Использование элементов педагогической технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Аскалепова Светлана Николаевна

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Учитель-логопед использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит развивать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhegodnaya_prezentatsiya_geometricheskie_figury.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов педагогической технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда Подготовила: Учитель – логопед Аскалепова С.Н.

Слайд 2

ТРИЗ - современная технология, которая позволяет традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный , учесть закономерности развития ребёнка, приспособиться к его уровню и особенностям.

Слайд 3

Методика ТРИЗ была придумана и разработана- Генрихом Сауловичем Альтшуллером Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий .

Слайд 4

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.» К.Д. Ушинский

Слайд 5

Актуальность: Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Учитель-логопед использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит развивать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Слайд 6

ТРИЗ дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность; учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь; позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.

Слайд 7

Применяя данную технологию, необходимо опираться на следующие правила: В любом обучающем действии предоставлять ребенку право выбора. Предоставлять ребенку возможность работать с задачами не имеющими единственно правильного решения. В условие творческого задания закладывать различные варианты решения. В любое творческое задание включаю практическую деятельность. Контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Слайд 8

Данные приемы работы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяют : автоматизировать звуки в речи, пополнить активный словарь, повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Слайд 9

Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов: 1. Проблема многофункционального использования объекта. 2. «Тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. 3. Разрешение противоречий. 4. Изобретательство, основная задача: научить детей искать и находить свое решение. 5. Придумывание новых сказок с помощью специальных методов. 6. Находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 10

Синектика или метод аналогий Например : изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

Слайд 11

Метод фокальных объектов (МФО) Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например " Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Слайд 12

Например: Назовите вид аналогии: сердце - насос. (по функции) Солнце - горошина.(по форме) Бритва - коса. (по функции) Ветер - вентилятор. (по функции) Фотография - картина.(по образам) Дыхание и горение. (по функции)

Слайд 13

Метод мозгового штурма Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных . Предлагаемые задачи: 1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 2. Как можно определить время, если нет часов? 3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Слайд 14

Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей Игра «Пара к паре»

Слайд 15

Метод проб и ошибок Этот метод еще называют методом перебора вариантов. Какие слова, обозначающие названия фруктов зашифрованы околяб монли ашруг

Слайд 16

Метод каталога Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

Слайд 17

Метод морфологического анализа Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям: Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.

Слайд 18

Метод Данетка Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п . Если это животное, то домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д . Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Слайд 19

Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: 1. Уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) 2. Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); 3. Дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); 4. Оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве); 5. Динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Слайд 20

Круги Луллия – игровой метод ТРИЗ технологии(метод формирования информационной компетентности)

Слайд 21

«Круги Луллия » – одно из средств развития речи и интеллектуальных способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ Раймонд Луллий ( XIII - XIV вв., Италия) - поэт, философ , один из наиболее влиятельных мыслителей европейского высокого Средневековья

Слайд 22

«Круги Луллия » Метод - «Круги Луллия » прочно занял свое место в педагогике, как коррекционной так и общей. На сегодняшний день он является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ТНР. «Круги Луллия » вносят элемент игры в занятие , помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, повышают мотивацию к обучению.

Слайд 23

Актуальность: «Круги Луллия » являются универсальным методическим средством развития ребенка в процессе ведущей деятельности любого возраста - игре. Цель: развитие навыков устной речи, логического мышления, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Слайд 24

Задачи: Работая с детьми старшего дошкольного возраста я использую «Круги Луллия » для решения следующих задач: -Закрепление произношения поставленных звуков в речи; -Развитие фонематических процессов; -Уточнение и активизация словарного запаса; -Формирование лексико-грамматических категорий; -Закрепление навыка составления предложений; -Развитие связной речи.

Слайд 25

«Круги Луллия » представляют собой: - несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине; - картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах; - стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки; - стрелка в верхней части стержня.

Слайд 26

Новизна и оригинальность «Кругов Луллия »: - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия; - способствует совершенствованию речевых навыков, пополнению активного словаря, содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний детей.

Слайд 27

Условия применения «Кругов Луллия »: - ф ронтальные занятия; - совместная деятельность; -самостоятельная деятельность детей; -индивидуальная работа.

Слайд 28

Алгоритм проведения упражнений с «Кругами Луллия » На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие либо объекты. Например: 1-й круг (большой) – картинки, с изображением деревьев; 2-й круг – картинки, с изображением мест произрастания (сад, лес, болото, дача, город); 3-й круг – картинки, с изображением плодов или семян (апельсин, яблоко, ананас и т.д ) Задачи упражнения: найти соответствие на кругах. Например: найти на нижнем круге изображение яблони, затем поворачивая средний круг, отыскать изображение сада и расположить над яблоней, на маленьком круге найти яблоко и объяснить, что получилось. Задачи упражнения «Необычное сочетание»: раскрутить круги, посмотреть, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, назвать их. Например: Берёза – болото – апельсин. Задание: объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить плоды. На основе фантастического преобразования составить рассказ.

Слайд 29

Задания с Кругами Луллия бывают 4 типов: 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Объединить картинки, формирующие реальную картину мира. Составить предложения, объединяющие в себе эти объекты. Сделать выводы. 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». Рассмотреть случайное соединение объектов и как можно достовернее объяснить необычность их взаимодействия. 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объедини случайные объекты служащие основой для фантазирования. Предложить сочинить фантастический рассказ или сказку. 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Слайд 30

Разнообразие игр с использованием «Кругов Луллия » Автоматизация звуков и формирование фонематических процессов. Развитие связной речи. Пополнения словарного запаса.

Слайд 31

Использование адаптированных методов ТРИЗ позволяет: - закрепить поставленные звуки; - создать условия для развития образной стороны речи; - повысить эффективность овладения языковыми средствами; - формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; - создать условия для развития связной речи; - развивать гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности; - создать мотивационные установки на проявление творчества.

Слайд 32

Спасибо за внимание ! Тел. 8 (863)251-13-81 mbdou102rnd@yandex. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда"

В данной презентации собраны здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Методические рекомендации по использованию элементов оборудования сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

Известным фактом является то, что оборудование сенсорной комнаты обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, благоприятно воздействующим на все органы чувств и нервную систему человека. Полифункц...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

Презентация «Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель коррекционной работы учителя-логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  я использую речевые игры и у...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...