Корректурные пробы в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
статья по логопедии (старшая группа)

Сычева Ирина Николаевна

Для логопеда корректурная проба — это многофункциональный тренажер, который позволяет не просто «учить говорить», а корректировать те базовые процессы, несформированность которых и является причиной речевых трудностей у ребенка с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.09.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Корректурные пробы в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) — это не просто упражнение на внимание, а ключевой инструмент, который работает с первопричинами многих речевых нарушений.

Логопед использует их для решения специфических, узкопрофессиональных задач, выходящих далеко за рамки простой диагностики внимания.

У детей с ЗПР речевые нарушения часто носят системный характер и напрямую связаны с дефицитом неречевых функций:

1. Несформированность фонематического восприятия. Ребенок плохо различает на слух схожие звуки (например, [С] и [Ш], [К] и [Т]). Это основа для возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

2. Слабость языкового анализа и синтеза. Ребенку трудно определить, сколько звуков в слове, какой звук первый, последний, сливать звуки в слоги.

3. Низкий уровень саморегуляции и контроля. Ребенок не проверяет свою работу, не замечает ошибок ни в устной речи, ни на письме.

С помощью корректурных проб логопедами решаются следующие задачи:

1. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.

 Логопед подбирает буквы для поиска и зачеркивания не случайно, а те, которые ребенок путает.

· Пример: Ребенок на письме смешивает звонкие и глухие согласные (Д-Т). Логопед дает задание: «Зачеркни все буквы Т, а буквы Д обведи в кружок».

Так же ребенок учится внимательно анализировать графический образ буквы, отличая мелкие детали (палочка у «Р» или нет, хвостик у «Щ»).

 2. Дифференциация оппозиционных звуков: Работая с буквами, ребенок автоматически активизирует и соответствующие им звуки, укрепляя их различение на слух.

3. Развитие зрительного гнозиса (узнавания).

У многих детей с ЗПР страдает зрительное восприятие. Они могут не дописывать элементы букв, путать их по оптическому сходству (И-Ш, Ь-Ы, б-д).

· Проба заставляет ребенка детально анализировать каждый знак, что является прямой тренировкой против оптической дисграфии.

4. Совершенствование навыков звукопроизношения.

Задание можно усложнить, требуя от ребенка не просто механического зачеркивания, но и активного проговаривания.

5. Работа над графомоторными навыками

· Развивается зрительно-моторная координация (глаз видит — рука выполняет).

· Повышается точность и быстрота движений, что важно для формирования почерка.

Для логопеда корректурная проба — это многофункциональный тренажер, который позволяет не просто «учить говорить», а корректировать те базовые процессы, несформированность которых и является причиной речевых трудностей у ребенка с ЗПР. Это делает ее незаменимым инструментом в арсенале современного логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития

В работе предложено планирование учителя-логопеда по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой культуры речи и неречевых процессов для детей средней группы с зад...

«Организация индивидуальной работы тьютора с детьми с задержкой психического развития»

Важное значение в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии имеет организация индивидуальной работы с этими детьми. Максимальный учет индивидуальных особенностей позволяет найти под...

«Нейропсихологические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»

Нейротехнологии не заменяют традиционные методы логопедической работы, а являются дополнительным инструментом, который может повысить эффективность коррекционного процесса. Применение нейротехнол...