Доп программы и рабочие программы
методическая разработка по логопедии
Развивающая работа с детьми, прописанная в рабочей программе учителя - логопеда, осуществляется адресно, с учетом состояния здоровья, возраста и речевого дефекта и направлена на развитие дефицитарных речевых функций. Индивидуальную работу планирую согласно результатам речевой диагностики и непрерывного мониторинга усвоения ФАОП ДО, по итогам проведения образовательной деятельности. Осуществляю психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и ТНР по рекомендациям ТПМПК. Разрабатываю и применяю формы выявления способных обучающихся, индивидуальные «маршруты» обучения, механизмы учёта индивидуальных возможностей. В построении образовательной деятельности и выборе технологий учитываю индивидуальные особенности детей, через выявление уровня развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Провожу индивидуальную работу в рамках индивидуальной адаптированной программы для детей-инвалидов; индивидуальной адаптированной программы речевого сопровождения детей с задержкой психологического развития. Использую в работе нейроигры и нейроупражнения для развития координации движения, пространственной ориентировки, умения удерживать в поле зрения одновременно несколько предметов. Использую индивидуальный образовательный маршрут развития, который позволяет отметить динамику в развитии детей с ОВЗ и сопоставить результаты каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.35 МБ |
![]() | 2.98 МБ |
![]() | 38.78 КБ |
![]() | 2.63 МБ |
![]() | 1.98 МБ |
![]() | 33.19 КБ |
![]() | 526.5 КБ |
![]() | 1.61 МБ |
![]() | 493.69 КБ |
![]() | 1.85 МБ |
![]() | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №29 «ЕЛОЧКА»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете № 1 протокол от 31.08.2022г. № 1 | Заведующий МАДОУг. Нижневартовска ДС № 29 «Ёлочка» | |
_____________________Т.М. Корнеенко | ||
Приказ от 31.08.2022г. № 379 |
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
наставника Лисицыной Ирины Владимировны
с наставляемым Саламановой Еленой Васильевной
2021 - 2024 учебный год
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт программы | 2 |
2 | Пояснительная записка | 3 |
3 | Цель, задачи программы | 5 |
4 | Основные термины | 6 |
5 | Содержание программы | 6 |
6 | Этапы реализации программы | 8 |
7 | Механизм реализации программы | 11 |
8 | Приложение | 12 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа по организации наставничества |
Основные цели, задачи Программы | Цель: Оказание помощи учителю - логопеду в еепрофессиональном становлении. ЗАДАЧИ: 1.Привить специалисту интерес к педагогической деятельности в области логопедии. 2. Способствовать успешной адаптации специалисту к профессиональны навыкам в новой должности. 3.Ускорить процесс профессионального становления, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. 3.1.Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы. 3.2.Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении. 3.3.Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта. 4.Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства учителя - логопеда. |
Сроки реализации программы | 2022 -2023 учебный год |
Структура программы | - Паспорт программы. - Пояснительная записка. - Содержание программы. - Этапы реализации программы. - Механизм реализации. - Приложение. |
Составители программы | Учитель - логопед Лисицына И.В. |
Участники программы | - Руководитель - Заместитель заведующего по ВМР - Педагог-наставник - Наставляемый |
Целевая аудитория | Наставляемый |
Ожидаемые результаты Программы |
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих.
Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
1.новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
2.различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
3.необходимое взаимодействие семьи и ДОО требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.
Программа наставничества разработана с целью становления учителя - логопеда, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Оказание помощи учителю - логопеду в ее профессиональном становлении.
Задачи:
1.Привить учителю - логопеду интерес к педагогической деятельности.
2.Способствовать успешной адаптации учителю - логопеду к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.
3.Ускорить процесс профессионального становления учителя - логопеда, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности:
3.1.Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы коррекционно-образовательной работы;
3.2. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения.
3.3. Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта.
4. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства учителю - логопеду.
Ожидаемый результат
- Ускорится процесс профессионального становления учителя - логопеда.
