Межполушарные связи
консультация по логопедии

Романова Ирина Петровна

Что такое межполушарные связи и почему их надо развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnye_svyazi.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Советы для родителей.

              Что такое межполушарные связи и почему их надо развивать.

Межполушарные связи — это нервные волокна, которые соединяют два полушария головного мозга и обеспечивают их взаимодействие.

Эти связи играют решающую роль в различных когнитивных функциях, таких как обмен информацией, координация, движения тела, сенсорное восприятие, обучение и память.

Некоторые функции межполушарных связей:

  • Интеграция сенсорной информации. Обработка данных, получаемых от различных органов чувств, для создания целостного восприятия окружающего мира.
  • Моторная координация. Обеспечивает плавность и согласованность движений, требующих участия обеих половин тела.
  • Язык и речь. Мозолистое тело играет ключевую роль в обработке языковой информации, понимании смысла и формировании связной речи.
  • Обучение и память. Межполушарные связи мозга помогают запоминать информацию и создавать долговременные воспоминания.
  • Эмоциональная регуляция. Это процесс взаимодействия между полушариями для эффективной обработки и контроля эмоций.

МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО?

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление.    Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.

Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Каждый из головных отделов сосредоточен на особых функциях. Левое полушарие отвечает за логику, речь и аналитические процессы, а правое — за образное мышление, эмоции и интуицию. Когда работа в полушариях мозга происходит слаженно, ребенок может решать самые разные задачи: от математических примеров до творческих заданий. Исследования показывают, что дети с развитым взаимодействием между полушариями мозга лучше учатся и легче адаптируются к изменениям.

Роль левого полушария

Левое полушарие мозга часто называют «логическим». Оно обрабатывает вербальную информацию, анализирует факты и способствует логическому мышлению. Его основные функции:

Речевые способности. Когда ребенок запоминает новые слова на родном или иностранном языке, составляет фразы, овладевает навыком чтения, то он активно использует эту часть мозга.

Аналитическое мышление. Способность находить закономерности, сравнивать и обобщать — все это функции левого полушария. Оно помогает ребенку устанавливать связи между причиной и следствием.

Математические навыки. Левое полушарие отвечает за распознавание цифр и вычисления.

Последовательная обработка информации. Левое полушарие обрабатывает информацию      поэтапно, что важно при следовании инструкциям и алгоритмам.

Роль правого полушария

Правое полушарие головного мозга обычно называют «творческим». Оно отвечает за обработку информации, которую мы получаем не через слова, а через образы и чувства. Также оно ответственно за пространственное восприятие и музыкальные способности. Основные задачи правого полушария:

Визуальные представления. Правое полушарие помогает ребенку представлять предметы в пространстве, что важно для конструирования, лепки, аппликации.

Творческое воображение. Работа правого полушария помогает сочинять истории и рисовать картины. Оно в целом способствует творческому мышлению человека.

Эмоциональный интеллект. Понимание своих и чужих эмоций — это работа правого полушария. Оно позволяет ребенку развивать социальные навыки и сопереживать окружающим.

Параллельная обработка информации. В отличие от левого полушария, в правом разнообразные поступающие сведения обрабатываются одновременно.

Взаимосвязь между полушариями головного мозга

Когда оба полушария развиты и работают слаженно, это позволяет достичь наилучших результатов в любой деятельности, особенно в умственной.

Представьте, что ваш ребенок решает одну из математических задач повышенной сложности, которые в учебнике отмечены «звездочкой». Левое полушарие анализирует ее условия и числовые данные, а правое полушарие разрабатывает нестандартные пути для ее решения. Синхронизация полушарий приводит к тому, что у ребенка появляется правильный ответ на логическую задачу.

В подобном процессе важна роль мозолистого тела. Мозолистое тело — это своеобразный мост между полушариями мозга. Оно состоит из множества нервных волокон, которые передают информацию от одного полушария к другому. Чем лучше развито мозолистое тело, тем успешнее происходит информационный обмен между полушариями.

Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система - образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели нейрогимнастики:

• Развитие межполушарной специализации.

• Развитие межполушарного взаимодействия.

• Развитие комиссур (межполушарных связей).

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие способностей.

• Развитие памяти, внимания.

• Развитие речи.

• Развитие мышления.

