Коррекционно-развивающая среда Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
материал по логопедии
Анализ особенности организации РППС в ДОО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая среда
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
МАДОУ «Бурцевский детский сад».
В учреждении функционирует 8 групповых помещений с отдельными спальными комнатами, приемными, буфетными, игровыми и туалетными комнатами с учетом возрастных особенностей детей: 2 группы раннего возраста, 6 групп дошкольного возраста.
Кабинеты дополнительного образования: Центр конструирования "Техномир"; Центр профориентации "Мир профессий"; Центр психологической разгрузки; Центр изодеятельности «Веселая кисточка»; Центр патриотического воспитания "Моя Родина"; Центр кино и театра, центр «Дошколенок.
Музыкальный зал. Спортивный зал. Два кабинета логопеда. Кабинет психолога. Реакриации "Русская деревня", "Выставочная", "Правила дорожного движения", "Космос", "Шахматы". Все помещения оснащены методическими пособиями, современной мебелью, игровым оборудованием и инвентарем, отвечающей гигиеническим требованиям и возрастным особенностям воспитанников.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду играет важную роль в развитии речи у детей, особенно для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке со стороны логопеда. Важно учитывать возраст детей и специфику их развития при создании таких пространств. Наполнение уголка старшей группы «Почемучки» 5-6 лет. Формирование словаря: набор печатных картинок набор сюжетных картинок, набор иллюстраций к русским народным сказкам, произведения художественной литературы по содержанию программы. Звуковая культура речи, грамматический строй речи: дид. пособия для постановки правильного дыхания, дид игры: «Делим слова на слоги», «Кто есть кто», «Азбука», «Произносим звуки правильно», «Профессии», «Абвгд», «Любимые сказки», детские книги, алгоритмы по составлению рассказов о предметах и объектах. Наглядно-дидактические пособия: «Говори правильно», «Один-много», «Словообразование». Дидактические игры: «Где спрятался звук». Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки. Дидактические игры на составление небольших рассказов творческого характера: «Придумай и расскажи». Алгоритмы составления описательных рассказов о предметах. Картотека предметных картинок на бытовую, природоведческую и обществоведческую тематику. Картотека чистоговорок. Настольная игра «Скороговорки». Связная речь. Сюжетные картины для составления описательных рассказов. «Составь рассказ», «Сказки перепутались», «Что сначала, что потом». Плакат «Алфавит». Наполнение соответствует задачам программы и возрастным особенностям детей.
Логопедический кабинет
В учреждении два логопедических кабинета. Открыт логопункт. Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда играет важную роль для успешной коррекции речи у детей. Это пространство должно быть удобным, функциональным и стимулирующим развитие ребенка. Рассмотрим ключевые аспекты организации такой среды:
1. Зонирование пространства
Кабинет логопеда делится на несколько зон, каждая из которых выполняет свою функцию.
Основные зоны:
1. Зона коррекции звукопроизношения (оснащена столом с зеркалом, набором карточек для артикуляционной гимнастики, одноразовые шпателя, пособия для коррекции звукопроизношения, пособия по развитию артикуляционной моторики, индивидуальные зеркала, логопедические зонды, песочные часы – 5 минут; ватные палочки; наборы для звукового анализа, подборки стихов, игры и материалы для развития речевого дыхания детей и др.).
2. Образовательная зона (оснащена комплектом 2 стола и 4 стула, наборы дидактических пособий по общему развитию речи, магнитная маркерная доска).
3. Методическая зона (шкаф с систематизированным дидактическим материалом, документация кабинета, материал для диагностики, коррекции звукопроизношения, общего развития устной и письменной речи, логопедическая документация, библиотека).
4. Информационная зона (стенд с информацией для воспитателей и родителей «Сам себе логопед», буклеты).
5. Зона ТСО (компьютер с подбором компьютерных программ, презентаций, музыкальный центр).
6. Сенсомоторная зона (зрительный тренажер, тактильный тренажер, пособия по развитию мелкой моторики, дыхательные технологии и др.).
7. Игровая зона – место для релаксации и игровых упражнений. В этой зоне находятся игрушки, кукольный театр, мягкие модули, маты и другие игровые элементы. На полу в кабинетах лежат ковры (из безопасных материалов) и массажные коврики. Интерактивные кубы (с играми – завяжи шнурки, закрой молнию, покрути руль или гайки, передвинь вертолетик и т.д.).