- Адаптация педагога в коррекционной деятельности.
- Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ.
Молодые и/или вновь принятые педагоги ДОУ приобретут возможность личностного и профессионального роста в коррекционном направлении.
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Наставничество — это практика введения нового сотрудника в (учреждение) и обучения на рабочем месте силами сотрудников различных подразделений компании, специально подготовленных для выполнения этой задачи.
Наставник — опытный сотрудник компании (учреждения), принимающий на себя функцию обучения новичка в период прохождения им испытательного срока.
Стажер — новый сотрудник учреждения (молодой педагог или педагог без опыта работы) в период обучения и вхождения в должность под руководством наставника. В МАДОУ ДС № 29 это учитель - логопед, которому, необходимо повысить уровень профессиональных знаний и умений; специалист, впервые пришедшие в сферу профессионального образования.
Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному. Наставничество в МАДОУ ДС № 29 является разновидностью индивидуальной работы с учителем - логопедом, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности по этой специальности. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые годы – это период становления специалиста
Этапы становления специалиста:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Практически каждому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь, кому-то она понадобится несколько месяцев, кому-то годы. В дошкольной образовательной организации можно выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию.
Программа «Наставничество» способствует становлению педагога на всех уровнях данного процесса:
1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. Профессиональное самоопределение,
3. Творческая самореализация,
4. Проектирование профессиональной карьеры,
5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога:
Направления | Содержание направления |
Профессионализация | Появление новых профессиональных качеств и именно здесь педагогу необходимо наставничество |
Социализация. | Появление новых качеств личности |
Наставником может являться опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.
Критерии отбора наставников
Квалификация сотрудника | Должность: учитель - логопед первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества. |
Показатели результативности | - стабильно высокие результаты образовательной деятельности; - отсутствие жалоб от родителей и воспитанников. |
Профессиональные знания и навыки | -доскональное знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста; -умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками; - знание компьютерной программы. |
Профессионально важные качества личности. | - умение обучать других - умение слушать - умение говорить (грамотная речь) - аккуратность, дисциплинированность - ответственность - ориентация на результат - командный стиль работы |
Личные мотивы к наставничеству | - потребность в приобретении опыта управления людьми; - желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам); - потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации. |
Права наставника:
- Включать с согласия заведующего МАДОУ ДС (заместителя заведующего), других сотрудников для дополнительного обучения специалиста.
- Требовать рабочие отчеты у специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный.
2. Реализационный.
3. Итоговый
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя:
• Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.
• Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами.
• Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
• Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей
Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета МАДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).
II этап Реализационный включает в себя:
- Изучение теоретического основания и содержания программы для детей с ТНР.
- Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми ОВЗ.
- Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
- Ознакомление учителя - логопеда с организацией развивающей предметно- коррекционной среды в группах.
- Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.
- Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для учителя - логопеда в разных возрастных группах.
- Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности , с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми ОВЗ.
- Консультации для учителя - логопеда по работе с родителями.
- Самообразование специалиста.
- Обсуждение коррекционной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения учителя- логопеда, которая поможет ему не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
Основной задачей работы с начинающими педагогами — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОО и стимулирование роста уровня профессионально- педагогической компетентности начинающих педагогов.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению специалиста в профессию педагога:
- Индивидуальные и групповые беседы администрации, методической службы, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного МАДОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии учителя - логопеда детского сада.
- Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
- Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого- педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
- Создание условий для повышения квалификации, профессионально- педагогической переподготовки (если они пришли из других сфер деятельности).
- Вовлечение педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
- Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
- Диагностика и мониторинг корекционного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
- Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
- Контроль, учёт и оказание методической помощи учителю - логопеду.
- Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
- Обучение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
- Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами коррекционного воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной и коррекционной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
Формы работы, используемые в работе по наставничеству: наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. Разнообразные формы работы со специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разнообразие мероприятий, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод: система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.
III этап реализации программы - итоговый включает в себя:
- Показ открытых мероприятий:
в образовательной организации на муниципальном уровне
- Анализ результатов работы на педагогическом совете.
