Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции
статья по логопедии (старшая группа)

логомассаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания.

  1. В направлении от середины лба к вискам.
  2. От бровей к волосистой части головы .
  3. От линии лба вниз через все лицо к шее.
  4. От мочек уха по щекам к крыльям носа.
  5. По верхней губе от угла рта к середине.
  6. По нижней губе от угла рта к середине.

Движения повторяются 5-7 раз, по времени массаж не превышает 3 минуты, проводится ежедневно.

Расслабление языка и его корня.

  1. Точечный массаж подчелюстной ямки, который проводится в течение 15 секунд

вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюсти.

  1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти –15 секунд.
  2. Легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течении 15 секунд языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно.

           Расслабление оральной мускулатуры.

Достигается  легким  постукиваниями, поглаживаниями мышц, лба, щек, шеи, губ, языка. Движение проводится двумя руками в направлении от периферии к центру. По 6-8 раз, несколько раз в день.

Расслабление губ.

  1. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.
  2. Поглаживание верхней губы и нижней губы от уголков к центру.
  3. Постукивание губ.
  4. Точечный массаж губ /по 3-8 раза несколько раз в день/.

Расслабление мышц шеи.

Правая рука логопеда подкладывается под голову ребенка и медленными плавными движениями поворачивает голову в одну и другую сторону, покачивает вперед 3-5 раз. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и языковой мускулатуры проводится путем поглаживания, растягивания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению, от средней линии к ушам к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры (2-мя руками)

  1. Поглаживания лба от середины к вискам.
  2. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам.
  3. Разминание скуловой и щечной мышцы, поместив указательный и средний пальцы обеих рук нижней части и виска спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяются 8-10 раз несколько раз в день.

Укрепление губной мускулатуры.

С этой целью производится поглаживание, растирание, разминание , вибрация губ:

  1. От середины верхней губы к углам.
  2. От середины нижней губы к углам.
  3. Поглаживание носогубных складок к крыльям носа.
  4. Пощипывание губ.

/по 8-10 раз ежедневно по 2-3 раза/

Укрепление язычной мускулатуры /с помощью деревянного штапеля/

  1. Продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику.
  2. Вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык.
  3. На поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону.

Движения 1,2,3 повторяются 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения передаваемые языку через штапель ,в течении 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.

Точечный массаж при гиперкинезах.

  1. Перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в область середины левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательный палец правой руки помешается на правую носогубную складку, а левой руки под углом слева и производят те же движения.
  2. Указательный палец левой руки помещается в области середины носогубной складки слева, правой руки под  углом нижней челюсти справа. Производят вращательные движения в этих точках. Затем движения проводят на противоположной стороне.
  3. Указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при 1,2 пункта или же в точке под углом слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком под ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это упражнение проводят на противоположной стороне.
  4. При резко выраженных гиперкинезах используют следующие точки: если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки, или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и также осуществляются вращательные движения  в данных точках. Затем эти упражнения повторяются в противоположной стороне.
  5. При стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой и точка, находящаяся в области одной из носогубных складок тоже делают точечный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.

Эти приемы проводятся 3-4 раза, подбираются строго индивидуально, т. к. неправильно выполненный массаж может только увеличить гиперкенезы. Точечный массаж производится ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсомоторных функций у детей – сирот дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Проблемы интеллектуального развития воспитанников дошкольного возраста выражаются, прежде всего,  в нарушении познавательной деятельности. У детей-сирот снижена ориентировочная деятельность...

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Формирование предпосылок развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью у детей с ОВЗ

Формирование  предпосылок развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью у детей с ОВЗ...

«Дидактические игры и материал, как средство формирования сенсомоторного развития детей с ОВЗ»

Значение сенсомоторного развития.Какие нарушения наблюдаются у детей с овзЧто поможет развивать работа в данном направленииЦели, задачи.Дидактические игры, используемые в  работе....

Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников....

Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития

Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития.В настоящее время большое внимание специалистов уделяется проблем...

Логопедический массаж. Формирование сенсомоторных предпосылок для развития артикуляции

Важный период в развитии ребенка это — появление первых лепетных слов, затем фраз. Сознательные родители обращают внимание на речь ребенка: они запоминают первые слова; ведут блокнотик новых сло...