Дыхательный тренажер
учебно-методическое пособие по логопедии
Как сделать дыхательный тренажер в группе детского сада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Веселый ветерок».
Создание дидактического пособия для дыхательной гимнастики.
Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов, развитие умения грамотного использования информации в коррекционно-педагогическом процессе
Задачи:
- Поделиться с коллегами своими разработками по этой теме.
- Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов, способов и технологий в работе с детьми по дыхательной гимнастике.
- Рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей.
- Учить применять тренажеры для дыхательной гимнастики.
Оборудование:
Ход мастер класса:
Вводная часть.
Что такое дыхание? Это загадка, ответ на которую, кажется, лежит на поверхности, но требует более глубокого понимания, чем простое "вдох-выдох". Попробуйте удержать дыхание всего десять минут – это невозможно, хотя само по себе оно невесомо, легче пёрышка. Сегодняшний мастер-класс посвящен дидактическому пособию по дыхательной гимнастике, инструменту, который поможет вам работать с детьми, независимо от их состояния здоровья. Но прежде чем перейти к практической части, давайте углубимся в теоретические основы.
Мы постоянно используем метафоры, связанные с дыханием: "утро дышит прохладой", "вздохнула земля", "божественное дыхание ветерка", "дыхание жизни". Эти выражения подчеркивают фундаментальную роль дыхания не только в жизни человека, но и в жизни планеты в целом. Земля, подобно живому организму, "дышит", развивается, претерпевает изменения. И для нас, людей, правильное дыхание – это ключ к здоровью и гармоничному развитию. Однако, правильное дыхание существенно отличается от привычного, неосознанного процесса. Это управляемый, контролируемый акт, а дыхательная гимнастика – это инструмент для этого контроля.
Почему дыхательная гимнастика так важна? Она необходима не только для детей, часто болеющих простудными заболеваниями, но и для абсолютно здоровых детей, как средство профилактики и укрепления здоровья. Актуальность этого метода особенно высока для маленьких детей, часто отличающихся повышенной двигательной активностью, импульсивностью и возбудимостью. Многие из них страдают от увеличенных аденоидов, хронического ринита, что приводит к привычке дышать ртом, что негативно влияет на развитие дыхательной системы и общего состояния организма.
С чего же начать обучение дыхательной гимнастике? Начало – это обучение правильного дыхания. Это не просто "вдох-выдох", а целенаправленная работа над увеличением объёма легких и нормализацией ритма дыхания. Мы должны научить детей осознанно управлять своим дыханием, чувствовать, как воздух наполняет легкие, как грудная клетка расширяется и сжимается. Цель – достичь полного и глубокого дыхания, чтобы максимально насытить кровь кислородом.
А теперь давайте более подробно разберем сам механизм дыхания. Дыхание – это сложный процесс, суть которого заключается в доставке кислорода в кровь через альвеолы легких. Этот процесс включает два основных этапа: вдох – активное расширение грудной клетки, вследствие чего воздух поступает в легкие, и выдох – пассивное возвращение грудной клетки в исходное положение, сопровождающееся выталкиванием воздуха из легких. Важно научить ребенка полностью очищать лёгкие при выдохе. Неполный выдох приводит к застою воздуха в глубоких отделах лёгких, что может стать причиной различных проблем со здоровьем, от снижения эффективности газообмена до развития воспалительных процессов.
Поэтому правильное дыхание – это не просто механический акт, а осознанный и контролируемый процесс, требующий обучения и практики. Дыхательная гимнастика – это не просто набор упражнений, а путь к укреплению здоровья, развитию самоконтроля и гармоничному развитию ребёнка. Наша задача – научить детей правильно дышать, осознавать свой организм и беречь своё здоровье с ранних лет. В этом и заключается главная цель нашего мастер-класса и предлагаемого дидактического пособия. Мы поможем вам превратить обычный процесс дыхания в эффективный инструмент для укрепления здоровья ваших маленьких пациентов. Помните, правильное дыхание – это основа здоровья и активной жизни!
Основная часть.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью здоровье сберегающих технологий в ДОУ. Она очень полезна для здоровья, способствует выработке правильного дыхания, предупреждает простудные заболевания.
Все мы делаем дидактические пособия для дыхательной гимнастики, своего рода тренажёры.
Хочу рассказать об одном из них. Это Игра тренажер "Веселый ветерок". Думаю, многие будут использовать это пособие в своей работе.
Практическая часть для педагогов
Для изготовления нам понадобится: картонная заготовка для дыхательной рамки, двусторонний скотч, ленты/толстые нитки, картонные заготовки для веселых летающих картинок, ножницы.
Дыхательная игра – тренажер «Веселый ветерок»
Цель: формирование у детей правильного дыхания.
Задачи:
#1054;здоравливать детей с помощью дыхательных упражнений.
#1059;спокаивать возбудимых детей.
#1058;ренировать дыхательную систему (легкие, бронхи).
#1056;азвивать меткость.
Оборудование: дыхательная рамка из плотного картона, к которой крепятся летающие фигурки, вырезанные из бумаги.