Упражнения для развития обоих полушарий головного мозга у ребенка

Развитие взаимодействия между полушариями мозга можно превратить в интересное занятие, которое с легкостью включается в повседневную жизнь ребенка. Выполнять упражнения можно на занятиях в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Рассмотрим различные методы, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным.

Кинезиологические упражнения

Кинезиологические упражнения представляют собой несложную мозговую «гимнастику». Они тренируют мозг в целом и способствуют активизации взаимодействия между его полушариями. Такие занятия одновременно стимулируют как физическую, так и умственную деятельность. Поэтому они становятся настоящей зарядкой для мозга и организма в целом.

Вот несколько наиболее эффективных упражнений.

  • «Крест-накрест». Это упражнение можно использовать в перерыве между занятиями. Оно развивает не только межполушарную связь, но и концентрацию внимания. Для его выполнения ребенку нужно встать прямо, поднять правое колено и коснуться его левым локтем. После этого надо вернуться в исходное положение. Потом выполняется обратное действие: ребенок поднимает левое колено и дотрагивается до него локтем правой руки. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.
  • «Восьмерки». Покажите ребенку, как нужно выполнять упражнение: вытянуть правую руку вперед и начертить в воздухе указательным пальцем горизонтальную восьмерку (знак бесконечности). При этом надо следить глазами за движениями пальца. Ребенок должен повторить действие 10 раз, затем сделать то же самое пальцем другой руки. Можно усложнить задание и рисовать восьмерки обеими руками одновременно. Другой вариант упражнения — выполнять это действие с закрытыми глазами.
  • «Все наоборот». Можно предложить ребенку выполнять привычные действия (почистить зубы, налить воду в стакан, написать слово на бумаге) другой рукой: если он правша, то левой, а если левша, то правой. После таких тренировок мозг работает более интенсивно, а связь между правым и левым полушариями становится прочнее.

Творчество и музыка в простых упражнениях

  • Творческая деятельность разовьет полушария и укрепит связи между ними. К ней относятся следующие методы:
  • Техника «Двойное рисование». Эту методику часто применяют для развития двух полушарий мозга. Для выполнения упражнения понадобятся большой лист бумаги и как минимум два карандаша одного и того же цвета. Попросите ребенка нарисовать двумя руками одинаковый рисунок. Начать можно с простых геометрических фигур, таких как круг или квадрат. Затем ребенок может попробовать рисовать одинаковых птиц или рыбок. Другой вариант — нарисовать симметричное изображение, например бабочку, зверей или любые изображения по лексическим темам.
  • Игра «Рисуем в воздухе». Предложите ребенку «нарисовать» в воздухе разные фигуры (например, правой рукой — круг, левой — квадрат или треугольник). Затем попросите начертить одну и ту же фигуру двумя руками сразу. Можно усложнить упражнение, предложив ребенку изображать знакомые буквы или цифры. Это способствует развитию воображения и пространственного мышления.
  • Ритмическое упражнение «Простучи ритм». Взрослому нужно отстучать по столу или прохлопать в ладоши простой ритм. Задача ребенка — воспроизвести его. Постепенно игру можно усложнять, добавляя к ритму простые слова или фразы, которые малыш должен повторить.

Комплекс физических упражнений

Упражнения на координацию позволяют развивать оба полушария мозга. К ним относятся задания, приведенные ниже.

  • «Мельница». Ребенку нужно вытянуть руки и вращать ими в разных направлениях: правой — вперед, левой — назад. Через 10–20 круговых движений надо поменять направление.
  • «Маршируем». Ребенок шагает на месте под счет или энергичную музыку, высоко поднимая ноги. Шаг правой ногой сопровождается взмахом левой руки, и наоборот.
  • «Зеркало». Встаньте напротив ребенка и начните выполнять простые движения руками (например, поднимите сначала правую руку, затем левую). Ребенок должен повторять ваши действия зеркально, т. е. той же рукой. Постепенно усложняйте упражнение, добавляя движения ногами или головой.
  • «Танец рук». Предложите ребенку сжать левую кисть в кулак и отвести большой палец в сторону. При этом кулак должен быть повернут так, чтобы пальцы смотрели на лицо. Правую ладонь нужно держать горизонтально и касаться ею мизинца левой руки. Затем ребенок должен несколько раз менять положение рук, выполняя это действие как можно быстрее.

