Роль театральной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста
статья по логопедии
Статья о пользе театральной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль театральной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста
Театральная деятельность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Она не только дарит радость и эмоциональное удовлетворение, но и способствует развитию воображения, коммуникативных навыков и уверенности в себе. Развитие речи – один из ключевых аспектов дошкольного образования, и театральная деятельность является одним из самых эффективных способов его совершенствования. В процессе театральных игр и постановок дети не только учатся говорить четко и выразительно, но и расширяют словарный запас, осваивают грамматические конструкции и развивают коммуникативные навыки. В этой статье рассмотрим, почему театр так полезен для детей и, как его можно использовать в воспитательном процессе.
- Развитие речи и обогащение словарного запаса.
Участие в театральных постановках помогает детям улучшить дикцию, расширить словарный запас и научиться правильно строить предложения. Разучивание ролей, повторение реплик и выразительное чтение способствуют активному развитию речи. Ребенок учится подбирать нужные слова, выражать мысли четко и эмоционально, знакомятся с новыми словами, образными выражениями и устойчивыми словосочетаниями. Чтение и заучивание ролей помогает запоминать литературные обороты осваивать синонимы и антонимы (в разных ролях одно и то же действие можно описать по-разному: "бежал быстро – мчался стрелой – летел как ветер"). Так же, использовать слова в правильном контексте, что способствует осознанному употреблению лексики.
- Развитие звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи — это составная часть общей речевой культуры, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
Произносительные качества речи - звукопроизношение, дикция, речевой слух и речевое дыхание.
Элементы звуковой выразительности речи - мелодика, ударение, темп, ритм, пауза, тембр.
Элементы культуры речевого общения - общая тональность речи, невербальное сопровождение процесса разговора.
Именно театральная деятельность помогает ребенку улучшить качество дикционной подачи, интонационную выразительность, а также, развить фонематический слух – способность различать звуки речи, что важно для обучения чтению и письму. Для улучшения качества речи необходимо определить системность и поэтапность ежедневных артикуляционных упражнений. Проговаривание скороговорок, в дальнейшем чтение вслух для отработки сложных звуков, также являются эффективным методом.
- Формирование грамматического строя речи.
В процессе театральных игр дети:
усваивают правильные падежные окончания ("у лисы – лисе – лису"), учатся согласовывать слова в роде, числе и падеже ("красная шапочка", "три медведя"), осваивают сложные синтаксические конструкции (предложения с прямой речью, диалоги). Например, в сказке "Колобок" ребенок повторяет фразы: "Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…", что закрепляет правильное использование глагольных форм.
- Развитие связной речи.
Театр учит детей: строить развернутые высказывания, вести диалог, импровизировать. Рассказывание по ролям помогает ребенку последовательно излагать мысли. А придумывание продолжения сказки – развивает логику и фантазию.
- Преодоление речевых нарушений.
Особенность речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой речевого развития (ЗРР), известна снижением речевой активности, отставанием в формировании словарного запаса. Также, наблюдаются ошибки в грамматическом оформлении. Речь имеет неправильное звуковое оформление, малопонятна. Для детей данной категории, заиканием театральные игры особенно полезны - снижают речевые зажимы (страх говорить), тренируется дыхание и плавность речи. И главное, это появление желания общаться с помощью игры, мотивирующей к новым победам.
- Развитие эмоционального интеллекта.
Многие дети стесняются выступать перед публикой. Театральные игры помогают преодолеть страх сцены, учат свободно выражать свои мысли и двигаться. Постепенно ребенок становится более раскрепощенным, что положительно влияет на его социализацию. Театр позволяет детям проживать разные эмоции и ситуации, учит их понимать чувства других людей. Перевоплощаясь в персонажей, ребенок примеряет на себя разные роли, что развивает эмпатию и умение сопереживать. Театр – это мир фантазии. Дети придумывают сюжеты, создают образы, импровизируют. Такая деятельность стимулирует креативное мышление, учит нестандартно подходить к решению задач. Запоминание ролей, реплик и последовательности действий тренирует память и концентрацию внимания. Дети учатся слушать и слышать друг друга, что важно для успешного обучения в школе.
- Воспитание командного духа.
Театральные постановки – это коллективная работа. Дети учатся взаимодействовать, договариваться, помогать друг другу. Это формирует навыки сотрудничества и уважения к другим участникам процесса. Любой театр и его форма, является мощный инструментом для всестороннего развития ребенка.
Кукольный театр – простой и доступный вариант для малышей.
Игры-драматизации – разыгрывание сказок и сценок с участием детей постарше.
Пальчиковый театр – развивает мелкую моторику и речь.
Театр теней – создает атмосферу волшебства и развивает фантазию.
Практические рекомендации для педагогов и родителей.
- Начинайте с простых форм – пальчиковый театр, куклы-перчатки.
- Используйте знакомые сказки ("Репка", "Теремок") – так ребенку проще и легче включиться в процесс.
- Поощряйте импровизацию – пусть ребенок добавляет свои детали к роли.
- Работайте над выразительностью
- Создавайте положительную атмосферу – избегайте негативных эмоций, хвалите за старания.
Заключение.
Театральная деятельность – помогает детям раскрыть свои таланты, преодолеть застенчивость, научиться общаться и мыслить творчески. Включение театра в образовательный процесс делает обучение увлекательным и эффективным. Поощряйте детей участвовать в театральных постановках – это инвестиция в их гармоничное развитие и успешное будущее!
С уважением, учитель – логопед Фролова. И. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»
Школа родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

«Театральная деятельность в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста »
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творч...

Роль фонематического восприятия в развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
В данном материале дается понятие, значение и этапы работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....

Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»...
Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей среднего возраста
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игру рассматривают как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать зара...

статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста....
Консультация для молодых педагогов "Как игровая деятельность способствует развитию речи у детей дошкольного возраста"
Развитие речи является одной из важнейших задач в дошкольном образовании, так как оно влияет на все аспекты развития ребенка. Игровая деятельность играет ключевую роль в этом процессе, поскольку она п...
