Консультация для родителей «Коррекция дислексии и дисграфии: практические советы».
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Коррекция дислексии и дисграфии: практические советы».
Достаточно большое количество детей с речевой патологией с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. За этим стоят физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Возможно ребенок испытывает трудности в овладении навыками письма и чтения, которые называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое.
Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.
При дислексии ребенок, несмотря на все старания, не может в полной мере овладеть навыками чтения – иногда даже на уровне слияния слогов. Бывает, что пытается угадать слово по первым буквам, не дочитывает окончания, заглатывает, пропускает буквы или заменяет их другими. При дисграфии ребенок делает на письме специфические ошибки, не связанные с правилами орфографии. То есть если первоклассник пишет в тетради «карова» – дело житейское, он просто пока не знает этого словарного слова. Ошибки же дисграфика родители часто называют «глупыми»; они идут не от грамматики.
Это:
✽ оптические ошибки (ученик путает зрительно похожие буквы – например, прописные «у» и «и», «в» и «д»; пишет буквы в зеркальном отражении – И как N, Я как R);
✽ кинетические, или двигательные ошибки (путает буквы, отличающиеся количеством элементов: прописные «и» и «ш», «п» и «т»);
✽ фонематические ошибки – связанные с несформированностью фонематического слуха (путает, например, звонкие и глухие согласные).
Существует еще одно, наименее изученное, нарушение письма, которое проявляется обычно в третьем - четвертом классе, – дизорфография: ребенок знает правила, но не может применять их на практике и пишет безграмотно.
Какие задания давать ребенку с дислексией и дисграфией?
Хорошо зарекомендовало себя упражнение – корректурная проба. Каждый день в течение 5 минут (не больше!) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы. Начинаем с одной гласной, затем расширяем репертуар. Задания могут постепенно усложняться: например – обведи все «а» в кружочек, а все «б» подчеркни. (Материал для зачеркивания вы выбираетесь, ориентируясь на проблемы ребенка.) Первые результаты дадут о себе знать уже через 2–2,5 месяца.
Упражнения в анализе предложения на слова:
1. Понятие «слово». Знакомство со схемами слов (полоска бумаги). Определяем количество слов, названных логопедом. Называем заданное педагогом количество слов.
2. Понятие «предложение» (в предложении слова дружат друг с другом и помогают о чём-то узнать). Дифференцируем «слово» – «предложение».
3. Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.
4. Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Правила: первое слово в предложении пишется с большой буквы, между словами в предложении – «окошечки», в конце предложения – точка.
5. Придумываем предложения, состоящие из определённого количества слов (по схемам, картинкам и схемам). Распространяем предложения, т. е. добавляем слова.
6. Отдельное направление – работа с предлогами («маленькими словами»).
7. Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли).
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.
1. Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность.
2. Придумываем слова с определённым количеством слогов.
3. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.
4. Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т.п.).
5. Образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов. Добавляем слог к данному, например «пол», чтобы получились новые слова (пол-ка, пол-ный, Пол-кан, пол-день, пол-ночь, пол-зёт).
6. Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).
7. Выделение ударного слога на занятиях по обучению грамоте. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Слоговой анализ слов, составление схем и подбор слов к схемам.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.
1. Узнавание звука на фоне слова (есть ли звук Р в слове роза, шуба, луна?)
2. Выделение звука из начала и конца слова.
3. Определение позиции звука в слове.
4. Определение количества звуков в слове и их последовательности.
5. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
6. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.
7. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот – крот, пар – парк).
8. Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).
9. Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Разведчики»).
10. Образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов.
11. Составление схем слов. Полный звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам.
В процессе работы постоянно используются схемы, разрезная азбука. Проводятся и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава.
Дополнительные задания
- назвать буквы в «зашумлённом» изображении,
- назвать буквы, изображенные пунктиром,
- назвать недописанные буквы, дописать,
- преобразовать («превратить») одну букву в другую,
- назвать наложенные друг на друга буквы,
- назвать буквы, написанные разными шрифтами,
- найти неправильно написанные букв, среди пар букв, изображённых правильно и зеркально,
- определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р – В, З – В, Ь – Б), состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве,
- найти спрятавшиеся буквы на фоне контурных изображений предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР
В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....

Консультация для родителей "Профилактика дислексии у детей дошкольного возраста" (Сентябрь 2024 год)
Что такое дислексия, кто предрасположен к ней, как её предупредить? Постараемся ответить на эти вопросы в процессе данной консультации....

Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)
Консультация для педагогов и родителей. Профилактика нарушений чтения и письма...

«Коррекция дислексии и дисграфии: практические советы»
Что это такоеВ последние годы появилось достаточно большое количество детей, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, неж...

Буклет для родителей "Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников"
В буклете представлены игровые упражнения для профилактики нарушений чтения ми письма у дошкольников....
