Адаптированная образовательная программа учителя – логопеда с детьми 5 – 7 лет с задержкой психического развития.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
АОП предназначена для дошкольников с 5 до 7 лет с ЗПР, представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение строем языка. В Программе охарактеризованы основные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы у детей дошкольного возраста и их особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно- воспитательного процесса.
АОП включает недельное распределение логопедических занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 241.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
(МБДОУ детский сад «Огонёк»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ детский сад «Огонёк» детский сад «Огонёк»
Протокол № 1____ __________ Е.А.Лукшина
«__ » августа 2022 года Приказ № ________
от «__» августа 2022 года
Адаптированная образовательная программа
учителя – логопеда с детьми 5 – 7 лет
с задержкой психического развития.
Срок реализации - 2 года
пгт.Верхнеднепровский
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Особенности развития речи детей с ЗПР | 5 |
3 | Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми | 7 |
3.1. | Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми | 7 |
3.2. | Формы организации коррекционно-развивающей деятельности | 17 |
4 | Планируемые результаты освоения детьми коррекционной прогррамы | 21 |
5 | Диагностика речевого развития | 22 |
6 | Список литературы | 23 |
Аннотация к рабочей программе | 24 | |
1. Пояснительная записка
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, принятых в дошкольное учреждение. Основной базой рабочей программы является: - Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы старших дошкольников. Индивидуальный подход к каждому с учетом их возможностей и сохранных способностей.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР.
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи дошкольников
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Основные принципы:
1.Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
При этом осуществляется постоянный контроль над развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
2. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: - коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); - профилактического; - развивающего оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
3. Принцип коррекции в деятельности.
Данный принцип означает, что основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу необходимо учитывать соответствие развития ребенка, психического и личностного, нормативному, в то же время, об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях, будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы. К ним можно отнести:
- Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
- Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
- Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализатров и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
- Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
- Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий цикл, включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устране- нию у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педаго- гов разного профиля – логопеда, воспитателя.
2. Особенности развития речи детей с ЗПР.
Характеристика основных компонентов развития на 6-ом году жизни:
Понимание речи.
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений одокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Звукопроизношение.
Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Фонематическое восприятие.
Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Слоговая структура слова.
Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.
Словарный запас.
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Фразовая речь.
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Грамматический строй речи.
Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Характеристика основных компонентов речи детей 7-го года жизни с ЗПР
В составе группы детей с ЗПР второго года обучения по состоянию устной речи условно выделяют две неравные подгруппы. К первой подгруппе относится 70 – 80%, ко второй – 20 – 30% детей.
Фразовая речь.
Дети имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами. В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.
Понимание речи.
У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).
Словарный запас.
Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно беден не только по количественным, но и по качественным показателям. Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вместо деревья – елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – помидоры тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.
Грамматический строй речи.
На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи. Дети
допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды
нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.
Слоговая структура.
Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей еще низкий. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, до- пуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие.
У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого. В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.
3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми
3.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР. Нормативный срок освоения программы - два года.
Старший возраст:
Перспективный план работы по формированию лексико- грамматических категорий для детей с ЗПР - по периодам.
Период | Направление работы |
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
|
2-й период (декабрь, январь, февраль) |
|
3-й период (апрель, май, июнь) |
|
Перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР-по периодам. Формирование предложения.
Период | Направление работы |
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Ваня, иди! Ваня идет); б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?; в) подбор действий к предмету: (Ваня идет (бежит, прыгает...); г) составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине.
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному падежу): Нина моет руки; б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (вини- тельный падеж существительного с окончанием -у-): Коля надевает шапку; в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Вале; г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем; д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки; б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину; в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.
|
2-й период (декабрь, январь,февраль, март) |
|
3-й период (апрель, май, июнь) |
|
Перспективный план работы для детей с ЗПР - по периодам.
Формирование диалогической речи.
Период | Направление работы |
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови; в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
|
2-й период (декабрь, январь,февраль, март) |
|
3-й период (апрель, май, июнь) | Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
|
Перспективный план работы по формированию фонематического слуха для детей с ЗПР-по периодам. Фонетика и фонематический слух.
Период | Направление работы |
1-й, 2-й, 3-й период |
|
Подготовительный возраст:
Перспективный план работы по формированию лексико- грамматических категорий для детей с ЗПР - по периодам.
Период | Направление работы |
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
существительных с “увеличительным” суффиксом: -ищ- (ручищи, домище); названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома; сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб); приставочных глаголов с разными оттенками значений; относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);прилагательных — эпитетов к существительному.
• Предлоги: -в-, -на-, -из-, -с- (-со-), -под-, -к-, -по-. Союз: -и- при однородных членах предложения. |
2-й период (декабрь, январь,февраль, март) |
предмета и его составных частей; сложных слов (снегопад, самолет); однокоренных слов (хлеб- хлебница- хлебный); приставочных глаголов с различными оттенками значений; относительных прилагательных (посудный, продуктовый);притяжательных прилагательных (семейный, животный).
|
3-й период (апрель, май, июнь) |
|
Перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР-по периодам. Работа над предложением.
Период | Направление работы |
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | Повторение и закрепление (на более сложном материале, в практических упражнениях) материала первого года обучения, по формированию в речи детей простого предложения:
|
2-й период (декабрь, январь,февраль, март) |
|
3-й период (апрель, май, июнь) |
Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения |
Перспективный план работы по формированию фонематического слуха для детей с ЗПР-по периодам. Развитие связной речи.
Период | Направление работы |
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