Правила игры: Ребенок дует на "летающую фигурку", пытаясь задуть фигурку на ленте как можно дальше в окно рамку.
Игра:
1й уровень: Изготовление атрибутов к игре (вырезаем фигурки из бумаги, наклеиваем их на ленты/нитки, которые крепятся к рамке).
2й уровень: Знакомство с правилами игры.
3й уровень: В игре участвуют воспитатель (наблюдатель) и ребенок; ребенок и ребенок.
Ход игры:
Важно запомнить параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот — «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
«Насос»
Крепим элемент на основании тренажера. Плавно и сильно дуем на него, вдыхая через нос и выдыхая через губы, сложенные трубочкой.
«Вертушка»
Крепим элемент на основании тренажера. Вспоминаем, как вертится вертушка от дуновения ветра. И дуем на закрепленный элемент самостоятельно.
В современном мире, характеризующемся сложной экологической обстановкой и напряженной социально-экономической ситуацией, проблема здоровья детей приобретает поистине глобальные масштабы. Мы наблюдаем катастрофическое ухудшение показателей детского здоровья, что заставляет нас всерьез задуматься о приоритетах: что важнее – интенсивное обучение или физическое и психическое благополучие подрастающего поколения? Этот вопрос становится все более актуальным в связи с растущим количеством детей, испытывающих различные проблемы со здоровьем, в том числе и нарушения зрения. Моя работа была посвящена созданию и внедрению здоровьесберегающего пространства, нацеленного на комплексное решение этой насущной проблемы. В рамках исследования я сосредоточилась на применении здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими нарушениями зрения.
Использование таких технологий представляется исключительно перспективным подходом, позволяющим достичь значительных результатов в восстановлении и развитии зрительных функций, а также гармоничного развития ребенка в целом. Систематическое проведение коррекционных занятий, основанных на интеграции различных здоровьесберегающих методик, показало поразительные результаты. Мы наблюдали устойчивое повышение остроты зрения у детей, улучшение двигательных функций глаз, развитие бинокулярного зрения – способности координировать работу обоих глаз, что необходимо для четкого восприятия пространства. Кроме того, занятия способствовали активизации общей, мелкой и артикуляционной моторики, улучшению координации движений, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.
Важным аспектом является нормализация речевого дыхания, что положительно влияет на качество речи и способствует более четкому и внятному произношению. Мы отметили значительное улучшение ритмико-интонационной стороны речи, повышение речевой активности детей, что свидетельствует об их возросшей уверенности в себе и способности к самовыражению. Более того, коррекционные занятия привели к повышению познавательной активности детей, что положительно отразилось на их успеваемости и интересе к обучению. Наблюдалось также улучшение психо-эмоционального самочувствия и общего состояния здоровья детей, что подтверждается положительной динамикой соматических показателей здоровья дошкольников. Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий является необходимым условием для обеспечения полноценного развития детей, особенно тех, кто имеет проблемы со зрение, и позволяет добиться значительного улучшения их здоровья и качества жизни. Данные исследования подтверждают высокую эффективность и важность интегрированного подхода к воспитанию и обучению детей, где здоровье является неотъемлемым компонентом успеха.
Рефлексия
Приём «Синквейн» это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); (Кто? Что?)
2-я строка – два слова (прилагательных), описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами; (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3-я строка – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме; (Что делает? Что делают?)
4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);
5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
#1048;гра
#1042;еселая, позитивная
#1054;бучает, развивает, развлекает
#1048;гра - очень веселое занятие.
#1056;азвлечение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дыхательный тренажер"
Материалы к конкурсу нестандартного обородувания в ДОУ...
Мастер-класс "Дыхательный тренажер своими руками".
...Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи...

Конспект занятия по конструированию "Космическая ракета" (дыхательный тренажер)
Конструирование индивидуального дыхательного тренажера....

Мастер-класс учителя-логопеда для родителей «Дыхательные тренажеры»
Представление о необходимости проведения с детьми дыхательной гимнастики....

Авторская разработка "Дыхательные тренажеры на лексические темы"
Авторская разработка дыхательных тренажеров, направленных на развитие направленной воздушной струи, на некоторые лексические темы. Можно посмотреть, распечатать, скрепить и использовать в работе....

Выступление на педсовете: «Изготовление нестандартного оборудования. Дыхательные тренажеры»
Дыхательная гимнастика являет собой систему упражнений для дыхания, применяемых в профилактике и лечении некоторых болезней. Разные методики дыхательной гимнастики помогают при борьбе с бронхиальной а...
