Конспект индивидуально-коррекционного занятия с применением песочного планшета "Автоматизация звука [р]" в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Егорова Анастасия Викторовна

Направление данного методического материала - методическая разработка. Наименование методического материала - конспект индивидуально-коррекционного занятия с использованием песочной терапии для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи. Тема занятия "Автоматизация звука [р]". Это итоговое коррекционно-индивидуальное занятие по автоматизации звука [р], которое с одной стороны служит обобщающим занятием для воспитанника, объединяющее сразу несколько педагогических задач одним игровым сюжетом, а с другой - служит диагностическим инструментом для педагога, который оценивает, как ребёнок усвоил эти задачи.

Коррекционная деятельность построена на основе знакомого мультфильма с применением песочного планшета, в процессе которого решается комплекс воспитательно-образовательных задач. На занятии предлагается много игровых заданий, направленных на автоматизацию поставленного звука и совершенствование лексико-грамматических категорий. Цель данного материала - освоение особенностей моделирования образовательного процесса с применением песочного планшета.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации поставленных звуков и лексического запаса. Песочный планшет предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой»

Структурное подразделение «Семицветик»

Направление: «Современная методическая разработка»

Конспект индивидуально – коррекционного занятия

с использованием песочной терапии

для детей старшей группы (5-6 лет)

компенсирующей направленности

с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Автоматизация звука [р]»

20250226_151157

Составитель: учитель-логопед

первой квалификационной категории

Егорова Анастасия Викторовна

Стрежевой, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержательная часть (конспект индивидуально - коррекционного занятия с использованием песочной терапии) для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Автоматизация звука [р]»)

5

III

Литература

12

IV

Приложение

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление: «Современная методическая разработка»

Наименование методического материала: Конспект индивидуально -коррекционного занятия с использованием песочной терапии для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.

Место методического материала в педагогической системе: Это итоговое коррекционно - индивидуальное занятие по автоматизации звука [р], которое с одной стороны служит обобщающим занятием для воспитанника, объединяющее сразу несколько педагогических задач одним игровым сюжетом, а с другой - служит диагностическим инструментом для педагога, который оценивает, как ребёнок усвоил эти задачи.

Коррекционная деятельность построена на основе знакомого мультфильма с применением песочного планшета, в процессе которого решается комплекс воспитательно - образовательных задач.

На занятии предлагается много игровых заданий, направленных на автоматизацию поставленного звука и совершенствование лексико - грамматических категорий. Выполняя игровые задания ребёнок учится согласовывать существительные с прилагательными, осваивает навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Этапы работы над созданием Методической разработки

Ответственный

Определение комплекса образовательных задач

Учитель - логопед Егорова А.В.

Составление плана занятия, используя песочный планшет

Учитель - логопед Егорова А.В.

Предварительная работа по теме конспекта (автоматизация звука[р] изолированно, в слогах, в начале слов, в середине слова, в конце слова, во фразах, в предложениях, отработка необходимых навыков, обогащение словаря)  

Учитель - логопед Егорова А.В.

Подготовка раздаточного материала

Учитель - логопед Егорова А.В.

Составление конспекта занятия

Учитель - логопед Егорова А.В.

Проведение индивидуального коррекционного занятия

Учитель - логопед Егорова А.В.

Цель методического материала: освоение особенностей моделирования образовательного процесса с применением песочного планшета.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с особенностями работы с песочным планшетом по развитию речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  2. Способствовать овладением  речи воспитанников как средством общения и культуры через применение песочного планшета.
  3. Создавать условия для проведения коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Актуальность: Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. Улучшая работу всего организма в целом, мы оказываем благотворное влияние на речевое развитие детей.

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально - волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими. Отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Указанные особенности в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Жизнь не стоит на месте и диктует новые тенденции, подходы, техники в обучении детей. Чтобы активировать познавательную деятельность детей, повысить речевую, мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки необходимо наряду с непосредственно организованной деятельностью использовать и нетрадиционные формы обучения.

Новизна: Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации поставленных звуков и лексического запаса. Песочный планшет предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении.

