Развитие речи дошкольников. Что нужно знать родителям.
презентация по логопедии

Гаврилова Елена Борисовна

Цель презентации - донести до родителей важность их участия в развитие речи ребёнка, выполнении рекомендаций учителя-логопеда и закреплении полученных навыков в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию-консультацию для родителей подготовила учитель-логопед МДОУ «Детский сад №4 «Сказка» Гаврилова Елена Борисовна Развитие речи дошкольников. Что нужно знать родителям.

Слайд 2

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта задача включает ряд специальных, частных задач: - воспитание звуковой культуры речи ; - обогащение , закрепление и активизацию словаря; - совершенствование грамматической правильности речи ; - развитие связной речи ; - обучение разговорной речи; - воспитание интереса к художественному слову . Вся работа проводится постепенно . В формировании связной речи существует тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия наблюдательности .

Слайд 3

Развитие речевого дыхания Для детей имеющих нарушения речи необходимо формировать длительный ротовой выдох. Для этого нужно проводить следующие дыхательные упражнения : с дуть со стола мелко нарезанную цветную бумажку, пушинку, ватку; д уть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь отодвинуть их с места; д уть на шарики разной тяжести: пластмассовые, деревянные, резиновые; з адуть на резком и длительном выдохе пламя свечи; п оддержать в воздухе пушинку или маленький кусочек ватки на длительном выдохе; н адуть резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, язычки, дуть в дудочку, вертушку; н адувать мыльные пузыри.

Слайд 4

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете раз­витие своего ребёнка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка . Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий? Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разло­жить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку , домик, кроватку для куклы. Развиваем пальчики

Слайд 5

Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы , режьте ножницами . Учите ребенка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков .

Слайд 6

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выра­зительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку со­провождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст. Дождик Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. Сразу город мокрым стал. Дождик кончился. Устал . Шагаем пальчиками обеих рук по столу. На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших. Встряхиваем ладонями, как будто отряхи­ваем их от воды. Кладём ладони на стол.

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной . Даже если ребёнок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения . Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности!

Слайд 8

Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребёнка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством учителя-логопеда. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом.

Слайд 9

На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз . Когда ребёнок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык . Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок . Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

Слайд 10

Как работать со звуком? Проговорите звук совместно с ребёнком . Выясните , как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Используете ли вы голос при произнесении этого звука. Выясните , какой это звук – гласный или согласный. Вместе с ребёнком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте предметы, в названии которых звук находится в начале слова, в середине и в конце. Придумайте игры со звуком, над которым работали. Проговорите речевой материал на этот звук .

Слайд 11

Автоматизация звуков в домашних условиях Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки .

Слайд 12

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо , так как это приведёт лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Слайд 13

Автоматизация звука осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: - автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); - автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); - автоматизация звука в предложениях; - автоматизация звука в чистоговорках , скороговорках и стихах; - автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; - автоматизация звука в разговорной речи. Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением ) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка . К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Слайд 14

10 простых советов родителям от учителя-логопеда Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. 1 совет. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок , что делают другие люди и что видит ваш ребёнок . 2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка . Если ваш ребёнок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 3 совет . Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Слайд 15

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. 7 совет. Если ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку . Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесёт их отлично. Воодушевите вашего малыша и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребёнок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

Слайд 16

8 совет. Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д. 9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребёнка , а не дожидаться, когда он «сам заговорит». Уважаемые родители! Закрепляйте знания детей, полученные на занятиях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников.

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников....

Консультация для родителей: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка.Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать ...

Консультация для родителей Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление д...

Что нужно знать современному воспитателю о развитии речи дошкольников?

В этой публикации коротко рассказывается каким образом можно заниматься с детьми развитием речи, в какие игры играть. Материалы даны по книге Ефимова О.И. и Ефимовой В.Лю "15 мифов о детской речи...

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"   Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)Сила толера...

«Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может...