Консультация для педагогов и родителей "Разговорите молчуна"
консультация по логопедии

Куликова Гульнара Ирфановна

Задержка речи у детей с ОВЗ — не тупик, а сигнал к действию. Нейропсихология доказывает: даже в сложных случаях мозг обладает удивительной пластичностью. Рассказываем, как запустить речь с помощью научных методов и игрового подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovorite_molchuna.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речи у детей с ОВЗ — не тупик, а сигнал к действию. Нейропсихология доказывает: даже в сложных случаях мозг обладает удивительной пластичностью. Рассказываем, как запустить речь с помощью научных методов и игрового подхода.

Прежде чем применять техники, важно понять причины. У детей с ОВЗ задержка речи может быть связана с:

  • нарушениями межполушарного взаимодействия мозга;

cенсорной перегрузкой (например, при РАС);

cлабостью артикуляционных мышц;

эмоциональными блоками (страх, стресс).

Ко мне часто приходят родители с вопросом: “Он вообще заговорит?”. Отвечу так: речь — навык, который можно развить. Даже если прогресс кажется медленным, нейропластичность мозга творит чудеса».

7 техник, которые работают.

«Диалог без слов»

Цель техники: развить у ребенка желание коммуницировать через невербальное общение.

Используйте жесты, мимику, звукоподражания («бух!», «кап-кап»). Изображайте эмоции (удивление, радость), провоцируя ребенка на ответную реакцию.

Например: постройте башню из кубиков и с шумом разрушьте её со смехом: «Ба-бах!». Повторите действие 2-3 раза, затем сделайте паузу — ждите, чтобы ребенок сам захотел «прокомментировать» действие.

«Сенсорные коробки»

Цель этой техники состоит в активации речевых зон через тактильные ощущения.

Наполните контейнер крупой, водой, песком или мягкими шариками. Прячьте в них мелкие игрушки (животных, машинки) и вместе ищите их, описывая действия: «Ого, это кто? Кошка! Мяу!».

Как это вообще работает? Тактильная стимуляция в игре снижает тревожность и «включает» зоны мозга, ответственные за речь.

«Пальчиковый театр»

Цель этой техники: развить связь мелкой моторики и речевого развития.

Наденьте на пальцы простые куклы (можно сшить самим) и разыграйте сценки. Начните с коротких диалогов: «Привет, я зайка! Ты кто?». Даже если ребенок молчит, он запоминает интонации и структуру речи.

«Параллельный комментарий»

Цель техники в постоянном проговаривании выполняемых действий, для того, чтобы у ребенка сформировались речевые шаблоны.

Комментируйте всё, что делает ребенок: «Ты берешь мяч. Бросаешь мяч! Ура, покатился!». Говорите медленно, четко, с паузами — давайте ему время «встроиться» в диалог.

«Музыкальные паузы»

Ритм и мелодии помогают преодолеть моторные трудности речи.

Включайте детские песенки с повторяющимися фразами («Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!») и поощряйте подпевание, даже если это просто звуки.

«Игры с дыханием»

Цель этой техники в укреплении артикуляционного аппарата.

Что вы можете сделать вместе с ребенком?

  • дуть на перышки, чтобы удержать их в воздухе.
  • пускать мыльные пузыри с просьбой сказать «Бу!» перед выдохом.
  • играть на губной гармошке или дудочке.

«Метод незавершенного действия»

Создаем ситуацию, где ребенок *вынужден* использовать речь.

Как это сделать? Дайте ему любимую еду в плотно закрытой банке и ждите, пока он попросит помочь (жестом, звуком или словом). Или «забудьте» положить ложку к каше — спровоцируйте диалог.

Главные правила для родителей при выполнении упражнений:

Пожалуйста, не давите на ребенка. Фразы вроде «Скажи “мама”!» вызывают сопротивление. Лучше смоделируйте ситуацию, где речь станет естественной частью игры.

Хвалите ребенка любой прогресс. Даже если вместо «машина» ребенок сказал «би-би», это победа.

Никогда и ни при каких условиях не сравнивайте своего рекбенка сравнивайте с другими. Вообще: никого и ни с кем. Никогда. Каждый ребенок развивается в своем темпе, особенно с ОВЗ.

Помните, что каждое слово, каждый звук, который ваш ребенок издает в ответ на стимулы сегодня может стать историей успеха завтра. Не ждите — действуйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация (стендовый вариант) "Как разговорить молчуна"

Консультация в краткой, чёткой форме отвечает на заданную проблему, обозначая основные моменты на начальном этапе работы с ребёнком....

Консультация (стендовый вариант) "Как разговорить молчуна"

Консультация в краткой, чёткой форме отвечает на заданную проблему, обозначая основные моменты на начальном этапе работы с ребёнком....

Консультация для родителей "Как помочь молчуну".

В консультации говорится о причинах задержки речи у детей, а также раскрываются направления работы с "неговорящими детьми"....

Логопедическая консультация на тему : Как разговорить молчуна

Консультация логопеда«Как разговорить молчуна» Можно порадоваться вместе с теми мамами, чьи дети в 2-3 года цитируют Чуковского и знают Пушкина «в оригинале»... Но и остал...

Консультация для родителей "Как разговорить молчуна: советы логопеда"

Как разговорить молчуна: советы логопеда для дошкольников      Застенчивость, стеснительность, избирательный мутизм – причин молчания у дошкольников множество. Логопедич...