Преодоление заикания у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия в детском саду строятся по традиционной форме, но с обязательным включением заданий на снятие мышечного и эмоционального напряжения, а также расслабляющих упражнений. Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию коррекционного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. В коррекции речевых дефектов, непосредственно связанных с функционированием нервной системы, важнейшую роль играет благоприятный психологический и физиологический фон. Необходима комплексная работа со стороны целого ряда специалистов, не исключая в отдельных случаях и медикаментозной поддержки (при органических формах заикания). Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий позволяют отслеживать её эффективность и способствовать разработке четких рекомендаций для родителей детей, прошедших коррекционный курс.
На занятиях основная опора, как и в других случаях, делается на наглядность, которая помогает развивать и улучшать не только речь, но и память, внимание, мышление детей. В методике используется принцип от простого к сложному, и весь процесс коррекции разбит на семь ступеней:
- воспитание сопряженной речи,
- воспитание отраженной речи,
- ответы на вопросы по картинке,
- самостоятельное описание знакомых картинок,
- пересказ прослушанного рассказа,
- спонтанная речь,
- нормальная эмоциональная речь (беседы с логопедом, с детьми, с родителями и незнакомыми).
Воспитание речи по первым двум ступеням проходит сначала на предметных картинках, с игрушками, которые показывают детям и просят повторить, этим обогащая словарный запас. Основное внимание в логопедической работе по преодолению заикания у детей дошкольного возраста авторы обращали на развитие речи, которое, как известно, неразрывно связано с мышлением.
Не меньшее значение в коррекции придают логопедической ритмике, пению и психотерапии. В игро- терапии, в либреотерапии, в ролевых играх и инсценировках логопеды используют косвенное внушение, которое положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Психотерапевтическую работу по разъяснению правильного поведения с заикающимся ребенком в обязательном порядке проводят с родителями и близкими заикающихся детей. Эта работа проводится с самого начала, с поступлением в стационар ребенка. На последних этапах логопедической работы дается разнообразие творческих заданий, которые не ограничиваются инициативой и творческим воображением каждого ребенка. Обязательным моментом в воспитании плавной речи во многих методах было применение не только музыкальных занятий, логоритмики, но и пения. Многие специалисты и сами заикающиеся отмечают, что когда они поют, то не заикаются. Этот эффект можно объяснить наличием плавного слитного пропевания фраз в песне, а именно: протягиванием гласных звуков, что частично и используется при механической тренировке речи. Но само пение, по утверждению Л.З.Андроновой, М.А.Арутюнян, А.С.Александровской, большое влияние на состояние речи заикающихся не оказывают. Эти авторы провели эксперимент с целью утверждений решающего влияния пения на заикание. До этого такого специального исследования по этому поводу никто не проводил. Данный эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы.
Приемам спокойной, выразительной, слитной и плавной речи логопед обучает всех членов семьи на занятиях. Постепенно близкие, постоянно общающиеся с заикающимся ребенком, осваивают все правила и приемы, которые надо соблюдать при общении с ним. Ребенок осваивает их, подражая логопеду и близким. Основным принципом во всех методах устранения заикания у дошкольников является принцип подражания речи окружающих его людей. Поэтому так важно говорить с ребенком спокойно, но это должна быть живая речь, выразительная и естественная, а не моно-
тонная и излишне замедленная. При сложной, тяжелой форме заикания с ребенком занимаются индивидуально, лишь потом, когда он освоит новый навык речи, его можно ввести в группу. На занятиях дети сначала проговаривают за логопедом сопряженно (хором) отдельные слова, затем фразы, затем отраженно, но логопед помогает говорить шепотом. Это же задание родители закрепляют дома. Освоив первую ступень речи без заикания в сопряженной и отраженной речи, переходят к закреплению навыков плавной, слитной речи, самостоятельно называя картинки. При работе по воспитанию речи надо обратить внимание родителей на выразительную интонацию. Закрепление и автоматизация новой речи проводится на детском, доступном по возрасту ребенка материале: это могут быть четверостишия А.Барто, разучивание коротких диалогов в стихотворной форме. Сюда включаются речевые зарядки на координацию слова с движением, работа по сюжетным картинкам, пересказ детских сказок, составление рассказа по картинкам и по предлагаемым темам экспромтом.
Дыхание во время речи регулируется путем рефлекторного подражания дыханию взрослых, которые делают после каждой фразы короткую остановку-паузу и затем делают спокойный незаметный вдох через рот.
Активный курс устранения заикания у дошкольников и младших школьников
Первое правило, которое надо запомнить, — чем раньше начинается работа по преодолению заикания, тем больше вероятности полного его устранения!!!
Это должны помнить и логопеды, и родители заикающихся детей. Нельзя полагаться на уверения некоторых медиков, что заикание само пройдет. Действительно, иногда бывает, что заикание проходит после приема успокаивающих микстур. Но это только иногда! А задержанное заикание, которое держится у ребенка более одного месяца, устраняется гораздо труднее, и не всегда есть надежда на полное его исчезновение.
Второе правило — заикание необходимо преодолевать комплексно! Врач и логопед назначают все мероприятия, которые проводятся параллельно или последовательно, но обязательно в период активного курса по устранению заикания. В комплексный метод входят:
- медикаментозное лечение, включающее в себя успокаивающие средства и миорелаксанты при сильных мышечных спазмах;
- физиотерапия;
- акупунктура (точечный массаж);
- логопедический массаж;
- логопедические занятия, которые включат:
- занятия по выработке навыков спокойной, плавной речи и закрепление ее в различных видах речи;
- логоритмические упражнения (координация слова с движением);
- развитие мелкой моторики рук;
- релаксационные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"
юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предлагаю разработанную систему форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани...

Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста
Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста...
Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста
Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также опыт инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с заиканием....

Технологии преодоления заикания у детей дошкольного возраста
Рассмотрены логопедические технологии, позволяющие добиться основной цели - выработки устойчивой плавной речи у детей с заиканием.Для формирования навыка плавной речи применяется целый ряд логопедичес...
