Методика обследования артикуляционной моторики и произносительной стороны речи у детей
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Азарова Анастасия Юрьевна

Методика обследования артикуляционной моторики и произносительной стороны речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_dok.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования артикуляционной моторики и произносительной стороны речи у детей

Обследование моторики артикуляционного аппарата

Задание

Характер выполнения

Исследование двигательной функции губ

а) сомкнуть губы
б) округлить губы при [О] удержать позу
в) вытянуть губы в трубочку при [У] - удержать позу
г) вытянуть губы в «хоботок»
д) растянуть губы в «улыбке» и удержать
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы
ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю
з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п»

Исследование двигательной функции челюсти

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука [А], и закрыть
б) сделать движение нижней челюстью вправо
в) сделать движение влево
г) сделать движение нижней челюстью вперед

Исследование двигательной функции языка

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5 (выполнить 5 раз)
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5 (выполнить 5 раз)
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ
г) высунуть язык «лопатой», «иголочкой»
д) язык сделать в форме «горочка»
е) язык сделать в форме «чашечка»
ё) перевести язык за верхние зубы, за нижние
ж) движение языком вперед-назад

Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а»
б) при отсутствии активности неба провести шпателем, зондом или ватной палочкой по мягкому небу.

Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Задание

Характер выполнения

Динамическая организация губ, языка, нижней челюсти.

Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.

Динамическая организация нижней челюсти.

Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

Динамическая организация губ.

Широко раскрыть рот, как при звуке [А], растянуть губы в улыбку [И], вытянуть в трубочку [У].

Динамическая организация языка.

1. Широко открыть рот, дотронуться копчиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу.
2. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот.
3. Поцокать языком по нёбу.  

Протокол обследования звукопроизношения.

Звук

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху)

Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)

произношение звука

Характер нарушения произношения звука

примечание

изолированно

В словах

отсутствие

искажение

замена

смешение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Гласные Ы

дым

мышь

грибы

А

аист

мак

игла

У

утка

муха

кенгуру

О

осы кот окно

И

ива

слива

петухи

Согласные С

колесо сосна нос

С΄

сирень

письмо

гусь

З

замок

коза

З΄

земляника

газета

Ц΄

цветок

курица

огурец

Ш

шапка

кошка

мышь

Ж

жук

лыжи

лыжник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ч

чулок

очки

ключ

Щ

щетка

ящик

плащ

Л

лодка

пила

стол

бутылка

Л΄

лента

будильник

свирель

туфли

Р

рука

корона

топор

трамвай

Р΄

редиска веревка

дверь

Б

бабочка

зубы

арбуз

Б΄

белка

П

панама

платок

сноп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

П΄

петух

ступеньки

сноп

Д

Дом

дедушка

карандаш

Г

голова

нога

глаза

гитара

К

кукла

рука

молоток

К΄

кепка

тапки

Х

халат

мука

хлеб

петух

орехи

М

мухомор

лампа

дом

мяч

Н

нож

конфета

  лимон

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н΄

сани

нитки

пень

 коньки

В

 ворона

 корона

 гвозди

В΄

 свинья

венок

Ф

 фартук

кофта

шкаф

 филин

Т

 туфли

котлеты

кот

Т΄

теле-визор

утюг

Йотация

 яблоко

обезьяна

змея

юбка

верблюд

ель

 огурец

ёжик

 берёза

АИ, ЕЙ

трамвай

чайник

воробей

лейка

ЬЯ, ЪЕ

свинья ружье

платье

VI. Обследование слоговой

структуры

При этом ребенку сначала предлагается для названия предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения.

Протокол обследования слоговой структуры слова

Сначала спросить что видит потом произносить за мой

Вид слоговой

структуры

слова

Оптический

раздражитель

(картинка)

Речевая

реакция

на оптический

раздражитель

Речевая

реакция

на акустический

раздражитель

Примечание

1

2

3

4

5

Односложные слова с закрытым слогом

мак

дом

сыр

Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов

рука

роза

лапа

Двусложные слова с 1 закрытым слогом

сахар

диван

забор

Двусложные слова со стечением согласных с середины слова

кукла

марка

утка

арбуз

карман

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол

стул

шкаф

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк

тигр

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава

брови

книга

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба

клубника

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль

бинокль

Трехсложные слова из 3 открытых слогов

панама

канава

малина

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек

пулемет

телефон

Трехсложные слова со стечением согласных

конфеты

памятник

винтовка

термометр

тракторист

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина

черепаха

Многосложные слова из сходных звуков

клубок

колосок

корзина

картина

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.

VII. Обследование состояния

Содержание

задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы

ребенка

Примечание

(указать характер выполнения)

1. Опознание фонем:

а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных

а, у, ы, о, у, а, о, ы, и

б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных

п, н, м, к, т, р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам

а) звонких и глухих

п–б, д– т, к – г, ж– ш, з– с, в– ф

б) шипящих и свистящих

с, з, щ, ш, ж, ч

в) соноров

р, л, м, н

3. Повторение за логопедом слогового ряда

а) со звонкими и глухими звуками

да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за

б) с шипящими и свистящими

са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ща-ча, за-жа-за; жа-за-жа

в) с сонорами

 ра-ла-ла, ла-ра-ла

4. Выделение исследуемого звука среди слогов

Подними руку, если услышишь слог со звуков «с»

ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си

5. Выделение

исследуемого звука среди слов

Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуков «ж»

лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы

6. Название слов  звуком «з»

7. Определите наличия звука «ш» в названии картинок

колесо, ящик - сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда

8. название картинок и определение отличий в названиях

бочка – почка, коза – коса, дом –дым

9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)

чайник, ручка, мяч

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш»

сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

VIII. Обследование звукового анализа слова

Содержание

задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы

ребенка

Примечание

(указать характер выполнения)

1. Определить количество звуков в словах

ус, дом, роза, баран, ромашка

2. Выделить последовательно каждый звук в словах

мак, зонт, крыша, танкист, самолет

3. Назвать первый ударный гласный звук

Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша

4. Определить последний согласный звук в слова

ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол

5. Выделить согласный звук из начала слова

сок, шуба, магазин, щука, чай

6. Назвать ударный гласный звук в конце слова

ведро, грибы, рука, чулки

7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце

сосна

8. Придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков

9. Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4слогами

10. Определить количество гласных и согласных в названных словах

11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах

12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина

13. Сказать, в чем отличие этих слов

Оля – Коля, крыша – крыса

14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово

сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)

15. Закончить слова

бара…, пету…, само…

16. Объяснить смысл предложений

На грядке лук.

За рекой зеленый луг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

форрмирование произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией

представлена схема работы по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией...

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....