Главные вкладки
Беседа о блокаде города Ленинграда
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
ознакомительная беседа с детьми подготовительной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №400»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Блокада Ленинграда»
Составила: учитель-логопед Тихонова А.В.
Омск 2025
Цель: ознакомление детей с героическим прошлым жителей города-Героя Ленинграда в дни блокады 1941-1943 годов;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать знания детей о героической обороне города Ленинграда.
Коррекционные:
- Закреплять навыки отвечать полными ответами на вопросы педагога. Четко произносить поставленные звуки в самостоятельной речи.
Развивающие:
- Развивать устную речь; обогащать и активизировать словарь детей по теме. Воспитательные:
- Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам города.
Оборудование: презентация «Блокадный Ленинград», ноутбук, иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»
Ход занятия:
Доброе утро ребята! Послушайте внимательно аудиосообщение, которое прослушали все жители Советского Союза в далеком 1941 году. (Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны») 22 июня 1941 года началась кровопролитная долгая и жестокая Великая Отечественная Война. В 4 часа утра, когда все мирно спали в своих постелях, на Советский Союз без объявления войны напала фашистская Германия. (Дети рассматривают карту Фашистской германии и Советского союза.)
Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Несмотря на размеры страны, враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. (Демонстрация иллюстраций военных действий.) Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград, сейчас город называется Санкт-Петербург. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнём и бомбардировками с воздуха Город превратился в крепость. 8 сентября 1941 года враг окружил Ленинград со всех сторон и над городом сомкнулось кольцо блокады. В кольце блокады оказалось 2,5 миллиона людей, 400 тысяч из которых дети. Долгий и страшный период БЛОКАДЫ города Ленинград продолжался 900 дней и ночей. Сегодня, 27 января отмечают памятную дату в нашей стране. В далеком 1944 году 27 января случилось важное событие – город Ленинград был освобожден от блокады.
Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? Подберите однокоренные слова (блок, блокировка, блокировать)
Давайте мы сейчас построим город из конструктора, встанем вокруг него и возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.
Как вы думаете, могли ли жители выехать из города или приехать в него?
Никто не мог ни выехать, ни проехать в город и не мог привезти жизненно важное продовольствие. На момент установления блокады над городом Ленинград располагал некоторыми продовольственными запасами на Бадаевских складах:
- хлебное зерно и мука — на 35 суток;
- крупа и макароны — на 30 суток;
- мясо и мясопродукты — на 33 дня;
- жиры — на 45 суток.
Но 10 сентября 1941 года фашистская авиация подожгла склады и город остался без запасов еды. Нормы выдачи хлеба все время уменьшали. И в декабре 1941 года норма потребления хлеба в сутки составила всего 125 граммов. Посмотрите, как этот кусочек выглядел. Хлеб нельзя было купить в магазине. На выдачу хлеба людям раз в месяц выдавали талоны, на которых была прописана норма на день. Чтобы получить его люди вставали в длинные очереди, становясь живой мишенью для фашистской авиации. (Демонстрация иллюстраций). Если талон теряли, это означало верную смерть. Потому что эти талоны уже не возвращались. (Демонстрация иллюстраций).
Чтобы справиться с голодом, люди пекли хлеб, смешивая муку с пищевой целлюлозой (бумагой), дробленой хвоей, обойной пылью, выбойкой из мешков, жмыхом. (Демонстрация иллюстраций). Как вы думаете, каким был на вкус такой хлеб? На вкус хлеб был горьким. Но тем не менее его ели. И этот хлеб поддерживал жизнь в телах ослабленных ленинградцев.
Летом и осенью люди прямо в садах, парках и скверах садили овощи. Выпускались специальные обучающие брошюры для жителей города. Так боролись с голодом.
Множество людей потеряли свои жизни в блокадном Ленинграде. По официальным данным от 600 тысяч до 15 миллионов человек погибли за годы блокады. Из них только 3 % от бомбежек. Остальные 97% – от голода.
В декабре 1941 года была открыта «Дорога жизни». (Показ иллюстраций.) Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее так назвали. По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин. За все время осады города было вывезено около 550 тысяч стариков, детей, женщин, раненых и больных людей. Несмотря на сотни утонувших машин, катеров, барж и тысячи погибших людей город продолжал существовать. Не жалея себя, под прицелами авиации, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город, умирающим от голода и холода жителям, по возможности вывозили жителей на большую землю.
Вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. За водой люди очень медленно ходили на Неву. Путь за водой и обратно занимал очень долгое время, потому что у людей не было сил от недоедания. Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Дети блокадного Ленинграда очень быстро повзрослели. Дети постарше вместе со взрослыми встали на защиту любимого города. Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разгребали завалы после бомбежек, встали к станкам на военных заводах. Многие были настолько малы, что не доставали до станков и для них были изготовлены маленькие скамеечки. (Показ иллюстраций.) Ребята ходили в садики при госпиталях, кроме того учились в школах. Работало несколько ленинградских школ. Жители изо всех сил пытались продолжать обычную жизнь и не отчаиваться.