а) самостоятельная постановка вопросов: -кто?-; -что?-; -что делает?-; -какой?-; -какая?-; -какое?-; - какие?- и ответы на них; б) заучивание и инсценирование диалогов; в) пересказ текста с включени- ем диалога действующих лиц; г)самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.
|
2-й период (декабрь, январь,февраль, март) |
|
3-й период (апрель, май, июнь) |
а) пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом; б) установление причинно-следственных связей в небольших текстах, отрывках; в) составление рассказов: из деформированного текста; по набору предметных картинок, объединенных одной темой; по опорным словам и предметным картинкам; составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
|
В программе выделены следующие разделы:
Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет)
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-развивающая деятельность организовывается в форме занятий с логопедом (индивидуальные и подгрупповые), а также с воспитателем и проведение рекомендаций для родителей.
Учитель-логопед:
- подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- дидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов речи;
- индивидуальная работа по заданиям учителя – логопеда;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы | |
Развитие внимания |
переключению внимания;
| «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». «Найди отличия», «Что неправильно?», «Что задумал художник?», «Что недорисовано?» «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», «Найди пару», «Найди такой же». «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), «Копирование образца». «Найди такой же предмет», «Рисую палочки», «Расставь значки» | |
Развитие восприятия |
геометрических фигур
| «Назови фигуру», «Геометрическое лото», «Нарисуй фигуру, которую я назову», «Закрась фигуры», «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), «Составь целое из частей (с геометрическими фигу- рами) (вариативность)», «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». «Дорисуй фигуры», «Угадай, что хотел нарисовать художник?» «Радужный хоровод», «Уточним цвет предметов (вариативность)», «Цветное лото», «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность) | |
длительности временного интервала
| «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». | ||
8) развивать наблюдательность | Беседа по картинкам (части суток), «Разложи картинки», «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», «Угадай время года по описанию (вариативность)», Отгадывание загадок о временах года Заучивание стихотворений, Беседа о временах года, «Назови время года» «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» «Посмотри и найди предметы круглой формы», «Кто больше назовёт?», «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» | ||
Развитие мышления |
процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
| «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», «Четвёртый лишний», «Найди отличия». «Назови слова, обозначающие деревья; слова, от- носящиеся к спорту и т. д.» «Как это можно использовать?», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», Загадывание загадок. | |
Развитие памяти |
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), «Смотри и делай». «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) | |
Развитие воображения и творческих способностей | 1) развивать воображение и творческие способности | «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), «Дорисуй», «Рисование по точкам», «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), «Что будет, если …» | |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую моторику рук | Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. | |
Подгрупповые коррекционные занятия:
На подгрупповых занятиях работа направлена на формирование фонематического слуха и восприятия, на расширение и обогащение словарного запаса, на отработку грамматических категорий. Проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Количество занятий для детей с 5-ти до 6-ти лет:
- 1-ый период –10
- 2-ой период - 12
- 3-ий период –10
Количество занятий для детей с 6-ти до 7-ми лет:
- 1-ый период – 10
- 2-ой период - 12
- 3-ий период - 10
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно- образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих
задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР
является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно- воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Формирование правильного произношения.
- Развитие навыка связной речи.
4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
В результате реализации программы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и так далее);
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и так далее;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
- Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
- графо-моторные навыки.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
5. Диагностика речевого развития. Используемые методики.
ле» (разработана Т. А. Нежновой) | школьника | школе группа | |
13. | Коммуникативная готов- ность: со взрослыми со сверстниками | Определение параметров развития общения | Подготовительная к школе группа |
14. | «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург | Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности | Подготовительная к школе группа |
15. | Методика «отношение ре- бенка к школе» | Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование | Подготовительная к школе группа |
16. | «Самое непохожее» Л.А.Венгер | Изучение мышления и восприятия детей | Подготовительная к школе группа |
17. | Тест «Бендер» | Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу | Подготовительная к школе группа |
6. Список литературы:
- Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим
недоразвитием речи. М., 2004.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях до- школьного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольни- ков. – М., 1990.
- Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
- Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоцио- нальной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефекто- логия. – 2003.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно- методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием
речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
- Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недо- развитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
- Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвити- ем речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного воз- раста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Шевченко С.Т. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Аннотация к адаптированной образовательной программе
учителя – логопеда с детьми 5 – 7 лет
с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа (далее – АОП) коррекционно-развивающей работы с детьми с 5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования детского сада «Огонёк» Смоленской области, Дорогобужского района, пгт.Верхнеднепровского (далее- детский сад)
АОП предназначена для дошкольников с 5 до 7 лет с ЗПР, представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение строем языка. В Программе охарактеризованы основные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы у детей дошкольного возраста и их особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно- воспитательного процесса.
АОП включает недельное распределение логопедических занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.
Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы старших дошкольников. Индивидуальный подход к каждому с учетом их возможностей и сохранных способностей.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для устранения речевых недостатков у детей, повышения их работоспособности, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности.
Эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ " ДС " Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ " ДС " Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Программа направлена на: создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС...

Адаптированная образовательная программа для обучающего с ОВЗ (задержка психического развития)
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает раз...

«Игровые пособия в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития над артикуляционным укладом и правильным речевым дыханием».
Интересные находки в работе с дошкольниками с ТНР и ЗПР...

«Нейропсихологические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
Нейротехнологии не заменяют традиционные методы логопедической работы, а являются дополнительным инструментом, который может повысить эффективность коррекционного процесса. Применение нейротехнол...

Корректурные пробы в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Для логопеда корректурная проба — это многофункциональный тренажер, который позволяет не просто «учить говорить», а корректировать те базовые процессы, несформированность которых и я...
