Звуко – слоговая структура слова, возможные нарушения и пути ее коррекции.
методическая разработка по логопедии

Самойленко Виктория Владимировна

Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukoslogovaya_struktura_slov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Звуко – слоговая  структура слова,

возможные нарушения и пути  ее коррекции.

подготовила

Самойленко В.В.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад№ 64»

г. Таганрог

Нарушение слоговой структуры слова - это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития  тем, что ребенок испытывает трудности в произношении слов различной слоговой структуры.

Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило,  при логопедическом обследовании детей. Часто в  анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается:

-  задержка речевого развития в раннем возрасте;

-  появление первых слов в усеченной форме.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам (Гвоздев А.Н.):

1г.3 мес.-1г.8мес. Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: «га-га», «ту-ту».

1г. 8 мес.-1г. 10 мес. Воспроизводят 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются один из слогов: «мако» (молоко).

1г. 10 мес.-2г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий: «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в 4- сложных словах.

2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась).

2г. 3 мес.- 3г.  Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Но в настоящее время дети в возрасте 3-х лет не произносят слова сложной слоговой структуры, однако к 5 – 6 годам (или к началу школьного обучения) дети должны овладеть всеми видами слоговой структуры слов.

В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 5 – 6 годам из речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный характер.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии  (нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может не договариваться до конца («капу» - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными («пувица» - пуговица).

- опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросёнок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы  «раскладывание» слова, и особенно стечений согласных, на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);

- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» - стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобление одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды нарушений слогового состава слова распространены у следующих категорий детей:

- с фонетико-фонематическим недоразвитием;

- с общим недоразвитием речи на разных уровнях речевого развития;

- с дизартрией в структуре ДЦП (в т.ч. при дизартрии минимальной степени выраженности);

- с нарушениями письменной речи: дисграфия и дислексия;

- с недоразвитием речи (ЗПР);

- с системными нарушениями речи (УО);

- с ранним детским аутизмом (РДА) и с расстройствами аутистического спектра (РАС);

- с ринолалией (у этой категории детей чаще отмечаются упрощения при стечении согласных и сокращение слогов);

- с ранней детской афазией;

- с моторной алалией (у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме)

Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Этапы работы по формированию слоговой структуры слова

  • Подготовительный этап – работа  проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

На данном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

Работа направлена на развитие сенсорных возможностей (слуховое восприятие, внимание, слуховая память, слухоречевой ритм, внимание к речи), моторики, координации движений, артикуляционных возможностей, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация)

1. Игры и упражнения на концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти.

2. Работа над ритмом:

а) Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

б) Сосчитай, сколько раз я хлопнула в ладоши;

в) Воспроизведение определенного ритмического рисунка

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического прасксиса рук: выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак-ребро-ладонь)

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой - ребро правой руки).

6. Графические упражнения на переключение (например, продолжи строчку)

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после, первый, последний).

2. Детей обучают различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

      3. Проговаривание прямых и обратных слогов, закрытых и открытых («да-да», «ма-па», «пап-ап»).

  • Собственно коррекционный этап – работа  ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова).

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.         

Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребёнка.

Работа на уровне гласных звуков.

Помним, гласные звуки – А.У, И, О, Ы, Э.

1. Произнеси звук   [А] столько раз, сколько точек на кубике.

2. Произнеси  звук [О] столько раз, сколько взрослый хлопнул в ладоши.

3. Пропевание звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда.

4. Выделить ударный звук: АУА, АУА…

5. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их  с голосом

6. Взрослый  отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.

Работа на уровне слогов.

1. Повторение слогов за взрослым: «па-па-та»; «ты-ва-ты», «пта-пто-пту».

2. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов.

3. Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог, например, то)

4. Сосчитай, сколько слогов я произнесла.

6. Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше (меньше), чем я?»)

Работа на уровне слова.

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно - ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Здесь следует научить отхлопывать ритмический рисунок слова. Помним правило, сколько в слове гласных столько и слогов.

Например, ВА – ТА  (2 хлопка), НОС (1 хлопок)

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью.

Предлагается следующую последовательность (по А.К. Марковой):

- Двусложные слова из открытых слогов (вата);

- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

- Двусложные слова со стечением согласных  в середине слова (банка);

- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

- Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

- Односложные слова со стечением согласных  в начале и в конце слова (флаг, винт);

- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

- Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

          Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных

 предложений, стихов и других текстов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Особенности детей задержкой психического развития. Возможные пути коррекции"

Цель работы: изучить особенности детей с ЗПРЗадачи:1. Провести обзор литературы по проблеме ЗПР2. Рассмотреть психические и физические особенности детей с ЗПР3.Изучить проблему обучения и воспитания д...

«Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

Консультация для родителей: «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»...

Консультации для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

laquo;Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»  Список используемойлитературы:.1 Агранович З.Е. Логопедическая работа по прео...

Ребенок молчит в 3 года: возможные причины и пути коррекции

Запуск речи. Причины и пути коррекции ЗРР....

Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции».

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути коррекции

В статье рассмотренны этапы формирования слоговой структуры речи в онтогенезе, возможные нарушения и коррекция...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])

Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...