Комплектация логопедического куба Алма: ПО на USB-носителе: Программное обеспечение для логопедов Звукоречье, АЛМА Дошкольное образование, Игра-квест для подготовки к школе 5 Островов, Интерактивная раскраска Оживариум. Мобильный короб с двумя ящиками плавного хода. Безопасное акриловое зеркало. Отсек для песочной терапии. Настольная пошаговая игра. Беспроводная музыкальная система. Логопедические зонды из медицинской стали. Методические пособия: Нищева Н.В., тетради Азова, Чернова (8 шт.). Набор для логомассажа. Логопедические карточки, ордена и мотивационные наклейки (более 420 шт.). Дидактическая настенная панель для кабинета логопеда АЛМА «Азбука речи».
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета:
1. Артикуляционная гимнастика и постановка звуков. Логопедическая игрушка Бегемотик с открывающимся ртом. Картинки с артикуляционно й гимнастикой. Сказки веселого язычка.
2. Игры для формирования воздушной струи. Перышки. Шарики (разной плотности). Вертушки. Свисток с шариком - 5 шт. Загони мяч в ворота. Мыльные пузыри. Снежинки. Листопад.
3. Игры и пособия для формирования звукопроизношения и дифференциации звуков: Трудный звук – ты наш друг. Автоматизация звука. Звуки Р,РЬ,Л,ЛЬ,Ш,Ж,С,СЬ,З,ЗЬ,Ц. Расставь елочки - звуки Ч,Щ. Построй домик - звуки Ш-Ж. Собери цветок - звуки Ж,З,Ш,Л,Ц,Р. Логопедическое лото.
4. Игры и пособия для формирования мелкой и общей моторики: Танграмм, Шнуровочки
Су-джок - 5 шт., Массажные мячи - 3шт., Собери фигуру из палочек, природный материал, Крышечки, Пирамидка, Карандаши, Трафареты. Разрезные картинки на различные лексические темы. Пазлы - Сказки, Машины, дикие животные и т.д. Кубики 6, 9 частей. Вкладыши - Животные, профессии и т.д.
5. Игры и пособия для формирования связной речи: Опорные картинки для пересказов. Рассказы по картинкам: «Распорядок дня», «В деревне», «Теремок», «Посмотри и расскажи». Играем в сказку: «Три поросенка», «Три медведя», «Репка». «Налево- направо». «Найди четвертый лишний».
6. Игры и материалы для формирования лексико –грамматической стороны речи. «Животные и их детёныши». «Веселые цифры». «Чей домик». «Овощи». «Формы». «Где чья мама». «Парочки». «Противоположности». «Предлоги». «Большой- маленький» и т.д.
Папки предметных и сюжетных картинок по лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Профессии» и т.д.
7. Игры по обучению грамоте: «Живые звуки». «Слоговое лото». «Угадай букву». «Азбука». Пазлы «Буквы», «Веселая азбука», «Настенная азбука», «Алфавит» и т.д.
Методическая литература:
- Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям первого года жизни: Методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. 112 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. 1976.
- Егорова О.В. Звуки раннего онтогенеза. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2021. - 32 с.
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М, Владос, 2024.
- Комарова Л.А. «Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника». 2019. 96 с и др.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Парные звонкие-глухие согласные Ж — Ш». Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6–9 лет. 2019. 192 с. И др.
- Крупенчук О.И. Научи меня говорить правильно! СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
- Лейзерова Д.Л. Автоматизируем звуки раннего онтогенеза [к], [г] и [х]. Рабочая тетрадь. ИД ЛИТЕРА. 2023. 48 с.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упр для развития речи. М.: Аквариум, 1995.
- Новикова Е.В. "Артикуляция звуков в графическом изображении". 2024.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 256 с.
- Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с ОНР с 3 до 7 лет, СПб, Детство-пресс, 2015.
- Нищева Н. В. РЕЧЕВАЯ КАРТА ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб, Детство-пресс, 2020. 40 с.
- Нищева Н. В. КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб, Детство-пресс, 2020. 80 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе конпенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 4 до 5 лет — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе конпенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 5 до 6 лет — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе конпенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 31 с.
- Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 33 с.
- Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Нищев В. М. Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. 2020. 48 с. И т.д.
