Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Хазанова Виктория Валентиновна

Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР.

Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Мастер-класс для родителей на тему:

«Развитие речевого дыхания у детей

дошкольного возраста с ОНР»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед:

                                                                                                                                     Хазанова В.В.

2023 год

Мастер-класс для родителей на тему:

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР «Учимся играя!»

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «речевое дыхание».

  1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.

  1. Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком.

Оборудование: свечи, коробки спичек, игрушечные ворота, коктельные длинные трубочки, разноцветные птички, сложенные из бумаги, стаканы с водой, мыльные пузыри, ватные шарики, листочки бумаги, надувные игрушки, шары, вертушки, кораблики, таз с водой, снежинки; вертушки; таз с водой, бумажные кораблики, различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; мыльные пузыри, воздушные шары.

Участники семинара: учитель–логопед, родители (законные представители)   детей подготовительной  к школе  группы.

Предварительная работа:

Подготовка к мастер-классу: оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания», создание презентации «Учимся играя!»

Ход мастер-класса

I. Теоретическая часть

  1. Что такое речевое дыхание?

  1. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи.

Вступительная беседа

Добрый вечер, уважаемые родители!

«Дыхание – основа жизни.

Правильное дыхание – основа

Здоровья и долголения»

К.С. Станиславский

Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.

Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.

Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.

Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования

звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

  • сильный вдох через нос

  • выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,

  • щеки НЕ надувать;
  • нельзя допускать выхода воздуха через нос (если

ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;

  1. Практическая часть

  1. Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними.

2. Просмотр презентации «Учимся играя!»

  1. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.

  • предлагаю Вам посмотреть презентацию «Учимся, играя!» и вспомнить условия и правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

Параметры правильного ротового выдоха

  1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос – «крылья носа смыкаются»;
  2. Выдох происходит плавно, а не толчками;
  3. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
  4. Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; выдыхать следует пока не закончится воздух;

Продолжительность игровых упражнений

  • 5 минут в проветриваемом помещении;
  • упражнение повторяется 3 – 5 раз;

  • дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;

  • При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  • теперь я хочу познакомить Вас с играми, представленными на выставке, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную целенаправленную струю воздуха.

«Вертушка» Предложите ребенку подуть на вертушку, для этого нужно подуть на них. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает.

«Лети, бабочка» Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.

«Сдуй снежинку» Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край языка на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек ватки и длительно дуть целенаправленной воздушной струей по центру на кончик языка, должен слышиться звук «Ф»,но не «Х»!

Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на ладошка, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.

«Буря в стакане» Расскажите ребенку как весело устроить «бурю в стакане». Предложите ребенку с силой подуть через трубочку, опущенную в стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

«Плыви, кораблик» Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.

Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков

«Мяч, лети!» Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос и с силой подуть на «мячик» так, чтобы он улетел. Щеки надувать нельзя!

«День рождения», «Свеча»

Для упражнения нам понадобится свеча. Сейчас мы выполним это упражнение , которое поможет вашему ребёнку развить длинный плавный экономный выдох и активизировать мышцы губ.

Вам необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.

«Чей пароход дольше гудит» Следующее упражнение так же поможет развить длинный плавный выдох без участия речи, и активизировать мышцы губ.

Нам понадобится чистый пузырёк с горлышком небольшого диаметра. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной.

Предлагаю вам упражнение « Погрей руки». Для этого нам понадобятся ладони. Взять вдох через нос пауза и дуть на озябшие руки плавно выдыхая через рот.

«Футбол», «Загони мяч в ворота»

Эти упражнения поможет выработать длинную направленную воздушную струю. Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из спичечных коробков, кубиков и т.д. Вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик загоняя его в ворота на одном выдохе.

Предлагаю вашему вниманию упражнение «Кто дальше загонит мяч?», которое поможет выработать плавную, длинную,

непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого необходимо улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительный звук «Ф» сдуть ватку на край стола. Воздушная струя должна быть узкая.

«Надуй игрушку». Сейчас мы выполним это упражнение. Для этого нам понадобятся надувные игрушки и шары. Возьмём воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки или шара.

  • самое распространенное упражнение «Мельница» Предлагаю взять вдох носом, губы трубочкой и плавный длинный выдох.

«Мыльные пузыри». Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.

«Воздушные шары». Предложите ребенку надуть шарик. Для этого вам понадобятся надувные шары или игрушки. Вдохнем воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки или шара.

«Трубочка». Для этого нам понадобятся короткие трубочки, ватные шарики, кусочки бумаги. Возьмите вдох через нос подуйте через короткую трубочку на предмет, плавный длинный выдох. Можно усложнить задание, увеличив расстояние от трубочки до предмета.

Как только у ребёнка появляется плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса

  1. Заключительная часть

  1. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
  2. Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь

Сегодня я познакомила вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в работе с детьми развивая речевое дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи.

Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!

Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"

Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания

Конспект мастер-класса  по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания предназначен для родителей логопедических групп...

мастер-класс "Заставим язычок трудиться. Игры для развития речевого дыхания".

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Правильное рече...

Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»            ...

Мастер-класс (детско-родительский): «Создание тренажеров для развития речевого дыхания "Веселая лягушка» и «Слон с хоботком» (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)

Развитие дыхания у детей при проведении артикуляционной гимнастики могут помочь тренажеры, которые можно сделать своими руками. Использование интересных, эстетичных, красочных тренажеров повышают инте...

Мастер класс «Изготовление игрушки самоделки –ракета, для развития речевого дыхания»

Мастер класс «Изготовление игрушки самоделки –ракета, для развития речевого дыхания»...