Краткосрочный проект по развитию речевого дыхания.
проект по логопедии (средняя группа)

Филимоненко Лариса Александровна

Данный материал материал поможет педагогам в решении следующих задач:

Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.

Повышение эффективности коррекции звукопроизношения.

Повышение компетенцию воспитателей и родителей в данной области.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoe_dyhanie_1.docx63.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Краткосрочный коррекционно- информационный проект 

для детей с ТНР 4-5 лет.

«Веселый ветерок»

Подготовили учителя-логопеды:

Лапина Светлана Евгеньевна

Филимоненко Лариса Александровна

Ярославль, 2024г.

I. Информационная карта проекта.

Состав проектной группы

Дети, педагоги и родители средней группы №5 и №3

Тип проекта

Коррекционно-информационный

Сроки проекта

05.11.2024-24.01.25 г.

Актуальность

Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего

дошкольного возраста позволяет сократить время для постановки и

автоматизации речевых звуков, увеличить количество произнесенных слов на выдохе, выработать четкую и внятную речь, достичь координации дыхания, речи и движений. А также повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Цель проекта

Формировать у детей умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания.

Задачи проекта

Изучить литературу по дыхательным методикам.

Научить детей использовать дыхательную гимнастику для улучшения

своего здоровья.

Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой

воздушной струи.

Научить использовать в развитии речевого дыхания разнообразные тренажеры и подручные средства.

Повысить компетенцию воспитателей в данной области.

Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Планируемые результаты

В результате реализации данного проекта:

Дети научатся выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при длительном выдохе, дифференцировать носовой и ротовой выдох, вдох носом, выдох через рот, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Повысится грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе; ϖ 

Повысится профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушения

Методы и приемы

Игровой – использование игрушек и игровых приемов в развитии дыхания

Творческий- изготовление дыхательных тренажеров совместно с родителем.

Словестный- сопровождение дыхательных упражнений сказками, стихами.

Наглядный – рассматривание картинок про дыхание и правила речевого вдоха и выдоха.

Практический- отработка дыхательных упражнений.

Организация предметно пространственной среды

Пополнение и изготовление тренажеров для развития речевого и физиологического дыхания. Пополнение наглядного и словестного материала для формирования речевого дыхания (книги, картотеки, картинки, игрушки)

Итоговый продукт

Правильное речевое дыхание у детей.

Изготовление пособий и создание картотеки игр и упражнений по формированию речевого дыхания.

II. Организация работы над проектом.

Подготовительный этап 05.11.24-25.11.24гг.

Подготовительный этап включил в себя разработку плана реализации проекта.

1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задачи проекта.

2. Составление плана реализации проекта.

3. Изучение методической литературы по данной теме.

4.Подготовка наглядно-дидактических пособий и демонстрационных материалов.

5. Оформление консультативного материала для родителей.

7. Подготовка рекомендаций педагогам, по развитию речевого дыхания детей с ТНР.

III. Основной этап 26.11.24-26.12.24гг.

Работа с детьми

1. Развитие физиологического дыхания. Дифференциация ротового и носового выдоха

2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха.

3. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.

4.Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.

5. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и красивой речи.

6. Создание картотеки с играми для развития дыхания детей.

Работа с родителями

1. Консультация в родительский уголок «Необходимость развития речевого дыхания».

2. Разработка информационного буклета «Правила речевого дыхания».

3. Семинар - практикум «Речевое дыхание - основа правильной речи».

4. Индивидуальное консультирование.

Работа с педагогами ДОУ

1. Консультирование педагогов по вопросу развития речевого дыхания у детей с ТНР в группе.

IV. Заключительный этап 27.12.2024-17.01.2025гг.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.

Выставка тренажеров для развития речевого дыхания, изготовленных своими руками.

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения данного проекта в коррекционном процессе.

Планирование реализации этапов проекта:

1 Подготовительный этап:        

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Определение темы проекта, формулировка цели, определение задачи проекта.

05.11–   07.11.2024г.

Учителя-логопеды

Тема проекта, цели и задачи.

