Ребенок молчит в 3 года: возможные причины и пути коррекции
статья по логопедии (младшая группа)

Запуск речи. Причины и пути коррекции ЗРР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Запуск речи. Причины ЗРР15.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок молчит в 3 года» - в Интернет  поисковиках все чаще встречается такой запрос от родителей. «Ему уже три с половиной, но он говорит на своем каком-то непонятном языке», «Если ему что-то нужно, то он просто тянет меня за руку и показывает» - знакомые фразы?

 Возрастной рубеж в 3 года особенно значим  для родителей. Ведь чаще всего именно в этом возрасте дети начинают посещать  детский сад. Проблема задержки  или отсутствия речи становится критически острой. Ребенок должен коммуницировать  с ровесниками и чужими взрослыми, а не только с  близкими родственниками, которые понимают его с полувзгляда.

Когда обращаться за помощью логопеда? Нужно ли ждать 3-х лет? Давайте разберемся и посмотрим нормы речевого развития:

1–3 месяц – гуканье и формирование гуления, с преобладанием гласных звуков («а», «у», «и» и т.п.) и простых реакций на речь.
3–6 месяц – активное гуление с разнообразием звуков, интонаций и продолжительности, с постепенным переходом к лепету. Появляется смех в ответ на действия взрослого.
6–9 месяц – активный лепет, усложнение и расширение объема произносимых звуков с возможностью к регуляции громкости и тембра, в зависимости от ситуации и состояния. С помощью голоса, ребенок начинает реагировать на обращенную речь взрослого или использовать его, чтобы подозвать маму. Появляется ситуационное понимание интонации обращенной речи и первые слоги («ма», «ня», «дя», «ба»), которые к 9-му месяцу ребенок может активно повторять («ма-ма», «ба-ба», «па-па», «да-да», «ня-ня»), отмечаются элементы звукоподражания.
9–12 месяц – появление лепетных слов, а затем односложных слов. Формируется способность с помощью голоса передавать эмоции, понимать и выполнять простые задания: «на», «дай», «поцелуй маму».

К концу 1-го и в начале 2-го года жизни дети произносят первые слова. Важно, что в норме, появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развивается речи, скорее считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит).

1-2 год жизниСлова и звукосочетания приобретают коммуникативные функции, становятся средством взаимодействия с окружающими. Запас слов, произносимых ребенком (активный словарь) заметно расширяется и нарастает до 200–300 слов к концу 2-го года жизни.

2-3 год жизни. Появляются простые фразы из двух, а затем предложения из трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги. Концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов. В 3 года трудности звукопроизношения могут сохраняться, однако речь уже достаточно понятна не только близким, но и окружающим.

Как мы видим, в норме активный словарь ребенка к двум годам приближается к двум сотням слов. Конечно, нужно учитывать разницу в развитии мальчиков и девочек, можно вспомнить легенды о  родственниках, которые молчали до 4- 5 лет, а потом заговорили на правильном литературном языке… Но нужно ли рисковать и ждать?

Если Ваш ребенок:

В 1 год не реагирует на вербальное (словесное) обращение к нему;

В 1,5 года не пытается повторять услышанные слова;

В 1,5 – 2 года не выполняет просьбы;

В 2 года не говорит изолированные слова;

В 2,5-3 года не говорит связанно

 то рекомендуем Вам:

  • Обратиться к детскому неврологу, который при необходимости даст направления на диагностику, чтобы исключить/подтверить органическое нарушение головного мозга.
  • Обратиться к отоларингологу, чтобы проверить физический слух ребенка.
  • С заключениями от врачей записаться на консультацию к учителю-логопеду.
  • Логопед при необходимости может направить на комплексную диагностику к нейропсихологу  или психологу.
  • По результатам диагностики специалисты выстраивают индивидуальный коррекционный  маршрут. В  ходе занятий, Вы будете видеть и обсуждать со специалистами динамику в развитии Вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции

Семейные причиныдетской агрессивности и пути коррекции...

" Особенности детей задержкой психического развития. Возможные пути коррекции"

Цель работы: изучить особенности детей с ЗПРЗадачи:1. Провести обзор литературы по проблеме ЗПР2. Рассмотреть психические и физические особенности детей с ЗПР3.Изучить проблему обучения и воспитания д...

"Общее недоразвитие речи. Причины. Пути коррекции."

Консультация для родителей и педагогов....

Консультация для родителей на тему: "Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции"

Консультация для родителей на тему: "Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции"...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути коррекции

В статье рассмотренны этапы формирования слоговой структуры речи в онтогенезе, возможные нарушения и коррекция...

Конспект консультации для родителей дошкольников c ОВЗ по теме «Заниженная самооценка: причины и пути коррекции»

Данный материал поможет воспитателю провести консультацию у родителей дошкольников c ОВЗ с заниженной самооценкой, тем самым повысить компетентность родителей в вопросах развития адекватной самооценки...