младенцы реагируют автоматическими восклицаниями, подражанием и четкой реакцией на команды родителей. Малыши постарше громко проговаривают каждое свое действие и мысль, потом переходят на шепот.

И лишь к 4 годам они начинают думать словами, не произнося их вслух.
Заметили, что все это напоминает процесс обучения чтению? Сначала ребенок громко проговаривает каждое написанное слово, чуть позже громкость снижается до шепота, а потом он развивает навык чтения «про себя».

Подобные наблюдения вкупе с различными психологическими исследованиями доказали, что в основе развития внутренней речи, гораздо более трудной для понимания, лежит своевременное формирование и прокачка речи внешней.

Что такое внутренняя речь?

В более широком смысле, импрессивная речь представляет собой особый механизм, в соответствии с которым лобные доли мозга осуществляют функции самоконтроля и планирования,саморегуляции, анализа и прогнозирования.

В узком понимании, сенсорная речь – это совокупность функций восприятия, распознавания и понимания моторной речи. Ребенок слышит или видит информацию, обрабатывает ее в мозгу и наделяет соответствующим смыслом. Осмысление происходит в процессе анализа новой информации и сравнения ее с познанными ранее данными, извлеченными из соответствующих отделов мозга.

Логично, что для корректного восприятия информации у ребенка должны быть развиты физический и речевой слух (особенно фонематический), а также зрительное восприятие. О норме можно говорить, если ребенок в 4 года понимает:она представляет собой сокращенный план действий;
четко выделяет предмет мысли, но содержит не указание на него, а лишь его «местоименный» образ;

не содержит подлежащего;

воспроизводит все три типа сенсорных образов слова в его значении: визуальное, аудиальное и кинестетическое;

в основном, беззвучна, но может сопровождаться шепотом или бормотанием;

ненужные слова выпадают;

из присутствующих в ней слов выпадают гласные.

Особенности внутренней речи детей

Закономерности и принципы работы сенсорной речи до конца не исследованы. Но большинство ученых сходятся на том, что она непосредственно связана с мышлением ребенка. Эта высшая познавательная функция играет главную роль во всестороннем восприятии окружающего мира и глубоком его познании.

В отличие от механизмов, не изученных в полном объеме, особенности внутренней речи ученые выявили легко. Главная из них заключается в том, что она предикативна (сжата), ведь скорость мысли гораздо быстрее разговора.

Из этого следуют и другие отличительные признаки:

Для чего нужна внутренняя речь:

Если у ребенка развита сенсорная речь, его можно считать полноценным членом общества. Малыш понимает, о чем говорят окружающие, общается, реагирует на просьбы и обращение, осознает правила и закономерности. В отделы мозга, регулирующие внутреннюю речь ребенка, поступает новая информация. Происходит пополнение словарного запаса и, как следствие, значительное расширение кругозора. Малыш познает новые понятия и эмоции, сопоставляет с уже знакомой информацией и учится анализировать – его личность развивается.

Накопление данных и их анализ позволяют существенно улучшить качество жизни. К примеру, если мозг ребенка не сохраняет информацию о том, что огонь жжется, он будет постоянно обжигаться.
Если родители школьника столкнулись с его плохой успеваемостью или постоянными замечаниями учителей о невнимательности или рассеянности на уроках, одной из причин вполне может оказаться неразвитая сенсорная речь.

Развитие внутренней речи ребенка

Прежде чем включить полноценный мысленный диалог, ребенок проходит 4 главных стадии:

  1. Младенец начинает правильно воспринимать интонацию родителей.
  2. При регулярном повторении действия ребенок начинает понимать, что происходит, и даже может предугадать развитие событий.
  3. Приходит понимание слов, многократно повторенных в одной и той же ситуации (кушай, упал, киса и пр.).
  4. Ребенок начинает понимать слова без привязки к текущей ситуации. Он правильно выполняет элементарные просьбы взрослых без указки на предмет.

Окончательно внутренняя речь формируется в возрасте 4 лет. Врожденные патологии, родовые травмы и психоречевые нарушения, возникшие у ребенка на любом этапе, могут серьезно затормозить формирование его сенсорной речи. В будущем, это может сказаться на общем развитии малыша и качестве жизни в целом.

