ребенок не говорит - что делать
консультация по логопедии (младшая группа)

Власова Ольга Сергеевна

Буклет Консультация для родителей Уроки по стимулированию речевой активности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rebyonok_ne_govorit_chto_delat.docx104.48 КБ

Предварительный просмотр:

1 ЭТАП.  Необходимо добиться у                 ребенка желания разговаривать.

Попробуйте сделать следующее:

  1. Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
  2. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.

Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».

  1. Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?»  И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа!         Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!

2 ЭТАП.  Формируем речь.

Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.

 

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед  ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..

Например, достаем и надеваем на ребенка куртку.

Взрослый: Что мы достали? — Куртку

Что это такое? — Куртка

Что сейчас мы надели? — Куртку.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? — Шапку.

Что это такое? — Шапка.

Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

      3 ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог.

После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)

Например:

- Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.)

Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...

Что это?.. Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.

Например:

- Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка».

- Еще раз та-рел-ка.

- Давай вместе та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.

- Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!

 

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.

Не бойтесь перехвалить ребенка

Если у ребенка не получается,

никогда не ругайте его.

Быть может, это вы делаете что-то неправильно…

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день)  ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.

Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)

Ребенок. Ика.

Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю.                        (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.)                                        Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Вопросы для стимуляции речи:

  • «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» 
  • «Что тебе дать — чашку или ложку?»,
  • «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину ».

При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое.

Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим.. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».

Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.

Рекомендации для родителей

Уроки по стимулированию речевой активности детей

Часть 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"

Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Консультация для родителей:«Ребенок не говорит. Что делать?» Итак, вашему ребенку уже три года, а он еще не говорит. Что же делать?Прежде всего, запастись терпением.Безусловно, начина...

Ребенок плохо говорит. Что делать?

Консультация для родителей...

«Ребенок не говорит. Что делать?»

Консультация для родителей...

Ребенок не говорит. Что делать?

Консультация для родителей детей от 0 до 3х лет...

Консультация для родителей "Ребенок не говорит, что делать?" автор Новоселова Юлия

В последнее время я, как учитель-логопед, все чаще сталкиваюсь с "безречевыми" детьми, у которых отсутствует речь....