Физкультминутка: «Ура!»
Раз, два, три, четыре
Руки в стороны и с силой к плечам.
Будем всех сильнее в мире.
Будем мир мы защищать,
Поднимают прямые руки и скрещивают над головой
Будем маму обнимать.
На носочки встанем,
Поднимаются на носочках.
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Приседают пять раз.
Дружно приседаем. Ура!
Кричат, подняв руки вверх.
Ярким примером отваги и стойкости ленинградцев было спасение зоопарка. Он проработал всю блокаду. Нечеловеческими усилиями сотрудников зоосада были спасены многие животные. В первые дни войны сотрудники собирали погибших при обстрелах лошадей. В дальнейшем добыть пищу для животных стало тяжелее и опасней. Сотрудники под обстрелами собирали в полях верхние листы капусты, не шедшие в пищу людям, желуди, рябину. Заготавливали сено. Хищникам набивали шкурки кроликов жмыхом, травой и смазывали рыбьим жиром. Вкусный запах сбивал с толку зверей, и они ели. Для хищных птиц ловили крыс.
Особое место занимает история спасения бегемота Красавицы. Она была 2 в мире по размерам бегемотом и являлась ценным образцом. К сожалению, вывести бегемота до осады города не успели, но она выжила и прожила до 1951 года. Своим спасением Красавица обязана работнику зоосада Евдокии Ивановне Дашиной. Каждый день сотрудница зоосада привозила по 40 ведер невской воды, обмывала бегемота теплой водой и смазывала кожу животного камфорным маслом. Бегемот получала по 4-6 кг травы ежедневно и по 30 кг распаренных опилок для наполнения желудка вместо положенных 40 кг корма. Евдокия Ивановна помогала бегемоту пережить обстрелы, которых она очень боялась и ложилась с ней на дно пустого бассейна, гладила и обнимала ее. Также очень удивительным является спасение детеныша гамадрила, родившегося в ноябре 1941 года уже в блокадном Ленинграде. Сотрудники зоосада договаривались с родильным домом для кормления детеныша, ведь у его матери от истощения не было молока.
Интересен факт о ленинградских кошках. Люди, которым в 1942 году удалось пережить Ленинградскую блокаду, вспоминают, что в то время в городе не стало кошек, зато количество крыс возросло в десятки раз. Порой полчища грызунов продвигались вдоль Шлиссельбургского шоссе к месту, где располагалась мельница, мелющая муку для всех жителей города. Мерзкие грызуны не только истребляли запасы продовольствия, но и были переносчиками вирусов, вызывающих ужасные эпидемические заболевания. Весной 1943 г. председателем Ленсовета было подписано постановление, о выписке из Ярославской области четырех вагонов дымчатых кошек прямо в Ленинград. Состав доставил «мяукающую дивизию» под строжайшей охраной. Наконец-то, коты вступили в бой, очищая все подвалы, чердаки и свалки от крыс. Кошки победили, и крысиная армия потерпела крушения.
Ежедневно немцы обстреливали город по 6-7 раз в сутки. С бомбами сбрасывали рельсы, бочки, все что может грохотать очень громко. Кроме того, сбрасывали с самолетов агитационные листовки с надписями, призывающими сдаться. (Показ иллюстрации). Но мужественные ленинградцы не сдавались, они выстояли, изо всех сил все блокадные тяжелые годы ленинградцы продолжали жить, ходить на работу, вставать каждое утро с постели и делать хоть что-нибудь, что помогало им жить. Для поддержания духа по радио часто включали звук работы метронома. Этот звук, как биение сердца города, поддерживал жизнь жителей. Стойкость жителей города восхищает, вызывает гордость и веру в непоколебимость и нашего с вами духа. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.
И наконец, наступил день великого ликования - 27января 1944года.
Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»
Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг.
Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. Один из таких памятников расположен в городе Омске.1,5 миллиона жителей осажденного города получили памятные медали «За оборону Ленинграда» многие из получивших – дети. 8 мая 1965 года за мужество и героизм жителей город получил звание «Город-герой».
На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо»
Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей. На Пискаревском кладбище всегда горит вечный огонь.
Наше занятие закончилось. Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство.
Память о них мы сохраним в наших сердцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем исправлять речь?
В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте....

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)
С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...
Статья "Развиваем речь, играя. Дидактические игры по развитию речи для детей 6-7 лет".
Статья для родителей....
Игры для развития речи детей 5-6 лет. Развиваем речь, играя.
Игры для развития речи детей 5-6 лет.Развиваем речь, играя....