Ожидаемые результаты:

Для педагога: в результате такой работы получен методический продукт в виде занятия - путешествия с игровыми заданиями и упражнениями.

Для детей:

- Умеют применять знания, умения, навыки, полученные на занятиях по обучению грамоте (умение определять местоположение звука в слове, звуковой анализ и синтез), на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий (согласование  существительных с прилагательными, продолжать формировать навык по составлению предложения, развивать словарь, умение подбирать обобщающие слова) и на индивидуальных занятиях по постановке и автоматизации звука.

- Адаптированы к новым условиям.

Методы и формы контроля: наблюдение, практическая работа.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Это индивидуально - коррекционное занятие, проводится с одним ребёнком, состоит из нескольких этапов. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом этапе решались определённые задачи.

  1. Предварительная работа. Его цель создание условий к предстоящей деятельности. Включает в себя групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия по освоению поставленных задач. Занятия проводит учитель  - логопед. Рекомендации по отработке отработанных навыков проводят воспитатели группы. Включение родителей в коррекционно - развивающий процесс.
  2. Совместная со в взрослыми и самостоятельна деятельность деятельность детей. Цель - организация детской деятельности детей; решение образовательных задач, закрепление полученных навыков; развитие навыков сотрудничества.
  3. Подведение итогов.  Цель: подведение итогов усвоение полученных навыков через практическую деятельность.

Тема: «Автоматизация звука [р]»

Цель занятия: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать правильное произношение звука [Р];
  2. Уточнять акустический и артикуляционный уклад звука [Р];
  3. Автоматизировать звук [Р] в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях.
  4. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными.
  5. Продолжать формировать представление о грамматическом понятии - предложение.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
  2. Развивать плавный и длительный выдох;
  3. Развивать фонематический слух;
  4. Учить определять место звука в слове – в начале, в середине, в конце слова.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
  2. Формировать положительное отношение к занятиям.
  3. Воспитывать усидчивость, умение чётко выполнять поставленное задание.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях;

- Различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове, определять наличие или отсутствие звука [Р] в словах;

- Читать прямые и обратные слоги с буквой Р;

- Составлять предложения.

Личностные: уметь взаимодействовать с педагогом, знать правила поведения на занятии.

Метапредметные: уметь применять знания, полученные на занятиях обучение грамоте (место нахождения звука, чтение слоговых таблиц), развитие лексико-грамматических категорий (подбор обобщающего слова).

Методы, применяемые при организации образовательной деятельности:

- Наглядные: показ картинок.

- Словесные: указания, объяснения, задания, похвала.

- Практические: игровые упражнения, показ чтения слоговых прямых и обратных.

- Игровые занятие проходит в форме игры.

- Обучение через создание проблемных ситуаций – создание проблемной ситуации в начале занятия.

Технологии:

- Здоровьесберегающие технологии - технология песочной терапии - развивает воображение, мелкую моторику, речь, снимает напряжение, развивает концентрацию внимания. Проведение упражнения «Умные дорожки» на двигательную активность.

- Личностно-ориентированного обучения – действия ребёнка в деятельности поддерживаются в зависимости от способностей.

Активные формы обучения: проблемное и развивающее обучение, коррекционно-развивающее.

Формы организации: индивидуальная.

Виды деятельности: игровая, продуктивная.

Оборудование:  карточки с артикуляционной гимнастикой, песочный световой планшет, игрушки троллей - 4, бумажный цветок, картинки со словами для определения наличия или отсутствия звука [Р] в слове, картинки со словами для определения звука [Р] в начале, середине, конце слова, картинки с изображением фруктов в названии которых находится звук  [Р], деревянные шаблоны (гранат,  трактор, ракета, перец).

Ход занятия

Орг.момент (Приветствие ребенка) Здравствуй….

Сообщение темы занятия: сегодня на занятии мы будем учиться выговаривать звук [р]. Для начала мы сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:

Ребёнок выполняет вместе с логопедом пред зеркалом.

1.Упражнение «Качели»

На качели я сажусь, вверх и вниз

На них несусь.

- Поднимаем язычок вверх - широкий.

2. Упражнение «Вкусное варенье»

Очень вкусное варенье дали нам

На день рожденье.

Банку целую я съел, но наестся не успел.

3.Упражнение «Барабан»

- Бум, бум, бам, бам, - у меня есть барабан.

Я в него весь день стучу

Барабаню, что хочу.

- Открываем рот широко, язычком ударяем о бугорки за верхними зубами.

-ДДДДДД

4. Упражнение «Лошадка»

Звонко цокают подковы

Пыль стоит столбом

На лошадке скачет Вова

Рады все кругом.

- Давай поскачем на лошадке.

5. Упражнение «Грибок»

Широкая шляпка

И крепкая ножка

Хороший грибок положу я в лукошко.

- Давай мы сделаем грибок (присасывай язычок к нёбу – держим под счёт до 10).

6. Упражнение «Чашечка»

- Высовывай язык, как лопату, загибаем края, кончик – широкий язычок. (Держим под счёт до 10).

Актуализация знаний

Логопед: - Сегодня к нам пришла Роза – кто это?

- (тролль розового цвета из мультика)

- Розочка пришла за помощью из волшебной страны, у неё украли цветок счастья и радости. Поможем его найти. Поставим Розу – она будет за нами наблюдать. Цветок нужно не просто найти, нужно выполнить очень сложные задания. Ты готов?

- (Да)

- А путешествовать мы отправляемся на красной машине – выполнять различные задания. Нарисуй гараж для машины – в правом верхнем углу, а теперь путь для машины в гараж, заводи мотор

(Р-Р-Р)

- Машина заехала в гараж. Нарисуй дорогу из гаража в левый верхний угол.

(Ребёнок рисует путь)

-  А теперь заводи мотор, поехали в левый верхний угол.

- (РРР)

-  Откуда выехала машина?

- (Машина выехала из гаража)

 Вот мы и приехали к первому заданию.

Первое задание «Автоматизация слогов»

- Когда ты заводил мотор, какой звук ты слышал?

-(Р)

- Нарисуй слева букву, которая обозначает звук [Р].

Ребёнок рисует пальцем на песке букву Р.

- Какая это буква?

- (Р)

- А теперь я нарисую буквы справа, а ты их назови.

Логопед рисует буквы гласные А, О, У, И. Ребёнок называет.

- Какие буквы я нарисовала?

(Гласные)

- Почему?

(Их можно пропеть)

- А [Р] это гласный или согласный звук?

(Согласный)

- Почему? (его нельзя пропеть и протянуть, встречает преграду на своём пути в виде язычка).

- Давай почитаем, что мы написали. Соединяй линией от гласной к согласной и читай.

(АР, УР, ОР, ИР)

- Теперь наоборот – ребёнок справа рисует букву р, логопед слева рисует гласные буквы.

Ребенок соединяет согласную букву с гласными буквами, проговаривает, что получилось.

(РА, РУ, РО, РИ)

- Разровняем песок. И поедет наша машина из левого верхнего угла в левый нижний угол. Рисуй дорогу.

Ребенок рисует дорогу.

- Заводи мотор.

(РРРР)

- Доехала наша машина к следующему заданию.

Второе задание

- Чтобы выполнить это задание тебе нужно закрыть глаза. А я быстро приготовлю это задание.

Ребёнок закрывает глаза, логопед в это время готовит картинки, присыпает их песком. – 4 картинки.

Дыхательная гимнастика.

- У меня есть две трубочки, чтобы это задание выполнить нужно сдуть песочек и определить в каких словах есть звук– эти картинки будешь отдавать Розе, складывать в стопочку сюда, а в каких нет звука [Р], оставляй на планшете.

Упражнение «Определи звук [Р] в слове»

Ребёнок называет слова, если есть звук [Р] убирает в стопочку, а если нет звука [Р] в слове оставляет на песочке.

(Рыба, ракета, сыр – есть звук [Р], кошка-  остаётся лежать на песке, там нет звука [Р])

- Молодец, ты справился с этим заданием.

