НОД "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Космос»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Космос». Закрепление знания пройденных букв. Совершенствование навыка чтения слогов, слов с ними, навыков слогового анализа слов, грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в именительном падеже, числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия). Автоматизация произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «В космосе», маленькие предметные картинки со звуком [с], плоскостное изображение ракеты, звёзд с написанными на них слогами и словами, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие связной речи. Расширение и уточнение словаря по теме.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и предлагает им выбрать по одной картинке. Дети проходят к столу и встают около своих стульчиков.
Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите, что на них изображено и произнесите по слогам.
1-й ребенок. Не-бо. 2 слога.
2-й ребенок. Звез-да. 2 слога.
3-й ребенок. Ра-ке-та. 3 слога.
4-й ребенок. Кос-мо-навт. 3 слога.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. Сегодня мы еще раз поговорим о космосе, будем играть, рисовать.
2. Упражнение «Кто же это?» [Уточнение словаря по теме «Профессии».]
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий. Я буду говорить, что делает человек, а вы будете называть его профессию. Разносит газеты.
1-йребенок. Почтальон.
Логопед. Лечит людей.
2-й ребенок. Врач.
Логопед. Водит поезд.
3-й ребенок. Машинист.
Логопед. Исследует космос.
4-й ребенок. Космонавт.
Логопед. Молодцы! Вы справились и с этим моим заданием.
3. Игра «Кто полетит в космос?» [Развитие артикуляционной моторики, автоматизации произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать несколько упражнений из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом предлагает им перейти на ковер и сесть по-турецки.
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру. Мы должны поместить пассажиров в ракету. Каждый из вас выберет картинку, закрепит ее в иллюминаторе — «посадит пассажира в ракету» — и назовет ее. Следите за произношением звука [с].
1-й ребенок. В космос полетит собака.
2-й ребенок. В космос полетит сова.
3-й ребенок. В космос полетит сом.
4-й ребенок. В космос полетит лиса.
Логопед. Молодцы. Ракета отправилась в космос.
4. Подвижное упражнение «Ракета».
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх,
сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
В. Волина
5. Игра «Чего не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).]
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру. Посмотрите на картинки и запомните их. А теперь закройте глаза. (Логопед убирает одну картинку). Чего не стало?
Дети. Не стало луны. (Космонавта, солнца, спутника).
Логопед. Молодцы! Вы очень внимательные.
6. Развитие тонкой моторики. [Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в именительном падеже).]
Логопед раздает детям картинки-раскраски, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на картинку. Что вы видите?
Дети. Это ракета.
Логопед. Возьмите любой цветной карандаш. Обведите ракету по контуру, а потом раскрасьте ее.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, убирает карандаши.
Логопед. Какая ракета у вас получилась?
1-й ребенок. У меня желтая ракета.
2-й ребенок. А у меня красненькая ракета.
3-й ребенок. У меня синяя ракета.
4-й ребенок. А у меня зеленая ракета.
7. Упражнение «Посмотри и назови». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]
Логопед раскладывает на столе картинки.
Логопед. Возьмите по одной картинке и скажите, что на ней нарисовано.
1-й р е б е н о к. Два спутника.
2-й ребенок. Пять спутников.
3-й ребенок. Три космонавта.
4-й ребенок. Пять космонавтов.
Логопед. Верно. Молодцы!
Логопед убирает карточки.
8. Чтение слогов и слов. [Совершенствование навыка чтения.]
Логопед. У меня есть еще одно задание для вас. Возьмите по одной звезде с магнитной доски и прочитайте то, что на них написано.
1-й ребенок. Ап.
2-й ребенок. По.
3-й ребенок. Тото.
4-йребенок. Тата.
Логопед. Молодцы! Вы выполнили все мои задания! Я горжусь вами.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали на занятии, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.