- Ежегодное подведение итогов работы.
- Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение учителем - логопедом, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, вновь принятыми педагогами, заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.
Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы специалиста с закрепленным за ним наставником. На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль.
Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и учителем - логопедом, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете.
Приложение 1
ПЛАН РАБОТЫ
наставника Лисицыной Ирины Владимировны
с учителем - логопедом Саламановой Е.В.
на 2022-2023 учебный год
Цель работы: оказание методической помощи учителю - логопеду в повышении уровня организации коррекционно - образовательной деятельности.
Задачи:
- оказать методическую помощь учителю - логопеду в повышении уровня организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию речи детей с ОВЗ;
- помочь организовать предметно - развивающую среду в группе по развитию и совершенствованию речи детей;
- развивать потребность и мотивацию в самообразовании;
- познакомить с разнообразными методами и приемами обучения при проведении коррекционно - образовательной деятельности;
Формы работы:
Консультации;
Показ открытых занятий наставником;
Беседа (анализ)
Сроки | Содержание работы | Цель | Форма проведения |
Сентябрь | Посещение группы для ознакомления с организацией предметно развивающей среды по развитию речи. Подготовка речевого уголка к началу нового учебного года. Консультация по формированию центра «Речевого развития» Занятие наставника: «Рекомендации по заполнению речевой карты» | 1.Информирование о плане работы наставника на текущий год, его обсуждение. 2.Выявлени профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения. | Консультации и ответы на интересующие вопросы. |
Октябрь |
2.Консультация по логопедической литературе. Занятие наставника: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения» Занятие наставляемого: «Показ наставнику артикуляционных упражнений на каждый звук»» | Помощь в подборе наглядно - дидактического материала по артикуляционной гимнастике и подбор книг. | 1.Консультация -практикум. 2.Показ готовой картотеки по артиляционной гимнастике. 3. Рекомендация книг «Сказка о веселом язычке» « Тру - ля - ля» В.Н.Косыгина |
Ноябрь | 1.Консультация «Речевое дыхание, как основа правильной речи» Занятие наставника: «Развитие правильного речевого дыхания» Занятие наставляемого: «Показ разных этапов правильного речевого развития» | Помощь в оформлении и пособий на развитие дыхания | Игры на дыхания. |
Декабрь | Консультация «Как правильно поставить звуки речи?» (разные способы) Занятие наставника: «Показ разных способов при постановке звуков» Занятие наставляемого: «Практическое занятие на постановке звука Л» | Мотивация и стимулирование молодого педагога к поиску новых форм образовательной деятельности. | Памятки, буклеты |
Январь | Консультация «Развитие фонематического слуха и восприятия». Занятие наставника: «Фонематический слух, как основа для правильной постановке звука» Занятие наставляемого: «Показ игр на фонематическое восприятие» | Помощь в оформлении и пособий на развитие фонематического слуха. | Игры, пособия |
Февраль | Консультация «Играем с пальчиками, развиваем речь» Занятие наставника: «Каталог игр – наши пальчики помогают говорить» Занятие наставляемого: «Практическое занятие на занятии – игры с пальчиками» | Овладение передовыми методами и приемами в работе | Картотека пальчиковых игр |
Март | Работа с документацией. Диагностика, планы, индивидуальные маршруты, составление программы развития. Занятие наставника: Подготовка документов на ТПМПК. Занятие наставляемого: Подготовка документов на ТПМПК. | Правильность оформления документации | Должностные инструкции |
Апрель | Посещение занятий по обучению грамоте Занятие наставника: «Обучение грамоте.Что такое звук и буква?» Занятие наставляемого: «Звук и буква Ш» | Составление конспекта. Анализ молодого специалиста | Подготовка раздаточного и демонмтрационного материала. Беседа, анализ. |
Май | Консультация и ответы на интересующие вопросы. Проведение итогов работы Занятие наставляемого: Итоговое занятие по обучению грамоте | Обучение и помощь в проведение коррекционной деятельности | Мониторинг на конец учебного года. |
Приложение 2
Примерный
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
(составляется и заполняется педагогом – наставником)
Ф.И.О. сотрудника (стажера)
______________________________________________________________________
Должность:____________________________________________________________
Наставник:___________________________________________________________________________
План работы на период с «_____»_____________ _____ по «____»_________________
Подведение итогов по данному плану «______»_________________
№ | Заседание (что конкретно посетить, освоить) | Цель/ планируемый результат | Сроки выполнения | Отметка о выполнении/ подпись стажера |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Ознакомлен(а) ____________________// ( подпись стажера)
Дата ____________________
Комментарии наставника / руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения наставничества:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись наставника / руководителя ____________/_________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Родительский клуб «Логопедическая школа»
Выполнил:
Лисицына Ирина Владимировна
учитель - логопед
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Елочка»
Пояснительная записка.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Анализ результатов ежегодного обследования устной речи дошкольников старшего возраста в нашем детском саду показывает, что более 73% детей имеют те или иные нарушения речи. Поэтому проблема их профилактики, выявления и коррекции становится неоспоримой.
Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. В исследованиях ряда авторов (Натальи Николаевны Авдеевой, Елены Антоновны Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.
Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.
Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.
Программа логопедического родительского клуба «Учимся правильно говорить» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Программа работы логопедического Клуба «Логопедическая школа» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года
Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Концептуальные основы
В основу концепции данной программы положено:
- расширение воспитательного пространства, обеспечивающего непрерывный процесс развития личности ребенка;
- совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;
-формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода.
Цель: - повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и
семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; создание
условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у
дошкольников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка;
- способствовать повышению логопедической грамотности родителей;
- Побуждать родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
-Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.
-формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей.
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
- признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;
- взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов – детей – родителей;
- сознательности и активности основывается на развитии у
участников логопедического клуба внутренней потребности в
ознакомлении и изучении того или иного материала.
- наглядности предполагает использование целого комплекса
средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование
более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
- системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
- открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Планируемые результаты:
1. Установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей.
2.Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по речевому развитию;
3.Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
4.Повышение степени вовлеченности родителей воспитательно – образовательный процесс детского сада.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Направления работы семейного клуба
Направления работы Клуба:
I. Консультативная помощь (по темам)
«Основные логопедические понятия»
«Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
«Основы правильного произношения»
«Автоматизация поставленных звуков»
«Развитие фонематического восприятия»
«Речевая готовность ребенка к школе»
«Формирование грамматического строя речи старших дошкольников»
II. Практическая помощь
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания
Выполнение артикуляционной гимнастики
Приемы постановки и автоматизации звуков
Приемы развития фонематических процессов
Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми
На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.
Формы работы с родителями
Используемые методы и формы работы с родителями:
- консультации, беседы;
- практические занятия с использованием электронных поддержек
и мультипликационных пособий;
- работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);
- активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.
-сайт детского сада
-сайт учителя-логопеда
-электронная энциклопедия «Логопед и я»
родительский форум «Вы спрашивали, мы отвечаем»
видеотека «Как мы в садике живем»
Работа клуба организована по трем этапам:
1. Диагностический
цель: создать родителям условия для изучения самих себя, своих знаний по вопросам воспитания детей.
Формы работы: индивидуальное собеседование, анкетирование, групповые занятия совместно с родителями. Вся информация при этом собирается в портфолио семьи.
Результат работы: сформированная у родителей потребность в получении педагогических знаний.
2. Вариативный
цель: создать условия для педагогического образования родителей
Формы работы: заседание клуба, мастер – классы, круглые столы, дискуссии, тренинги.
Результат работы: получение родителями основ педагогических знаний по воспитанию и образованию детей.
3.Самообразование
цель: повышение уровня родительской культуры.
Формы работы: через интернет ресурсы, сайт детского сада, библиотеку ДОУ.