Советы родителям

Становление сенсорной речи – процесс долгий и поступательный. Но взрослые могут помочь своему чаду быстрее освоить ее азы, если прислушаются к нашим советам и начнут выполнять несложные упражнения.

  • Повторение  

Вы проговариваете четкую просьбу и тут же просите ребенка ее повторить и выполнить: «Поставь стул на место и отнеси чашку в раковину… О чем я тебя попросила?
На протяжении дня подобных ситуаций может быть множество. Важно научить ребенка повторять поручения, которые вы перечислили, и максимально точно их выполнять. Со временем у малыша это будет получаться все лучше и быстрее и вскоре дойдет до автоматизма, что и будет означать развитие внутренней речи.

  • Проговаривание

Исследования показали, что дети, проговаривающие вслух слово, которое нужно написать, или пример, который нужно решить, делают меньше ошибок и сильнее концентрируются на выполнении задачи. Причина проста – проговаривая, они отдают себе команды и развивают тем самым свою внутреннюю речь.

Самодиктование может касаться не только обучения, но и любой другой сферы жизни ребенка. Завязывает шнурки – «петелька, петелька, продеваем…», чистит зубы – «взяли щетку, выдавить пасту…» и т.д. Со временем эти команды из устной речи переходят в сенсорную и выполняются автоматически.

  • Игры
  1. Развитие понимания обращенной к ребенку речи: «Хочешь познакомиться с игрушками? Подойди ко мне! Тебе понравилась кукла? Помаши ей рукой».
  2. При помощи тематических картинок (объекты, люди, действия), разложенных на стопки, задается ситуация: «Девочка моет руки». Ребенок должен выбрать из соответствующих стопок картинку с девочкой и действием «моет руки». Таким образом тренируется сопоставление сказанных слов, сохраненных в памяти данных и предложенных образов.
  3. Для закрепления понятий формы, цвета и положения попросите малыша выбрать из двух одинаковых объектов тот, который больше/выше/дальше/синий и т.д.
  4. Для отработки возражения предложите простые тематические иллюстрации вроде «мальчик кушает» или «бабушка вяжет» и попросите показать то, чего нет. Например, «мальчик вяжет». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему понять, что такой картинки нет, но это не страшно.



Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения в практике работы с детьми
дошкольного возраста
Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего
движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление,
возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия,
медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика,
психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат
Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную
энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла
наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц,
которая преподавала его в Москве с 1991г.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые
нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой
развития интеллекта.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное,
образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и
кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое,
знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой
информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из
деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон
(мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного
мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно
необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария
в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается
проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую
нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается
пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация
работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком
состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки,
связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у
человека противопоставлен всем остальным пальцам.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.
Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и
пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений рук.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук
достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для
последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и
взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у
ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет
овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию
мозолистого тела. Основное развитие мехполушарных связей формируется у девочек до 7-
ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая
работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного
обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное
развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное
взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями
пользовались Гиппократ и Аристотель.
Такм образом, кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают
стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную
деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и
внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные
представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному
контролю.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог
(родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа
обеих рук одновременно.
3. Упражнения должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
4. Продолжительность выполнения упражнений зависит от возраста и может
составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
Кинезиологические упражнения с младшими дошкольниками необходимо
выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в
завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными,
доброжелательными и четкими. Время выполнения упражнений – 5-10 минут.
Продолжительность упражнений с детьми среднего и старшего возраста — 10–15
мин. Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день. Все упражнения
выполняются вместе с детьми, постепенно увеличивается время и сложность.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
 выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение
речевого и зрительного контроля);
 подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Кинезиологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять
положение рук.
«Ухо—нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
«Ребро, кулак»
Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите
руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
«Лягушка»
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости
стола. Менять положение рук.
«Лучики»
Задачи: развивать координацию движений тела, улучшать внимание и память,
формировать пространственные представления.
Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно
ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.
Кинезиологические упражнения для детей старшего дошкольного возраста
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.
Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков
правой руки: большой указательный, большой — средний и
т.д. В упражнении участвуют все пальчики.
«Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните
пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении
прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и
левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости,
ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет
пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10
повторений моторной программы. Проба выполняется сначала
правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При
усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог
предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми
вслух или про себя.
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.
Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не
допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...