2.

Составление плана мероприятий по проекту

08.11-12.11.2024г.

Учителя-логопеды

План реализации проекта

3.

Изучение методической литературы по данной теме

13.11.–   14.02.2024г.  

Учителя-логопеды

Знания

4.

Подготовка тренажеров и демонстрационных материалов.

15.11.02 –   19.11.2024г.

Учителя-логопеды

Демонстрационный материал и тренажеры

Оформление консультативного материала для родителей

20.11.-21.11.2024г.

Учителя-логопеды

Консультации для родителей

5.

Подготовка рекомендаций педагогам

22.11.- 25.11.2024г.

Учителя-логопеды

Консультации для педагогов

2. Основной этап:

п/п

Мероприятия

Сроки

исполнения

Участники

Результат

1.

Развитие физиологического дыхания. Дифференцирование носового вдоха и ротового выдоха.

В течении проекта

Учителя-логопеды, дети

Диференцированное дыхание

2.

Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха.

В течении проекта

Учителя-логопеды, дети

Умение правильно дышать.

3.

Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.

В течении проекта

Учителя-логопеды, дети

Умение контролировать силу голоса и дыхания.

4.

.Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.

В течении проекта

Учителя-логопеды, дети

Развитая воздушная струя.

5.

Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и красивой речи.

В течении проекта

Учителя-логопеды, дети

Знания

6.

Создание картотеки с играми для развития дыхания детей.

В течении проекта

Учителя-логопеды

Картотека игр

7.

Консультация в родительский уголок «Необходимость развития речевого дыхания».

26.11-29.11.2024г.

Учителя-логопеды

Консультация

8.

Разработка информационного буклета «Правила речевого дыхания».

2.12-06.12.2024г.

Учителя-логопеды

Буклет

9.

Семинар - практикум «Речевое дыхание - основа правильной речи».

18.12.2024г.

Учителя-логопеды, родители, дети

Семинар

10.

Индивидуальное консультирование

В течении проекта

Учителя-логопеды, родители

Знания

11.

Консультирование педагогов по вопросу развития речевого дыхания у детей с ТНР в группе.

В течении проекта

Учителя-логопеды, педагоги.

Профессиональная компетентность

3.Заключительный этап:

п/п

Мероприятия

Сроки

исполнения

Участники

Результат

1

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.

26.12.2024-13.01.2025

Учитель-логопед, дети, родители.

Тренажеры, сделанные своими руками

2

Выставка тренажеров для развития речевого дыхания, изготовленных своими руками.

14.01-16.01.2025

Учитель-логопед, дети., родители.

Выставка

3

Подведение итогов по проекту и постановка задач на новый учебный год

17.01.2025

Учитель-логопед, дети, родители

Проект с приложениями.

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Приложения.

Консультация для родителей на тему:

«Необходимость развития речевого дыхания»

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Консультация для педагогов.

«Роль дыхания в развитии речи ребенка»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года растет.

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от нескольких физиологических факторов, одним из которых являются:  Речевое дыхание

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при длительном выдохе. Речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать!

Дыхательные упражнения делятся:

  • на упражнения, вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде),
  • игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики),
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри),
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),
  • упражнения с проговариванием звуков.

 «СНЕГОПАД»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«ПУЗЫРЬКИ»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«ДУДОЧКА»

Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

«ФОКУС»

Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука «Р».

Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«ФУТБОЛ»

И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

Для проведения дыхательной гимнастики можно использовать различные  предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3.выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики

        Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать вдох, равномерно соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.

Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!  

Картотека дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое

дыхание у детей. Ребенку,

находящемуся в положении лежа,

кладут на живот в области диафрагмы

легкую игрушку.

Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит

рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на

коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.

Поднимать руки вверх над головой с вдохом и

опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,

немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе

сложите руки топориком и поднимите их вверх.

Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки

на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,

позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.  Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик

во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,

обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся

на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,

затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.

«Надувая шарик»

широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед

грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья

и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить

ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.

Попутно можно рассказать, какие листочки с какого

дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал

крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.

Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими

по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги

и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в

стороны, как крылья, медленно опускает руки и

произносит на выдохе: «каррр», максимально

растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками

и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные

промежутки времени можно останавливаться

и говорить «ту-тууу».

Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад,

произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе,

другая - на груди. Втягивая живот и набирая

воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух)

и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко

произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот,

одновременно представляя, что в животе надувается

воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд.

Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.  Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).

Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить

ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты

вверх. Медленный выдох с громким произнесением

звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота -

2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол"

- вата должна оказаться между кубиками. Немного

поупражнявшись, можно проводить состязания с

одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль

туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях,

прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох).

Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед

собой два ватных шарика (разноцветные несложно

найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты).

Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь

Сдуть их состола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий

вдох носом, затем длинный выдох через рот,

как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки

или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь

на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох

и выдох производится через нос

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги,

руки опущены, разводит руки широко в стороны,

как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив

голову и свободно свесив руки, произносит:

«тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по

коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на

нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так,

чтобы она полетела (при этом следить, чтобы

ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну

ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте

положение на несколько секунд. Держите равновесие.

На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося

"ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу.

Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте

интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево,

то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам.

На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола,

на выдохе медленно возвращаются в исходное

положение. Одновременно с выдохом ребенок

говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком

этого упражнения проговаривание отменяется

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов

(до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко

хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо

рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок

быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки:

слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.

Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич

индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и

открывая рот ладошкой. Это занятный для детей

элемент, который легко повторить. Взрослый может

«руководить громкостью», показывая попеременно

рукой «тише-громче

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая

жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет

задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя

делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха

через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает

рот, зажимает пальцами нос и приседает до

желания сделать выдох.

Цикл бесед о дыхании

Беседа «Как воздух попадает в легкие»

Цель: познакомить детей со строением дыхательной системы.

-Ребята, отгадайте мою загадку.

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!

Дети .Воздух

- Сегодня поговорим о том, как дышит человек.

Сделайте глубокий вдох через нос и прочувствуйте, как и куда движется воздух. Выдох. Еще вдох. Куда сначала попадает воздух?

Дети: в нос.

-Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?

Дети : Да.

-Воздух попал в нос и рот, а дальше у него длинный путь. Куда же он идет? В дыхательную трубку. Её еще называют – трахея.. Пощупайте на себе, как она устроена. Погладьте её. На что она похожа?

Куда воздух бежит дальше? Воздух бежит в бронхи. Посмотрите на рисунок. Бронхи похожи на веточки дерева. Через них воздух попадает в легкие. Особые органы, которые находятся внутри грудной клетки и защищены ребрами. Легкие мы увидеть не можем. Их два. Вот какие они большие. Положите ладошки себе на грудь, вдохните глубоко. Наши ладошки приподнялись. Это воздух наполнил наши легкие. Выдохнув легкие сжимаются воздух выходит. Человек дышит всегда и когда спит, и когда играет, и когда гуляет.

-Вот и познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим, какие органы в не входят.

«Зачем нам нос» беседа - рассуждение

Цель: познакомить со строением носа.

Мой замечательный нос
Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то у кого-то,
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил: Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил!

Я ничего не знаю.

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем! 

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь, 
Пахнет уже весной!» 
И зачем они только нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадёшь да нос разобьёшь. То нос начинает чихать, и дышать приходится ртом. А знаете ли вы, что дышать то нужно носом. Почему? А вот послушайте.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки.
Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в лёгкие он попадает тёплым и очищенным от микробов. 
Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается.
А ещё нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе (газ, химические запахи).
А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос.

Беседа «Хочешь быть здоров – дыши правильно»

Цель: научить детей методике правильного дыхания.