- Ткаченко Т.А. Система логопедической работы с неговорящими детьми: теория, методика, организация занятий, конспекты. – Ростов н/Д: Феникс, 2024.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
Взаимодействие педагогов в коррекционно-развивающей работе образовательной организации предполагает совместное планирование работы, чёткое распределение задач каждого участника процесса, преемственность и единство требований. В учреждении разработано положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ. Положение регламинтирует совместную деятельность специалистов ДОУ в части оказания логопедической помощи воспитанникам.
Воспитатель активно взаимодействует с детьми в группе, организуя занятия и игры, направленные на развитие речи и коррекцию речевых нарушений. Дидактические материалы для воспитательной работы включают: различные виды театров; картинки с изображениями предметов, животных, растений и т.д.; таблицы и схемы для составления описательных рассказов; аудиозаписи песен, стихов и сказок для прослушивания, разучивания и подражания.
Психолог занимается диагностикой и коррекцией эмоционально-волевых и когнитивных процессов, влияющих на речевое развитие. Дидактические материалы в работе психолога направлены на развитие высших психических функций и эмоциональной сферы. Среди них: серии картинок для рассказывания историй и развития связной речи; песочные столы и ящики для развития тактильной чувствительности; Массажные мячики и коврики для стимуляции сенсорных рецепторов; театральные постановки и ролевые игры для развития социальных навыков и уверенности в себе.
Музыкальный руководитель на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях формирует движения под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, работает над развитием голоса, фонематического слуха. Для этого он использует элементы логоритмики, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве. Также музыкальный руководитель тренирует мелкую моторику в игре на музыкальных инструментах (трещотках, кастаньетах, бубнах, металлофонах).
Инструктор по физической культуре для развития мелкой и общей моторики, формирования навыков правильного физиологического и речевого дыхания, координации движений использует коррекционную гимнастику, игры и упражнения, направленные на высвобождение заблокированных чувств, оптимизацию тонуса мышц, релаксацию. Также он закрепляет изученные звуки в процессе игр.
Дополнения предметно-развивающей среды
Я бы хотела предложить организовать мобильную библиотеку в детском саду. Я очень люблю читать книги, рассматривать иллюстрации вместе с детьми. Библиотека — важный элемент образовательной среды, который способствует развитию интереса к чтению, формированию литературного вкуса и расширению кругозора у детей.
Мини-библиотека есть в каждой группе. В группах созданы небольших библиотеки, книги всегда находятся рядом с детьми, и воспитатели могут легко использовать их. Также хотелось, что бы книги присутствовали в повседневной жизни воспитанников, всегда были «на глазах». Мобильную библиотеку можно организовать в виде тележки или передвижного стеллажа, которую можно перемещать между группами или на улицу, а также устанавливать в коридоре, где проходят дети с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса
информация с сайта детского сада...

Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса....

ПАСПОРТ материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса
Паспорт материально-техническое обеспечения и оснащенности образовательного процесса."Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы"...

ПАСПОРТ материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса. Музыкальный зал.
ПАСПОРТматериально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса.Музыкальный зал. Основное назначение группы:Развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы...

ПАСПОРТ Материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса
ПАСПОРТматериально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса Физкультурный залАдрес: Этаж: 3 Ответственные: Основное назначение: Физкультурный з...

ПАСПОРТ материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса
ПАСПОРТматериально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса Группа: Старшая группа «Капельки», общеразвивающая.Адрес: г. Якутск, с. Сырдах, ул. Ми...

ПАСПОРТ материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса
ПАСПОРТматериально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса...
