Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
Правильное речевое дыхание обеспечивает :
• нормальное функционирование голосового аппарата
• предохраняет голосовой аппарат от переутомления
• способствует сохранению плавности речи
• способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
• способствует правильному соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Неправильное речевое дыхание нередко является :
• причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
• позднего или неправильного усвоения некоторых звуков
• ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
• в некоторых случаях ускорения темпа речи
• неправильного использования интонационных средств выразительности
• нечёткого произношения слов (проглатывания окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающейся с соответствующими движениями.
Требования к выполнению речевых упражнений :
• перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
• одежда не должна стеснять движений
• не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи
• упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа
• необходим контроль за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
• речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение
• обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
• лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения.
Речевые упражнения следует проводить:
- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
- во время занятий, включая их организующий момент или в физкультминутку
- после дневного сна
- в свободной деятельности детей.
Задача состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Параметрами правильного ротового выдоха являются:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»
• выдох происходит плавно, а не толчками
• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос; если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух
• выдыхать следует, пока не закончится воздух
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При выполнении речевых упражнений с детьми можно использовать различные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»...

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...
«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, ч...

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания
При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.Качество речи, её громкость, плавность во многом завися...
