Методическая копилка
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шерстнева Инна Владимировна

Рекомендации воспитателям по проведению коррекционного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ  РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР. Коррекционный час.

Одной из форм взаимодействия  учителя - логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, является проведение воспитателем в вечернее время коррекционного часа (логопедического часа, или вечерней НОД воспитателя по тетради взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя).

Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления,  отработки или  коррекции звеньев речи ребенка с ТНР. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых недостатков у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда.

Целью коррекционного часа является коррекция речевых нарушений через развитие речевых и неречевых психических функций.

Основными задачами коррекционного часа являются:

 - закрепление, уточнение и активизация лексического материала по изучаемой лексической теме;

 - закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

 - формирование диалогической и монологической форм связной речи;

 - развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

 - совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, отработка артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

 - закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; автоматизация навыков дифференциации звуков;

 - работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его звуконаполняемости;

 - закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

 - подготовка руки ребенка к письму, формирование графических навыков;

 - развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Особые требования при подготовке к коррекционному часу

Воспитатель:

1. Должен четко представлять уровень общего и речевого развития детей и их возможности на данный период.

2.Знать коррекционные задачи и технологии их решения.

3.Выстраивать работу на интересном материале и в игровой форме.

4.Работать во взаимосвязи со всеми участниками единого коррекционного процесса.

5.Вносить коррекционное занятие в план работы, помнить, что оно должно быть многоструктурным: включать части на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие психических процессов, мимики, речевого дыхания, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое и связной речи.

6.Помнить, что отбор речевого материала делается с учетом тематики логопедических занятий, уровнем развития фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной сторон речи, уровнем развития психических процессов детей. Материал должен быть доступным, но и рассчитан на зону ближайшего развития ребенка.

7.Использовать разнообразный дидактический материал, повышающий интерес у детей и способствующий их развитию.

8.Использовать речевой материал на закрепление в других видах образовательной деятельности и в режимных моментах.

 Методические рекомендации по проведению коррекционного часа:

Коррекционный час проводится воспитателем 3- 4 раза в неделю, после тихого часа и полдника. Планирование коррекционного часа осуществляют и логопед, и воспитатель в специальной тетради взаимодействия логопеда и воспитателей группы. Тетрадь делится на 2 части: задания логопеда и отчет воспитателя. Логопед планирует 1–3 задания (игры) для фронтальной работы и индивидуальную работу с 3–6 детьми. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным задание. Задания подбирают по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы. Также планируется опережающая работа по организации наблюдений, визуальных и практических экскурсий, просмотр фотоматериалов, видеофильмов, чтение произведений, заучивание стихов, раскрывающих лексическую тему.

Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным, для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30мин.

Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного часа, упражнения на координацию речи с движением. Эти виды упражнений не планируются специально, но обязательно проводятся, выбираются по желанию воспитателя или детей.

На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную гимнастику, если воспитателю удалось провести ее в течение дня, в комплексе с дыхательной, голосовой и пальчиковой.

Целесообразно планировать на коррекционный час задания, вызвавшие наибольшие затруднения у детей на фронтальных логопедических занятиях, с целью детального и глубокого их изучения.

Индивидуальные задания логопед планирует для закрепления правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, правильной слоговой структуры слова, развития артикуляционной моторики, отработки лексико-грамматических категорий и связной речи.

Для организации коррекционного часа необходимо использовать материал, собранный и классифицированный в логопедическом уголке, находящемся в групповом помещении. Кроме картинок для закрепления фонетической стороны речи, в логоуголке должны находиться предметные и сюжетные картинки на каждую лексическую тему, изучаемую в учебном году, а также картинки на отработку лексико-грамматических категорий у детей данного возраста.

При организации коррекционного часа у дошкольников лучше всего использовать комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Структура коррекционного часа:

         Коррекционный час имеет структуру, которой нужно придерживаться в коррекционной работе с детьми. Первая часть: выполнение заданий, предложенных логопедом. Логопед планирует 1–2 задания (игры) для фронтальной работы. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием. Например, логопед может запланировать несколько дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий или одно задание на формирование связной речи (составление рассказа, описания, пересказа)

Формирование связной речи можно проводить в форме различных игр (настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций, с использованием различного вида театров: пальчиковых, настольных, теневых и т.д.).

Далее осуществляется работа по самокоррекции, включающая индивидуальные задания для всех детей группы. Каждый ребенок получает свое задание: это может быть обводка, штриховка, раскрашивание, лепка, рисование, сбор конструктора, печатание, шнуровка, вырезывание, аппликация и т.д., в общем то, что вызывает у ребенка затруднения и требует дополнительной тренировки. Весь необходимый инструментарий находится в логопедическом уголке.

В то время, когда все дети заняты самокоррекцией, воспитатель выполняет индивидуальные задания логопеда в логоуголке перед зеркалом, подзывая к себе детей по одному. В зеркале отражаются лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь находится речевой и картинный материал для закрепления звуков. Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделения закрепленного звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно.

Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного часа, упражнения на координацию речи с движением.

При организации коррекционного часа у дошкольников лучше всего использовать комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Легче усваивается материал в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

На заключительной стадии коррекционного часа подводятся итоги, т.е. определяется результативность

После проведения коррекционного часа, воспитатель в тетради отмечает  краткий учет работы, кому из детей  что не удалось, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома, отметить тех, у кого задание хорошо получилось.

Подгрупповая работа на коррекционный час: это работа с детьми, которую определяет учитель- логопед для воспитателя на текущую неделю: он выделяет лексическую тему, определяет  задачи и виды различных упражнений и игр. В данной работе логопед отражает для воспитателя следующие этапы:

1. Формирование грамматических категорий;

2. Закрепление лексических понятий;

3. Развитие фонетико-фонематического слуха, анализа и синтеза;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие просодических характеристик речи: интонации, мимики, жестов;

6. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;

7. Развитию общей и мелкой моторики, правильной артикуляции и дыхания.

Индивидуальная работа на коррекционный час:

Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда проводится воспитателем с определенными детьми. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. В эту тетрадь (журнал) логопед записывает отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям. В графе «примечание» воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого возникли трудности.

Примерная структура коррекционного часа (подгрупповая работа).

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин).

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

Физкультминутка (2 мин.).

Повторение лексико-грамматических    упражнений (например, согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).

Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).

Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

Для того чтобы индивидуальная работа приносила определённые положительные результаты воспитателю необходимо четко знать, что и как требовать от ребенка:

1. Воспитатель должен знать комплексы артикуляционных упражнений и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребёнку.
2. Необходимо использовать разные виды показа: правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию; зрительный: на себе, на детях, на схемах; слуховой: утрированное произношение того или иного звука; тактильный.

3. Воспитателю надо знать и использовать различные приёмы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.

Занимаясь с ребенком, воспитатель должен помнить, что проговаривание всего материала должно быть с выделением закрепляемого звука голосом: весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям - подбираются графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем.

Вывод:

Итак, воспитатель закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занимается, прежде всего, логопед. Воспитатель ж начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает ее совместно с учителем-логопедом, тем самым, обеспечивает необходимую базу для эффективной логопедической работы.

Список литературы

  1. Агранович З.Е., Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  2. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматических структур у дошкольников с ОНР: (Из опыта работы). //Логопед в детском саду. 2006.
  3. Гаркуша Ю. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. – №1.
  4. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5–7 лет», – М.:
  5. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  6. Ткаченко Т.А. « Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» ТЦ Сфера, 2006.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. /Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. высших учебных заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – 3 изд., пепераб. и дополненное. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...

Методическая копилка: Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом".

Методическая копилка:  Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознак...