Заикание
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Заикание: на что надо обратить внимание.
Заика́ние — нарушение речи, характеризующееся частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.
Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).
Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.
При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.
Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи социальной самоизоляции.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание проявляется в нарушениях плавности и ритма речи, которые возникают в результате судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте, силе звука и пр.
Этот недуг знаком людям разных стран мира, разного цвета кожи и разных самых возрастных групп. Им страдают примерно 1 % взрослых и 2-3% маленьких жителей нашей планеты. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Также замечено, что мальчики подвержены заиканию чаще, чем девочки, примерно в 4 раза.
Почему именно мальчики и почему именно в этом возрасте, а не в каком-то другом, часто интересуются родители? Есть мнение, что уязвимость мальчиков выше оттого, что речевое полушарие головного мозга у них развито несколько хуже, чем у девочек. Что касается возраста, дело в том, что в этот период времени у малыша максимально активно формируется, развивается фразовая речь, а это значит, что именно речевая функция на данном возрастном этапе становится наиболее уязвимой, ранимой областью психики ребенка. Поэтому любые нарушения в функционировании нервной системы ребенка могут вызвать «поломку» речи и привести к заиканию. Заикание – это речевое нарушение, связанное с функциональными изменениями центральной нервной системы.
Причины заикания
Каждому взрослому человеку знакомо мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге.
Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва. Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так, к примеру, многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Заикание может возникать у детей вследствие подражания заикающемуся родителю. Заикание зачастую возникает после перенесённых инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего детский церебральный паралич (ДЦП). Причины подразделяются на две группы: физиологические и психосоциальные.
К физиологическим причинам относятся общее недоразвитие речи, последствия перинатальной патологии нервной системы, длительные и хронические заболевания ребёнка, черепно-мозговые травмы разной степени тяжести, интоксикации и др.
К психосоциальным причинам относят: стрессы, психические травмы, полученные ребёнком, переучивание ребёнка-левши на использование только правой руки, подражание заикающимся из близкого окружения (родители, другие члены семьи, друзья и знакомые), перегрузка речевым материалом, ускоренные темпы речи окружающих ребёнка взрослых и др.
Фазы развития заикания
1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:
- затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
- эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
- «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
- ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.
- заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
- проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
- ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.
- пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
- появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
- попытки заменить «проблемные» слова другими.
4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:
- ожидание заикания (антиципация);
- затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
- логофобия (страх речи);
- ответы на вопросы становятся уклончивыми.
Осложнения заикания
Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.
О психологических особенностях заикающихся было известно учёным древности, что отражено в их трудах. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:
- робость и смущение в присутствии людей;
- чрезмерная впечатлительность;
- яркость фантазий, усиливающая заикание;
- относительная слабость воли;
- разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
- боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.
Что предрасполагает к возникновению заикания?
Среди основных предпосылок к развитию заиканию можно выделить следующие:
- неблагоприятная ситуация беременности (заболевания мамы ребенка в этот период, трудные условия ее жизни и работы во время беременности, стрессы и пр.);
- невропатическая конституция ребенка;
- черепно-мозговые травмы в анамнезе ребенка;
- органические изменения центральной нервной системы самой разной природы;
- длительные соматические и инфекционные заболевания, протекавшие на фоне высокой температуры (т.е. имеет значение соматическая ослабленность в результате перенесенных заболеваний на момент интенсивного формирования речи);
- различные стрессы, носящие хронический характер (недостаток любви и внимания к ребенку, частые конфликты в семье, неправильное воспитание и пр.);
- семейная отягощенность патологий речи.
Проявления заикания
Заикание по своим проявлениям очень многообразно и неоднородно, что также свидетельствует в пользу сложной природы его происхождения. У таких детишек кроме нарушений общей и речевой моторики часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность, угловатость движений или, напротив, двигательное беспокойство.
Для них свойственны такие психологические особенности и состояния, как застенчивость, речебоязнь, чувство внутренней угнетенности, повышенная раздражительность. А чем старше возраст ребенка, тем сильнее переживания из-за своей речевой несостоятельности, отчего речевое расстройство только усиливается.
Распространенность
Исследователями приводятся разные цифры о количестве заикающихся, — от 1 до 5 %[. Среди лиц мужского пола оно встречается в 4 раза чаще, чем среди женщин, и в 90—95 % случаев наблюдается в возрасте 2—7 лет. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15—17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.
Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике 1 % взрослых заикается
Выводы
Заикание – это не просто речевая проблема, возникшая в результате испуга, как склонны думать многие родители. Заикание — это речевое недоразвитие или неврозоподобное состояние, симптом невроза или, как утверждает часть исследователей, особая специфическая его форма.
В возникновении заикания главенствующую роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий вызван состоянием нервной системы ребенка, ее готовностью отклониться от нормы.
С другой стороны, сбой в работе нервной системы может быть обусловлен неблагоприятными внешними факторами. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что заикание – это сложное комплексное расстройство, которое требует разностороннего подхода к коррекции и лечению.
Методики лечения
Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.
Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %.
Лечение заикания
Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.
В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).
Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей
В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.
Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды
Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании
Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании
Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...
