Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лычагина Валентина Эрбертовна

         Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада.   Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью?   В этой связи весьма                    актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОО  здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы развитие и воспитание детей происходили без ущерба их здоровью, а наоборот                 способствовали его укреплению. Одной из составляющих  общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса -  это речь. Для того чтобы  речь  лилась  свободно, легко, и         была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием. Очень целесообразно проводить  упражнения для развития речевого дыхания, цель которых формировать  умения и навыки                      правильно пользоваться речевым дыханием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Подготовила и провела : учитель-логопед Лычагина В.Э

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 города Кропоткин

Муниципального образования Кавказский район

        

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

«Развитие речевого дыхания

у детей дошкольного возраста

с помощью игр и упражнений»

                                                                            Подготовила и провела

                                                                                              Учитель-логопед МБДОУ д/с №1:

                                                            Лычагина В.Э     

                                                           

                                                                    2023г

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

 с помощью игр и упражнений»

Цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов   в вопросе  проведения дыхательной гимнастики для речевого развития детей дошкольного возраста и научить педагогов применять предложенные игры и упражнения в своей работе.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов по проблеме развития  речевого дыхания детей;
  • показать необходимость организации работы по развитию речевого дыхания дошкольников;
  • показать значение дыхательной гимнастики, как одного  из средств  профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;
  • познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
  • обучить приёмам проведения дыхательных упражнений;
  • демонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики;
  • научить изготавливать нетрадиционное оборудование для проведения дыхательной  гимнастики.
  •  Показать важность работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста;
  • Повысить компетентность и знания педагогов  о значении работы по развитию речевого дыхания у дошкольников;  
  • Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме;
  • Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию речевого дыхания.

Приветствие 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию речевого дыхания, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях  на развитие речевого дыхания. А, также хочу предложить вам сегодня изготовить разные  пособия для развития речевого дыхания.

                                                     ХОД:

                                             Актуальность

          Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада.   Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью?

          В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОО  здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы развитие и воспитание детей происходили без ущерба их здоровью, а наоборот способствовали его укреплению.

       Одной из составляющих  общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса -  это речевое дыхание.

       Работая учителем-логопедом в дошкольном учреждении часто сталкиваюсь с детьми, имеющими нарушения речи. Численность логопатов растет с каждым  годом. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает  говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз отрицательно влияющие на развитие речи детей. Таким образом речевое дыхание является очень важным.

       Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием. Очень целесообразно проводить  упражнения для развития речевого дыхания, цель которых формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием.

Общеизвестно,  какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. «Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут.

       Это значит, задача воспитателя состоит в том, чтобы способствовать развитию   речевого дыхания, научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада)  проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

       Одна из задач сегодняшнего мастер-класса продемонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики и упражнения на развитие речевого дыхания.

         Дыхательные упражнения делятся:

  • на упр., вызывающие длительный направленный  выдох (вертушки (фабричные, самодельные с клоуном, с бабочками,.. веселая карусель, аквариум, предметы на воде…,
  • игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – бумажные кегли, вату, бумажку, легкие шарики…
  • игры на развитие физического дыхания - надувает шарики, пускает мыльные пузыри…,
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),
  • упражнения с проговариванием звуков, основная цель которых в игровой форме способствовать развитию длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдоха и выдоха через нос и рот; активизации губных мышц.

Требования к выполнению дыхательной гимнастики:

  • перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи;
  • упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа;
  • необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы);
  • речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение;
  • обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;
  • лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми группы.

Дыхательную гимнастику можно  проводить:

  • во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;
  • во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку;
  • после дневного сна;
  • в свободной деятельности детей.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые помогут вам в работе  

                                  Игры на развитие речевого дыхания:

Игра «Бабочки летят» (бабочки вырезаем, крепим к ним веревочки и подвешиваем на уровне глаз детей).

Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку подуть вместе с ней на бабочек, обращая внимание малыша на то, как красиво бабочки взлетают.

 «Кто лучше надует шарик?»

Ход игры: Педагог показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.

Игра «Перышко»

Задачи: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: перышко.

«Подуй на вертушку».

Ход игры : Воспитатель держит на ладони перышко, предлагает детям подуть на него, обращая внимание малыша на то, как легко и плавно взлетает пёрышко.

 «Подуть через трубочку».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть трубочкой и подуть на узкую полоску бумаги, закреплённую между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх.

«Загони мяч в ворота»

Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.

 «Шторм в стакане».

Рот отрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основании нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Свеча». 

Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом. (можно использовать макет свечи).

«Кораблики». Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик победит. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» - половинки грецкого ореха с парусом.

«Султанчики»

На деревянную шпажку прикрепить нарезанные из цветных пакетов или мешков для мусора полоски, или ленты скрепленные между собой. При правильном выполнении упражнения полоски отклоняется вверх.

 «Весёлая метелица»

Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненная кусочками бумаги и  пенопласта.

Ход игры: Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются предметы внутри..  

   

      Представленные упражнения являются каплей в списке всех упражнений по развитию речевого дыхания, но  они помогут педагогам организовать работу по развитию правильного речевого дыхания.

         Я предлагаю вам  сделать на выбор пособия своими руками, с помощью которых можно  научить детей правильно вдыхать воздух через нос и выдыхать через рот. Для этого мне понадобился материал: картон белый и цветной, нитки, клей ПВА   клей -карандаш, ножницы, скотч, простой карандаш, бумага.

Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.

         

                           Благодарю за внимание!

Использованная литература:

  1. Белякова  М.В. «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста» https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dyhatelnaja-gimnastika-kak-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. Березина Г. В. Использование здоровьесберегающих технологий в формировании речевого дыхания у дошкольников. https://urok.1sept.ru/
  3. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014 г.112с.
  4. Зарубина С.В. Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/07/doklad_4.docx

4. Иванова А.С. Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/09/obuchayushchiy-seminar-dlya-pedagogov-dyhatelnaya-gimnastika-s-detmi

5.Черкасова Н.А. Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать!»https://infourok.ru/master-klass-po-dihatelnoy-gimnastike-2724472.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха....

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Дошкольн...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР.Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха....

Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...