Динамическая пауза Физ.минутка

Игра «Умные дорожки»

Ребёнок прыгает по дорожкам двумя ногами, загибая при этом на руках пальцы, изображенные на карточках, произнося слоги, расположенные рядом с дорожками (РА, РО, РУ, АР, ОР, ИР)

Третье задание

Упражнение «Вкладыши»

- На песке образовались непонятные контуры. Что это – назови.

(Это гранат)

- Какой он?

(гранат красный)

(это перец

- Какой он?

(перец красный)

- (Это трактор)

- Какой он?

(трактор красный)

- Это ракета.

- Ракета какая?

(Ракета красная)

- А сейчас я тебе покажу, что изображено, а ты определи, правильно ли ты определил.

Ребёнок соотносит картинку с вкладышем.

- Разравниваем песок.

Четвёртое задание.

Упражнение «Где находится звук»

- К нам в гости пришёл тролль. Его зовут Рома, он принёс много карточек.

Логопед выкладывает карточки на песке.

- И он просит меня нарисовать такие схемы. (схема слова начало слова, середина и конец слова).

- Тебе нужно определить, где находится звук на этих картинках в словах – в начале слова, в середине или в конце слова.

- Ты берёшь картинку, произносишь слово и определяешь куда же эту картинку отнести.

(это топор – в этом слове звук Р слышится в конце слова)

(слова для работы – шар, топор, помидор, рак, робот, радуга, горох, сорока)

- Разравниваем песок. Наша машина поехала в правый нижний угол. Рисуй дорогу. Заводи мотор.

(РРР)

- Мы приехали к следующему заданию.

Практическая работа

 Пятое задание «Автоматизация звука [Р] в предложениях»

- Наша машина отправляется в левый нижний угол. Рисуй дорогу в левый нижний угол, заводи мотор.

(РРР)

- Мы приехали к следующему заданию. К нам пришли два тролля - Рая и Ира. (выставляются фигурки троллей). Они хотят поиграть с тобой в игру. Назови троллям картинки. Что это?

(гранат, персик, груша)

- Как можно назвать это одним словом?

(фрукты)

- Где растут фрукты?

(на дереве в саду)

- Сейчас будем играть с тобой с Раей и Ирой. Рая будет продавать, а Ира покупать. Что продаёт Ира?

(Ира продаёт Рае грушу)

- А Рая что сделала?

(Рая купила у Иры грушу)

- Что продаёт Ира?

(Рая продаёт Ире персик)

- А Ира что сделала?

(Ира купила у Раи персик)

- Что теперь продаёт Ира?

(Ира продаёт  Рае гранат)

- А Рая что сделала?

( Рая купила у Иры гранат)

- Что продавали и покупали тролли?

(Тролли продавали и покупали фрукты)

- Молодец! Ты справился с этим заданием. А сейчас построй гору из песка. Наша машина едет к горе. Заводи мотор.

(РРР)

- Машина приехала к горе, а за горой был спрятан цветок радости и счастья. Как этот цветок называется?

(Роза)

Итог занятия

Рефлексия

- Какой сегодня учились выговаривать звук?

 (Р)

- Что тебе понравилось на занятии?

По результатам наблюдений во время занятия и выполненных практических заданий – педагог отслеживает усвоил ли воспитанник предложенный материал и принимает решение о дальнейшей траектории развития  ребёнка.

Литература

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад городского округа Стрежевой» (МДОУ «Детский сад Стрежевой») Согласовано Педагогической конференцией МДОУ «Детский сад Стрежевой» 29.08.2023 Протокол. Приказ МДОУ «Детский сад Стрежевой» от 30.08.2023 №75
  2. О.Н.Каушкаль, И.Н.Чернышова «Познавательно - речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно  - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.
  3. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Парциальная программа. Изд. 2-е.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023.-272 с.
  4. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Игры с песком для обучения пересказу детей 5 - 7 лет». Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2023. (Библиотека логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развития в старшей группе

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия   для ребенка с задержкой психического развитияв старшей группе (второй год обучения) компенсирующей направленности (с методическим...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе компенсирующей направленности «Предлог ОТ»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе компенсирующей направленности....