Результат работы: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Содержание работы с родителями
месяц | Содержание работы |
Старшая группа | |
октябрь | Тема «Дыхание. Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика». Организационная встреча. Знакомство с планом работы клуба. Презентация для родителей «Ваш логопед». Мастер-класс по обучению родителей методу развитию дыхания, артикуляционной и мелкой моторики. Изготовление родителями пособий по развитию дыхания, артикуляционной гимнастики и мелкой моторики. Анкетирование родителей. |
январь | Тема «Что такое звуки речи?» Семинар-практикум «Мы в слова играем» Книжка - малышка «Звуки мы слышим» Консультация для родителей «Что такое фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ?» Памятка для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников» |
апрель | Тема «Развитие связной речи» Круглый стол «Учимся рассказывать» Игра–развлечение «Путешествие по сказкам» Памятка «Учим пересказывать текст» Консультация « Составь рассказ по серии картин» |
Подготовительная группа | |
октябрь | Тема «Слышим звуки учим буквы». Мастер класс «Эти загадочные звуки и буквы» Занятие совместно с родителями «В звуки мы играем» Выставка дидактических игр со звуками и дидактических пособий с буквами. Создание родителями красочных ребусов, кроссвордов. |
январь | Тема «Как хорошо уметь читать!» Круглый стол «Что сделать для того, чтобы ребенок хотел читать. Советы родителям тема: «Как правильно учить читать» Памятка « Я умею читать». |
апрель | Тема «Подготовка к школе» Семинар практикум для родителей «Готовность ребенка к школе» Открытое занятие при участии родителей «Игра -путешествие в страну знаний» Анкетирование родителей « Результаты работы родительского клуба» Памятка «Речевая готовность к школе» |
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
месяц | Содержание работы | Формы работы |
сентябрь | «Давайте, познакомимся» «Речевое развитие ребенка 5-6 лет» «Ребенок и родитель» «Факторы, которые влияют на успешное речевое развитие » | собрание консультация беседа информационный стенд |
октябрь | «Речевая азбука для родителей» «Правильная речь – как основа» «Речевые игры по дороге домой» | консультация анкета беседа |
ноябрь | «Однокоренные слова» «Книжки – малышки » | Консультация беседа |
декабрь | «Пальцы помогают говорить» «Игры по развитию мелкой моторики» «Памятка для родителей старших дошкольников» | Консультация памятки |
январь | «Мы со звуками играем» «Играем вместе» «Как работать со звуками» | собрание памятка информационный стенд |
февраль | «Чудо-звуки» «Звуки, с мамой произносим» «Эти трудные звуки» | консультация папка-передвижка беседа |
март | «Обучению дошкольников грамоте». «Учим детей правильно произносить и различать звуки» «Основа правильной речи -фонематический слух» | Консультация Беседа Информационный стенд |
апрель | «Доскажи словечко» «Скажи правильно» «Поговори со мной» | Консультация Памятка беседа |
май | «Логопедические игры дома?» «Для чего нужны домашние задания» «Советует логопед» | Собрание Консультация Папка-передвижка |
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе
месяц | Содержание работы | Формы работы |
сентябрь | «Что такое развитии речи?» «Речевое развитие ребенка 6-7 лет» «Домашняя игробукотека» | папка-передвижка буклет консультация |
октябрь | «Готовность к школе» «Изучение отношения родителей к проблеме подготовки детей к школе, их ожиданий от ДОУ, выявление индивидуальных особенностей ребенка – будущего школьника.» «Результаты диагностики» | собрание анкета беседа |
ноябрь | «Учимся произносить звуки вместе с ребенком» «Пальцы помогают говорить» «К школе ступенька за ступенькой» | открытые индивидуальные занятия стендовая консультация |
декабрь | «Развитие связной речи и речевого общения детей» «Логопед – отвечает на вопросы» «Использование речевых игр в домашних условиях» | папка-передвижка беседа консультация |
январь | «Читаем вместе с мамой» «Какую литературу читать детям» | консультация беседа |
февраль | «Учимся произносить звуки» «Готов ли ребенок к школе» «Спрашивали-отвечаем» «Расширяем словарный запас ребенка» | открытые индивидуальные занятия родительское собрание (круглый стол) индивидуальные беседа |
март | «Логопед советует» «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе» | папка-передвижка консультация |
апрель | «Мы идём в школу» «Здравствуй, школа!» | Информационный стенд консультация |
май | «Готовность детей к школе» «Я умею красиво и правильно говорить» «Итоги коррекционной деятельности за два года» «Логопед отвечает » | родительское собрание открытое занятие с родителями Анкетирование Индивидуальные беседы |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация деятельности семейного клуба:
Работа родительского клуба осуществляется на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Елочка»
Работа семейного клуба «Логопедическая школа» рассчитано на 2 года
Численность родителей в группе составляет 12 человек.
