"Использование игровых приемов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста".
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Мелешко Наталия Васильевна

Наблюдая за игрой детей в детском саду или дома мы можем увидеть как он ясно выражает свои мысли и чувства. 

Каждое действие ребенка, каждое сказанное им слово помогает понять о чем думает и чем интересуется ребенок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых приемов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое и речевое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения собственно учебной программы.

Знаменитый ученый Эрик Берн пишет “… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть”.

Важным средством формирования речевых и психических функций ребенка дошкольного возраста, его интеллекта является игра. Главное назначение подобных игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, я предлагаю дошкольнику пищу для подражания, повторения, с другой – предоставляю поле для фантазии и личного творчества.

Не все разработанные мною игры есть игры в чистом виде. В цикл включены большое количество игровых упражнений, занятий, тренингов целевого назначения. Перед каждым заданием даются необходимые пояснения и советы. Я старалась подобрать небольшие по объему, ясные по содержанию, важные по назначению забавы, где, как в сказках, есть намек и “добрым молодцам урок”.

Что же нужно знать об игре. Чтобы она стала для нас универсальным инструментом в работе с детьми?

Во-первых, любая игра имеет определенное функциональное значение (мы рисуем, изучаем геометрические фигуры и т.д.) – это ясно любому человеку. Даже очень далекому человеку от педагогики и психологии. Это как раз именно то в игре. Что зависит от задач педагога, та надстройка, которая подвергается модификации в зависимости от цели.

Во-вторых, любая игра имеет физиологическое значение для ребенка (рисуя, мы развиваем мелкую моторику рук; оживляя картинки, мы развиваем координацию движений и т.д.) если мы поставим перед собой задачу развивать ребенка в физическом плане. То в функциональной надстройке (в том, что видно всем) мы основной упор будем делать на развитие ловкости, координации движений.

В-третьих, каждая игра может использоваться для педагогических целей. Например, игра, где есть правила. Помогает формированию основ ученической деятельности, умению слушать, навыкам работы по образцу;

Игра, для которой требуется более одного игрока, формирует умение работать в коллективе, сопереживать.

В-четвертых, любая игра способна влиять на психику дошкольника. Играя, мы тренируем внимание и память, развиваем воображение и мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаем коммуникативные навыки. Кроме этого, на любом этапе игры в зависимости от потребностей мы способны провести диагностику тех процессов, которые нас интересуют.

Основными задачами развивающей работы, под которыми переделываются игры, для меня являются:

- развитие познавательной сферы дошкольников;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;

- появление основных навыков учебной деятельности;

- формирование позитивной “Я-концепции” личности ребенка;

- развитие крупной и мелкой моторики детей;

- индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

Методический аспект работы

Полем творчества при работе по данной теме является подбор или разработка самих заданий. Отдельные развивающие игры, упражнения в последние годы часто публикуются в различных изданиях. Но следует иметь в виду, что в основном они соответствуют традиционным методикам. Иногда немного модернизированы. Такие задания вполне пригодны для “натаскивания” ребенка при подготовке к ожидаемому результату, но мало результативны при настоящей работе по развитию интеллекта.

Традиционные методики компактны и ориентированы на констатацию физического уровня интеллекта, а не на движение от простого к сложному, позволяющее решать задачу развития. Развивающие методики, напротив, должны быть детализированы с тем, чтобы в них содержались обучающие моменты. Они строятся со значительно большей глубиной, допускающей разные уровни сложности.

Чтобы специальные упражнения и игры отвечали вышеперечисленным требованиям, необходимо тщательно рассматривать их направленность на определенные интеллектуальные операции и затем выстраивать по степени трудности. При этом предлагаемые занятия предполагается обязательно дополнять собственными, созданными по аналогии и являющимися, по сути, промежуточными по трудности. Это нужно для того, чтобы добиться максимальной постепенности, совершенно необходимой при решении задач обучения и развития.

Формы организации работы

Как показала практика наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях по развитию речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий - от 20 до 30 минут зависит от возрастной группы. Оптимальное количество участников – половина стандартной группы. В результате в игровую деятельность включаются все дети. А это очень важно еще и потому, что помимо коррекции интеллектуальных, речевых и творческих возможностей детей на данном этапе необходимо решить еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребенка. В итоге можно выявить одаренных и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное развитие на следующих возрастных ступенях.

Преимущества метода модификации игр

В своей работе я использую метод модификации (переделки игр). Это очень удобно, так как:

- не требуется большого количества игр вообще (невысокие материальные затраты);

- я работаю со знакомым материалом (уже заранее знаешь, что и как работает в той или иной ситуации);

- дети охотно играют в знакомые игры (это придает им уверенности в своих силах и знаниях);

- появляется возможность развития у детей творчески мыслить, развивается их воображение и фантазия.

У меня есть любимые игры, с которыми я не расстаюсь на протяжении всего комплекса развивающих занятий. Как правило, начинаю с самого простого варианта игры, используя его как для ознакомления детей с теми или иными правилами и требованиями, которые будут им предъявляться, так и для первичной диагностики их знаний, умений и навыков. Затем, через одно или два занятия, ту же игру использую уже немного видоизмененной, одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, работая с детьми разного возраста и разного уровня развития.

В развивающих играх можно использовать в качестве “рабочего материала” и картинки, и иллюстрации, и игрушки, и самих детей, не меняя содержание игры.

Модифицируя игру от занятия к занятию, я все больше ее усложняю, расширяя круг задач. Если в первых вариантах упор делается на то, чтобы развивать у детей восприятие, тренировать внимание и память, то в последующих вариантах добавляются задания на развитие воображения, мышления и речи, а затем основной целью становится развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков коммуникации, повышения самооценки, развитие креативности.

Умные игры – умные дети!

Итак, определяя цели развития дошкольника в физиологическом, психическом, педагогическом или личностном плане мы можем одну и ту же игру видоизменять, подводить ее функциональное назначение под те задачи, которые нам необходимо решить на данном этапе развития ребенка.

У игры существует еще один психологический аспект, отсроченный во времени. – это то, что дает игра для развития личности человека. Именно в личностном аспекте формируется “Я-концепция”, самооценка, развивается вся личность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на с...

Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В. Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка инструктора по физической культуре Сорокиной А.В.Использование игрового пособия "Парашют здоровья" в работе с детьми дошкольного возрастаОдна из основных задач физиче...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...