ребенок не говорит - что делать
консультация по логопедии (младшая группа)
Буклет Консультация для родителей Уроки по стимулированию речевой активности детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать.
Попробуйте сделать следующее:
- Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
- Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.
Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».
- Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!
2 ЭТАП. Формируем речь.
Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!
Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..
Например, достаем и надеваем на ребенка куртку.
Взрослый: Что мы достали? — Куртку
Что это такое? — Куртка
Что сейчас мы надели? — Куртку.
Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? — Шапку.
Что это такое? — Шапка.
Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
3 ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог.
После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)
Например:
- Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.)
Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...
Что это?.. Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.
Например:
- Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка».
- Еще раз та-рел-ка.
- Давай вместе та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.
- Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
Не бойтесь перехвалить ребенка
Если у ребенка не получается,
никогда не ругайте его.
Быть может, это вы делаете что-то неправильно…
Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)
Ребенок. Ика.
Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.
Вопросы для стимуляции речи:
- «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»
- «Что тебе дать — чашку или ложку?»,
- «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину ».
При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое.
Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим.. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».
Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.
Рекомендации для родителей
Уроки по стимулированию речевой активности детей
Часть 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ваш ребенок плохо говорит...Что делать?"
"Ваш ребенок плохо говорит...Что делать?"...

Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"
Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Консультация для родителей:«Ребенок не говорит. Что делать?» Итак, вашему ребенку уже три года, а он еще не говорит. Что же делать?Прежде всего, запастись терпением.Безусловно, начина...

Консультация для родителей "Ребенок не говорит, что делать?" автор Новоселова Юлия
В последнее время я, как учитель-логопед, все чаще сталкиваюсь с "безречевыми" детьми, у которых отсутствует речь....











