консультация для педагогов
консультация по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ДИСПРАКСИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Термином «диспраксия» обозначается нарушение способности совершать целенаправленные и последовательные действия. Существует несколько видов праксиса. Первый вид – это общий праксис, то есть движения тела. Следующий вид это кистевой и пальцевой праксис, то есть мелкая моторика. Третий вид – это артикуляционный праксис. Он является наиболее сложным видом праксиса.
А.Р. Лурия выделял 2 вида праксиса: афферентный и эфферентный. Отсюда и выделяются два вида диспраксии: афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая).
Афферентный артикуляционный праксис – это способность произносить изолированные звуки. Эфферентный артикуляционный праксис – это способность переключаться со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово.
Вместе эти 2 формы существовать не могут. Афферентная диспраксия более сложная, проявляется тем, что ребенок не может удержать даже одну какую-либо позу. А при эфферентной диспраксии ребенок отдельно удержать несколько поз может, а переключиться с одной на другую – нет, то есть наблюдаются нарушения слоговой структуры слова.
Работа по преодолению диспраксии всегда начинается с тела. Ведь до того, как на достаточном уровне овладеть ртом и языком, то есть научиться удерживать артикуляционную позу и переключаться, ребенок должен на достаточном уровне овладеть своим телом. Если ребенок в плане владения собственным телом развивается не по возрасту, то изолированной речью мы можем заниматься очень долго и малоэффективно.
Первым этапом в коррекции диспраксии будет восприятие собственного тела. Сюда относятся игры на развитие соматогнозиса: игра с кисточкой (ребенок с закрытыми глазами должен угадать до какой части тела дотрагивается кисточка) «повтори за мной» (ребенок повторят за взрослым предложенную позу либо выполняет движение, изображенное на карточке.
Так же сюда относятся игры на развитие сенсорной интеграции (игры с водой, с песком, сухой бассейн, «волшебный мешочек».
На втором этапе коррекции диспраксии мы учим ребенка корректно определять расстояние предмета от себя. Формируем понятия: далеко, близко, высоко, низко, справа, слева.
На данном этапе хорошо использовать игры с мячом, с массажными ковриками. Даем ребенку инструкции типа «подкинь мяч высоко», «сделай шаг вперед», «подними коврик, который находится перед тобой».
Затем учим ребенка располагать предметы относительно друг друга. Здесь ребенку предлагаются инструкции типа «поставь мишку перед зайчиком или справа от зайчика».
Когда ребенком усвоено умение определять расстояние предмета от себя и относительно друг друга, можно переходить к работе на листе и уже тут учить ребенка находить и располагать предметы относительно друг друга.
Ребенку может быть предложена инструкция типа «найди что находится в правом верхнем углу», «нарисуй круг справа от квадрата» и т.д.
Когда у ребенка на достаточном уровне развит соматогнозис и пространственные представления, можно переходить к работе над серией движений, то есть к третьему этапу.
На данном этапе мы учим ребенка не удерживанию какой-либо одной позы, а выполнению серии целенаправленных последовательных действий. Например, для общей моторики серия «прыжок – хлопок», для мелкой моторики «пальчик – кулак», для артикуляционного праксиса это динамическая артикуляционная гимнастика, упражнения типа «улыбка – трубочка». Количество повторяющихся серий должно быть многократным (не менее 5-6 повторений).
Особое внимание хочется уделить визуально-ритмический ряду.
ВРР – это некая последовательность выкладывания предметов. Материал для ВРР может быть использован самый разнообразный: фишки, камушки, пуговицы, прищепки, шишки, желуди т.д.
Вначале мы учим ребенка овладевать последовательностью 1 1(фишка, карандаш).
Потом 2 1 (фишка, фишка, карандаш) и 1 2 (фишка, карандаш, карандаш)
Далее 1 1 1 (фишка, карандаш, пуговица). Считается, что последовательность 1 1 1 самая сложная, но бывает, что ребенку легче освоить 1 1 1, чем 2 1.
Помимо ВРР существует еще и визуально-ритмический круг. Это более сложная форма, когда предметы выкладываются по кругу.
После того, как ребенок научился выкладывать ВРР, мы накладываем на этот ряд моторную программу. Например, мы выложили ряд фишек: красная, синяя, красная, синяя, красная, синяя. Затем мы договариваемся с ребенком, что красная фишка - это кулачок, а синяя – это пальчик. Глядя на ВРР, мы выполняем движения руками. Далее на ВРР еще накладывается речь. Например, ребенку недоступно слово «духи», а по отдельности каждый слог ребенок выговаривает. Обговариваем, что красная фишка – это слог «ду», а синяя – это «хи». То есть, передвигаясь по нашему ВРР, мы выполняем серию движений для кистевого и артикуляционного праксиса. Когда у ребенка есть перед глазами зрительная опора, то ему легче выполнять последовательные действия. Таким образом работа с визуально-ритмическими рядами позволяет корректировать слоговую структуру слова.
Если работа с диспраксиками ведется поэтапно, это приносит хорошие результаты: движения ребенка становятся координированными, устраняются нарушения слоговой структуры слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...