 -Микробы и вирусы то и дело одолевают нас и вредят нашему здоровью. Что же делать? Бежать к врачу и пить таблетки? Ни то, ни другое не понадобится, если заниматься дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Когда человек дышит ртом, во рту становится сухо. Да и микробам легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Правильное дыхание через нос, воздух в носу согревается, задерживается пыль микробы и чистый теплый воздух проникает в бронхи и легкие. Поэтому чтобы не болеть надо научиться правильно дышать. Для этого мы с вами сделаем интересные и полезные упражнения.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

Беседа «Может ли человек прожить без дыхания»

Цель: познакомить с механизмом вдоха и выдоха.

Ребята, как вы думаете, может ли человек жить без дыхания?

- Нет.

Зажмите нос пальцами и задержите дыхание. Что происходит?

- Без дыхания человек может жить всего несколько минут. Чтобы жить, человек должен дышать кислородом. А откуда берется кислород?

- Его нам дают деревья.

- Правильно, его вырабатывают для нас наши зеленые друзья: деревья, травы, кустарники. Поэтому, чтобы не произошло на земле катастрофы и не кончился кислород, нужно беречь, сажать и растить зеленые насаждения. Воздух мы не видим, но без него нельзя жить. Он плотным слоем окружает Землю — это невидимая “одежда” Земли. (Дети рассматривают плакат.)

Есть одна планета-сад

В космосе холодном.

Только в ней леса растут,

Птицы в тех лесах поют.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Семинар для родителей по теме:

«Речевое дыхание - основа правильной речи»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

 К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года растет. Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих факторов:

  1. Окружение
  2. Состояние ЦНС
  3. Фонематический слух,
  4. Речевое дыхание,
  5. Речевое внимание,
  6. Работа артикуляционного аппарата и другие

Сегодня мы остановимся на одном физиологическом факторе, имеющем огромное влияние на формирование чистой речи ребенка :

 Речевое дыхание

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при длительном выдохе. Речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать!

К сожалению, очень часто мы сталкиваемся с неразвитым речевым дыханием, что приводит к речевым проблемам у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Так какие же упражнения и игры мы можем использовать для развития речевого дыхания детей.

Дыхательные упражнения делятся:

  • на упражнения, вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде),
  • игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики),
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри),
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),
  • упражнения с проговариванием звуков.

А сейчас мы предлагаем вам попробовать себя в роли детей. И сегодня мы будем учиться дышать.

         «СНЕГОПАД»

Возьмите снежинки из ваты (рыхлые комочки). Положите «снежинку» на ладонь и сдуйте её. Посмотрите какой замечательный снегопад получился.

         «ПУЗЫРЬКИ»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Давайте попробуем. Следите, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«ФОКУС»

Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука «Р».

Берем кусочек ваты, кладём на кончик носа, вытягиваем язык чашечкой вверх, и дуем. Ватка летит вверх. Вот это фокус.

«ФУТБОЛ»

А сейчас возьмем кусочек ваты и скатаем из него шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Мы возьмем сложенный лист бумаги. Дуем на мяч и загоняем его в ворота. Ура, у нас получился настоящий футбольный матч.

                Для проведения дыхательной гимнастики можно использовать различные  предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3.выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики

        Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать вдох, равномерно соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.

Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!  

На этом мы хотели бы с вами попрощаться, и мы очень надеемся, что приобретенные сегодня знания помогут вам развивать речевое дыхание и соответственно красивую и правильную речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект по развитию речевого дыхания "Волшебный ветерок"

Тип проекта: практический, игровой.Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у  детей с речевыми нарушениями.Образовательная обл...

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста...

Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания "Послушный ветерок"

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный, игровой. Срок осуществления проекта 3 месяца.Образовательная область – «Речевое развитие».Участники проекта...

Проект по развитию речевого дыхания для младшей группы "Дышим правильно- говорим красиво".

Проектная деятельность в младшей группе "Дышим правильно- говорим красиво"....

Логопедический проект на развитие речевого дыхания в старшей группе «Послушный ветерок»

Цель: ознакомление детей с дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыханияНаз...

Логопедический проект по развитию речевого дыхания и артикуляционной моторки «Логопедические тропинки» (средний дошкольный возраст 4-5 лет)

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и эмоциональнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...