НОД "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

НОД "Космос" для детей с ОНР (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Космос». Закрепление знания пройденных букв. Совершенствование навыка чтения слогов, слов с ними, навыков слогового анализа слов, грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в именительном падеже, числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия). Автоматизация произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «В космосе», маленькие предметные картинки со звуком [с], плоскостное изображение ракеты, звёзд с написанными на них слогами и словами, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие связной речи. Расширение и уточнение словаря по теме.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и предлагает им выбрать по одной картинке. Дети проходят к столу и встают около своих стульчиков.

Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите, что на них изображено и произнесите по слогам.

1-й ребенок. Не-бо. 2 слога.

2-й ребенок. Звез-да. 2 слога.

3-й ребенок. Ра-ке-та. 3 слога.

4-й ребенок. Кос-мо-навт. 3 слога.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. Сегодня мы еще раз поговорим о космосе, будем играть, рисовать.

2. Упражнение «Кто же это?» [Уточнение словаря по теме «Профессии».]

Логопед берет в руки мяч.

Логопед. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий. Я буду говорить, что делает человек, а вы будете называть его профессию. Разносит газеты.

1-йребенок. Почтальон.

Логопед. Лечит людей.

2-й ребенок. Врач.

Логопед. Водит поезд.

3-й ребенок. Машинист.

Логопед. Исследует космос.

4-й ребенок. Космонавт.

Логопед. Молодцы! Вы справились и с этим моим заданием.

3. Игра «Кто полетит в космос?» [Развитие артикуляционной моторики, автоматизации произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать несколько упражнений из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом предлагает им перейти на ковер и сесть по-турецки.

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру. Мы должны поместить пассажиров в ракету. Каждый из вас выберет картинку, закрепит ее в иллюминаторе — «посадит пассажира в ракету» — и назовет ее. Следите за произношением звука [с].

1-й ребенок. В космос полетит собака.

2-й ребенок. В космос полетит сова.

3-й ребенок. В космос полетит сом.

4-й ребенок. В космос полетит лиса.

Логопед. Молодцы. Ракета отправилась в космос.

4. Подвижное упражнение «Ракета».

Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.

А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх,

сомкнув их.

А потом руки вниз. Опускают руки.

Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.

В. Волина

5. Игра «Чего не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).]

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру. Посмотрите на картинки и запомните их. А теперь закройте глаза. (Логопед убирает одну картинку). Чего не стало?

Дети. Не стало луны. (Космонавта, солнца, спутника).

Логопед. Молодцы! Вы очень внимательные.

6. Развитие тонкой моторики. [Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в именительном падеже).]

Логопед раздает детям картинки-раскраски, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети. Это ракета.

Логопед. Возьмите любой цветной карандаш. Обведите ракету по контуру, а потом раскрасьте ее.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, убирает карандаши.

Логопед. Какая ракета у вас получилась?

1-й ребенок. У меня желтая ракета.

2-й ребенок. А у меня красненькая ракета.

3-й ребенок. У меня синяя ракета.

4-й ребенок. А у меня зеленая ракета.

7. Упражнение «Посмотри и назови». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]

Логопед раскладывает на столе картинки.

Логопед. Возьмите по одной картинке и скажите, что на ней нарисовано.

1-й р е б е н о к. Два спутника.

2-й ребенок. Пять спутников.

3-й ребенок. Три космонавта.

4-й ребенок. Пять космонавтов.

Логопед. Верно. Молодцы!

Логопед убирает карточки.

8. Чтение слогов и слов. [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед. У меня есть еще одно задание для вас. Возьмите по одной звезде с магнитной доски и прочитайте то, что на них написано.

1-й ребенок. Ап.

2-й ребенок. По.

3-й ребенок. Тото.

4-йребенок. Тата.

Логопед. Молодцы! Вы выполнили все мои задания! Я горжусь вами.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали на занятии, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.