Азбука из фетра с пальчиковым театром.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

«Азбука из фетра с пальчиковым театром» позволяет решать задачи речевого и познавательного развития дошкольников. Нестандартные интересные задания направлены на развитие зрительного и слухового восприятия ребёнка, тренировку произвольного внимания и творческого мышления малыша. Пособие поможет пробудить у ребёнка интерес к чтению и пополнит его словарный запас. «Азбука из фетра с пальчиковыми игрушками» построена на принципах которые развивают память, логическое мышление , способность к концентрации, инициативность и самостоятельность. Цель : Познакомить детей с буквами, научить читать. Задачи : - знакомство с буквами, слогами и словами. - обучение основным навыкам чтения. - познакомить с графическим изображением буквы; - учить выделять первый звук из слова, пополнить словарный запас; - закрепить умение мыслить логически; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развитие слуховой и зрительной памяти; - воспитывать умение соблюдать правила игры. Методические рекомендации: Во время использования пособия, ребят важно мотивировать на изучение букв и чтение. Например, показать мультфильм «Приключение Буратино», прочесть стихотворение «Как хорошо уметь читать» и т.д. Предлагаю вашему вниманию примерные варианты игр с азбукой из фетра, дети с удовольствием выполняют эти упражнения. «Звуковая улица». Цель: Учить выделять звук на фоне слова, придумывать слова на заданный звук, определять позицию звука в слове. «Читай-ка». Цель: Познакомить детей с графическим изображением букв. «Цепочка». Правила игры: Выбрать несколько согласных букв. Необходимо придумать слова, в которые включали бы в себя эти буквы. «Какой буквы не стало?» Правила игры: Взрослый или ребенок-ведущий выкладывает 3-4 буквы по порядку. Предлагает закрыть глаза и убирает с дорожки одну из букв. Открыв глаза, ребенок должен сказать какой буквы не стало? «Собери слово». Правила игры: Ведущий предлагает ребенку из определенного набора перемешанных букв сложить всевозможные слова и прочитать их. «Самолёт». Вариант № 1 Цель: Знакомство детей с буквами, слогами, учить читать. Задачи: - Познакомить детей с графическим изображением буквы; - учить называть слова на заданную букву, читать слоги, договаривать слоги до целого слова; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя. Воспитатель: Самолёт летел, летел и сел на букву «П» Дети закрывают бабочкой букву «П» Воспитатель: Назовите слова на букву «П». Дети: ПАПА, ПОЕЗД, ПЛАТЬЕ, ПУЗЫРЬ и т.п. Воспитатель: Самолёт летел, летел и сел на букву «Г» и т.п. Дети закрывают бабочкой букву «Г» и называют слова на эту букву и т.п. «Самолёт». Вариант № 2 Цель: Знакомство детей с буквами, слогами, учить читать. Задачи: - Познакомить детей с графическим изображением буквы; - учить называть слова на заданную букву, читать слоги, договаривать слоги до целого слова; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя. Воспитатель: Закройте самолётом слог «МА» Дети выполняют задание. Воспитатель: Назовите слова на слог «МА» Дети: МАМА, МАШИНА, МАГАЗИН и т.п. Воспитатель: Закройте самолетом слог «ПА» Дети выполняют задание. Воспитатель: Назовите слова на слог «ПА». Дети: ПАПА, ПАРОВОЗ, ПАР, ПАЛКА и т.п. 9. «Гости» Цель: Познакомить детей с буквами, учить отличать гласные от согласных, учить читать. Задачи: - Учить находить заданную букву среди остальных; - составлять и читать слоги с договариванием до целого слова; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - воспитывать умение слушать и выполнять задания воспитателя. Воспитатель рассказывает сказку. Ребенок по ходу должен выполнить задание и прочитать слог с добавлением до целого слова. Воспитатель: Жила - была буква «М». Она любила ходить в Магазин. Вот однажды она купила в Магазине Молоко, Мороженое, Мармелад, Мандарины. (Дети выкладывают на карточку с изображением фетровую букву «М».) Воспитатель: Решила буква «М» пригласить к себе в гости подружку. Отгадайте, кого она пригласила! Загадка: Вот шалашик, посмотри, со скамеечкой внутри. (Дети отгадывают букву и выкладывают ее на карточку рядом с буквой «М».) Воспитатель: Наши буквы сели рядом. Сколько букв? (Ответы детей.) Воспитатель: Какая первая? (Ответы детей.) Воспитатель: Вторая? (Ответы детей.) Воспитатель: Можно прочитать! (Дети читают «МА».) Воспитатель: Какие слова начинаются со слога «МА»? (Дети называют.) Воспитатель: Посидели буквы и решили поменяться местами. (Дети переставляют буквы и читают, что получилось.) Воспитатель: Буква «А» попрощалась и ушла домой. (Дети убирают букву «А». Может прийти другая буква в гости, игра продолжается.) Игра "Почтальон". Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать. Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту. Задания: 2.Отнести только в те домики, где буквы согласные. 3.Отнести только в те домики, где буквы гласные. Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги. Задания: 1. Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым. 2. Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким. Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова. Задания: 1.Отнести почту в домик, где в слове два слога. 2. Отнести почту в домик, где в слове один слог. Игра "Домики для звуков". Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Правила игры. Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е. без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости. Вариант 1. Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки. Игра "Хлопушка". «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в словезвук «г» — хлопни два раза». Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора , норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул. Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка. Игра «Какая буква выглянула в окошко?». Используйте любые крупные буквы из фетровой азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание. 4. Заключение Это далеко неполный перечень игр с фетровой азбукой. Изучив букву, ребенок сам из них составляет слова, придумывает рассказы и игры. Несомненно, азбука из фетра - это полезная и незаменимая вещь. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, логопедам, дефектологам и родителям воспитанников. Это пособие поможет детям научиться читать, и вызовет интерес к чтению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ...

Пальчиковый театр из фетра

Мы с ребятами решили создать в группе пальчиковый театр. Первые герои сказок  "Три поросёнка" и "Теремок" уже готовы....

Мастер-класс с родителями "Пальчиковый театр из фетра"

В конспекте рассказывается,что необходимо для создания театра из фетра, какие этапы его изготовления и конечный результат - театр из фетра "Курочка Ряба"...

Пальчиковый театр из фетра. " Муха-цокотуха"

Театрально-игровая деятельность – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность...

Пальчиковый театр из фетра.

Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья!Представляю вашему вниманию  знакомые с детства сказки из волшебного фетра. Как я уже ранее говорила, мне он очень полюбился. Творить с него одно удовольст...

Дидактическое пособие из фетра «Пальчиковый театр»

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, всем известные персонажи наших любимых русских народных ск...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению игрушки из фетра для пальчикового театра

Занятия театральной деятельностью в детском саду благотворно влияют на развитие творческих способностей, развивает речь, мышление, эмоционально раскрепощает ребенка. Но, когда, помимо этого, задейство...