Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
материал по развитию речи по теме
Консультация для педагогов по теме:
«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rechevomu_dyhaniyu.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Консультация для педагогов по теме:
«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Бойченко О. О.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: 1. Познакомить педагогов с особенностями развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Рассказать об играх и упражнениях для развития правильного речевого дыхания у детей.
3. Показать упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей.
План выступления:
1. Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей.
3. Игры для развития речевого дыхания у детей.
Выступление.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
- нормальное функционирование голосового аппарата
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления
- способствует сохранению плавности речи
- способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
- способствует правильному соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Неправильное речевое дыхание нередко является:
- причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
- позднего или неправильного усвоения некоторых звуков
- ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
- в некоторых случаях ускорения темпа речи
- неправильного использования интонационных средств выразительности
- нечёткого произношения слов (проглатывания окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Требования к выполнению речевых упражнений:
- перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
- одежда не должна стеснять движений
- не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи
- упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа
- необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
- речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение
- обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
- лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми группы.
Речевые упражнения следует проводить:
- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
- во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку
- после дневного сна
- в свободной деятельности детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Параметрами правильного ротового выдоха являются:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»
- выдох происходит плавно, а не толчками
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос; если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух
- выдыхать следует, пока не закончится воздух
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей приведены в приложении.
При выполнении речевых упражнений с детьми можно использовать различные предметы.
Цель упражнений: развитие длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдох и выдох через нос и рот; активизация губных мышц.
Упражнения для детей младшего и среднего возраста.
1. «Звуки вокруг нас»
Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «а-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «о-о-о!» Самолёт в небе гудит? «у-у-у!» А как пароход на реке гудит? «ы-ы-ы!»
2. «Пузырь»
Ход игры: Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху.
3. «Пускание корабликов»
Оборудование: кораблики, таз с водой, значки с названием городов.
Ход игры: Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, как бы произнося звук ф. Но вдруг налетает порывистый ветер «П-п-п…» - дует ребёнок.
4. «Ныряльщики»
Ход игры: Дети разводят руки в стороны, делая вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.
5. «Насос»
Ход игры: «Хотите покататься на велосипедах, но надо накачать воздух в шины. Воздух выходит из насоса и сердито свистит с-с-с. Накачали и поехали, но вдруг шина сдувается и шипит ш-ш-ш».
6. «Снежинки»
Ход игры: Воспитатель: «Снежинки красивые, но ещё и очень тонкие и нежные. Давайте на них подуем. Сначала сомкнём губы, затем тихо дунем на снежинку п»
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Весёлая метелица»
Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненная кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.
Ход игры: Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются снежинки.
2. «Шар лопнул»
Ход игры: «Как воздух выходит из лопнувшего шарика ш-ш-ш-ш».
3. «Кто лучше надует шарик?»
Ход игры: Воспитатель показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.
4. «Лес шумит»
Ход игры: Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.
5. «Песня ветра»
Оборудование: лёгкий колокольчик «песня ветра»
Ход игры: Подвесить колокольчик на уровне лица ребёнка и предложить ему подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный звук получается. Затем предложить подуть сильнее – звук стал громче. Выдох должен быть плавным.
6. «Загони мяч в ворота»
Оборудование: самодельные ворота небольшого размера, кусочки ваты, скомканные в шарики.
Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.
Представленные упражнения являются каплей в списке всех упражнений по артикуляции, но и они помогут педагогам организовать работу по развитию правильного речевого дыхания.
Литература:
1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Консультация для родителей: Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Нарушение речевого дыхания специалисты наблюдают практически во всех случаях речевой патологии.Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. Предлагае...
Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...
Консультация для родителей на тему: "Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста"
В консультации представлены рекомендации по проведению дыхательной гимнастики, описаны игры и упражнения для развития речевого дыхания....
Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"
Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»
Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отноше...