Программа предполагает проведение одного мероприятия в три месяца, во вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 60 мин.
В год предусмотрено - 3 мероприятия.
В конце учебного года проводится анкетирование родителей.
Календарный график
Содержание | октябрь | январь | апрель |
Старшая группа | |||
Практическое занятие | 2 | ||
Круглый стол | |||
Мастер класс | 1 | ||
Семинар практикум | 2 | ||
Игра-развлечения | 1 | ||
Подготовительная группа | |||
Практическое занятие | 2 | 1 | |
Круглый стол | 1 | ||
Мастер класс | |||
Семинар практикум | 1 | ||
Обучающая игра | 1 |
Материально-техническое обеспечение
-комплекс технических средств, включающих - персональный компьютер и принтер;
- информационно - методического обеспечения: литература, программы,
методики;
- наглядного и раздаточного материала;
Дидактические игры; книжки – малышки; интерактивные презентации по обучению грамоте; картотека игра по родственным словам;
Список источников:
1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.
2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ Сфера,2004
3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.
5. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)
6. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.
7.Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.
8.Серия буклетов «Домашний логопед». 2016
Приложение 1
Анкета для родителей (в начале работы клуба)
1. Фамилия, имя ребенка._______________________________________________
2. И. О. родителя ______________________________________________________
3. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) ___________________________________
________________________________________________
4. Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _____
______________________________________________________________
5. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) ___________________________________
_______________________________________________________
6. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) __________________________________
______________________________________________________
7. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? ______________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
8. Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) ____________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических
занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ________________________________________________
___________________________________________________________
10. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
В чем она заключается? ______________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________
11. Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _____________________________________________________
_____________________________________________________________
12. Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? _________________________________________________________
_______________________________________________________________
13. Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ______________________________________________
___________________________________________________________
_____________________________________________________________
14. Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? ______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ»
Цель: выяснить качество знаний, полученных родителями в ходе работы
родительского клуба, выявить эффективность приемов и методов,
используемых в работе клуба.
1.Помог ли Вам родительский клуб в получении знаний по
подготовке ребенка с речевой патологией к обучению грамоте?
2. Какие знания и практические умения Вы бы еще хотели получить?
3.Что не понравилось Вам при общении с педагогами и детьми?
4. Что нового Вы узнали о своем ребенке в процессе игровых тренингов?
5.Назовите игры, которые можно использовать для развития
Мелкой моторики___________________________________________
Фонематического слуха______________________________________
Зрительной памяти__________________________________________
Слухового внимания_________________________________________
6. Определите место звука О в словах:
окно____________________ ослик______________________
кошка___________________ рот________________________
кино_____________________полка______________________
7. Считаете ли Вы нужным дальнейшую работу родительского клуба «Растем и учимся»
8. Что Вы хотите пожелать и посоветовать педагогам и учителю-логопеду
в работе с детьми и родителями
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов.
В помощь написания рабочих программ...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА В средней гРУППЕ «Облачко» ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель: Белянина Екатерина ВладимировнаМБДОУ д/с №17«Рождественский» г. ПетровскРаботали по программе «От рождения до школы» в средней группе детского сада.В средней групп...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...