Для достижения наилучшего результата нужно повторять упражнения ежедневно. Советуем выбирать те виды деятельности, которые нравятся вашему малышу, чтобы регулярные занятия приносили как пользу, так и удовольствие.

Игры на развитие полушарий мозга для детей дошкольного возраста (3–6 лет)

Для дошкольников подойдут простые и занимательные игры. Эти игровые упражнения выполняются под руководством родителя или педагога. В них взрослому нужно следить за четкостью и правильностью движений. Именно тогда эти упражнения улучшают работу полушарий и способствуют формированию нейронных связей в мозге.

  • «Разводим мостик». Покажите ребенку принцип упражнения: соединить попарно пальцы обеих рук (большой — с большим, указательный — с указательным и т. д.), а потом по очереди их размыкать. Другие пальцы при этом не должны двигаться.
  • «Солнце — луна». Пальцы на одной руке нужно сжать в кулак, а на другой руке — выпрямить и растопырить. Затем нужно одновременно поменять эти положения и таким образом повторить упражнение 10–20 раз.
  • «Колечко». Ребенку нужно соединять пальцы в кольцо с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем. Потом следует повторить в обратном направлении. Выполнить упражнение надо каждой рукой по очереди, а затем обеими одновременно.
  • «Кулак — ребро — ладонь». Это упражнение предполагает последовательную смену трех положений руки: кулак; ладонь, поставленная ребром на стол; ладонь, лежащая на столе. Сначала действия совершаются несколько раз правой рукой, затем левой, а потом обеими вместе. Постепенно увеличивайте скорость выполнения упражнения.

Упражнения на развитие обоих полушарий мозга у детей младшего дошкольного возраста (7–11 лет)

Школьникам стоит предлагать более сложные упражнения, которые сочетают умственную и физическую активность. Ими можно заниматься перед началом учебного дня или в перерывах между выполнением домашнего задания.

Приведем несколько специальных упражнений, которые повышают активность мозга в обоих полушариях.

  • «Ухо — нос». Ребенку надо дотронуться левой рукой до кончика носа, а правой — до противоположного уха. Затем следует одновременно отпустить их, хлопнуть в ладоши и поменять руки местами. Эти действия повторяют 8–10 раз.
  • «Трезубец». Нужно поднять, выпрямить и растопырить три пальца: указательный, средний и безымянный. Мизинец надо прижать большим пальцем. Те же действия повторить с другой рукой.
  • «Коза». Это вариация предыдущего упражнения. Ребенок должен вытянуть указательный палец и мизинец и подвигать ими из стороны в сторону. Средний палец и безымянный в это время прижаты большим.
  • «Дышим через нос». От ребенка требуется вдыхать и выдыхать через одну ноздрю, закрывая другую указательным пальцем противоположной руки. Затем поменять положение. Дыхание должно быть медленным и глубоким.
  • «Четное-нечетное». Вы называете число, а ребенок должен подпрыгнуть на правой ноге, если оно четное, и на левой, если нечетное. Чтобы усложнить задание, можно задавать примеры вместо готового числа.

             «Массаж ушей». Ребенок массирует уши, слегка оттягивая их края в сторону и вниз. Такой    массаж воздействует на биологически активные точки, которые расположены на мочках ушей.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Сейчас существуют множество игр и пособий способствующих развитию межполушарных связей, которые можно купить в магазине и скачать из интернета. Полезно использовать известные игры и упражнения для речевого развития детей.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми с речевыми нарушениями - это активизация процесса говорения и развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- увеличить интенсивность развития речи;

- исключить перестановку звуков, «каверкание» слов,

- сделать речь ребенка чище и понятной окружающим,

- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка,

- формировать умение слушать и слышать.

Комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Упражнения, которые можно использовать в работе с детьми:

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.

- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

- «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки»

- «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

- «Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.

- «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

- «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

- «Перекресты» - стоя Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ОВЗ.

Заключение

  • Развитие двух полушарий мозга у детей и межполушарного взаимодействия — это комплексный процесс, который затрагивает многие аспекты жизни. Слаженная работа обоих полушарий мозга крайне важна для развития умственных, физических и эмоциональных способностей ребенка.
  • Приведенные комплексы упражнений развивают оба полушария и способствуют улучшению межполушарного взаимодействия. Они также помогают развить много полезных и необходимых функций человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Что ещё можно успеть? Развитие межполушарных связей.

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр...

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей.

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли...

Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...