Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателем (средняя группа)
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Лапина Светлана Евгеньевна

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_gruppa.docx140.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Тетрадь взаимодействия

логопеда и воспитателей

комбинированной средней

группы №5

Учитель – логопед: Лапина С.Е.

Ярославль,2024

Лексические темы

(средняя группа)

Месяц

Неделя

Темы занятий

Сентябрь

Обследование речи

Октябрь

1 неделя

Осень. Осенние признаки.

2 неделя

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

3 неделя

Фрукты. Труд взрослых в садах.

4 неделя

Ягоды и грибы. Лес осенью.

Ноябрь

1 неделя

Детский сад. Игрушки.

2 неделя

Одежда.

3 неделя

Обувь. Головные уборы.

4 неделя

Мебель.

5 неделя

Посуда. Продукты питания.

Декабрь

1 неделя

Зима.

2 неделя

Зимующие птицы.

3 неделя

Моя семья.

4 неделя

Новогодний праздник.

Январь

2 неделя

Зимние забавы.

3 неделя

Домашние птицы.

4 неделя

Домашние животные.

Февраль

1 неделя

Дикие животные.

2 неделя

Профессии.

3 неделя

Наша армия. День Защитника Отечества.

4 неделя

Транспорт.

Март

1 неделя

Весна. Мамин праздник.

2 неделя

Комнатные растения.

3 неделя

Первые весенние цветы.

4 неделя

Перелетные птицы.

Апрель

1 неделя

Бытовые приборы.

2 неделя

Космос.

3 неделя

Человек и части тела.

4 неделя

ПДД.

Май

1 неделя

День победы.

2 неделя

Насекомые и пауки.

3 неделя

Животные жарких стран.

4 неделя

Лето. Полевые цветы.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Общий комплекс артикуляционной гимнастики 

1.«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (аедагог считает, ребенок держит улыбку).

2.«Дудочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед дудочкой, удерживать под счет до десяти (педагог считает, ребенок держит трубочку).

3.      «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.      «Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны.

5.      «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6.      «Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

7.      «Кошка лакает молоко»

Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

8.      «Часики»

Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

9.  «Качели»

Цель: научить ребенка менять поочередно положение языка вверх – вниз, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5; б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.

10. «Блинчик-иголочка»

Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык), удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.

12.   «Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх, растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.

Комплекс дыхательной гимнастики

ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и

медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох.

Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4

раза.

Каша кипит.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди.

При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох.

Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Семафор.

Стоя или сидя, спина прямо.

Поднять руки в стороны — вдох,

медленно опустить вниз — длительный выдох,

произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Веселая пчелка

На выдохе произнесите "з-з-з".

Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу),

на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на

определенный участок тела.

  «____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Осень. Признаки осени.

Дети должны усвоить: расширение представлений детей об осени, признаках осени.

Лексический материал: листья, дождик, лужи, ветер, солнце, птицы, лес.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

 «Листья»

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-

влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик», «Дудочка», чередование.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Назови ласково».

Дождь – дождик – дождичек,

лужа, ветер, туча, солнце, дерево , лист, лес, птица .

«1 – 3 - 5» (1дерево, 3 дерева, 5 деревьев)

лист, туча, шишка, лужа, птица, белка, капля.

«Скажи наоборот».

 Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Игра «Где звенит?»

Воспитатель ходит по комнате и звенит колокольчиком.

Дети показывают направление, откуда раздается звон.

Игра «Громко – тихо». (повтори).

Хлопки: Хх; хХ; хх; ХХ…

Связная речь.

Составление описательного рассказа по предъявленной игрушке.

Материал для чтения

М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно».

Н. Сладков «Осень на пороге».

Ф.И.ребенка

Задание

Примечание воспитателя

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

  Лексическая направленность: Огород. Овощи.

Дети должны усвоить: представления детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.

Лексический материал: (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый)

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Упражнение «Овощи».

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре сидит на корточках водящий с завязанными глазами.

Рассчитались четко туг же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Останавливаются, крутят водящего.

Прячься лучше,

прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик», «Дудочка», чередование.

«Окошечко», «Часики»

Развитие лексико-грамматического строя.

«Большой маленький».  Огурец — огурчик, помидор, горох, свекла, морковь и т.д.

«Один - много». (чего?)

У меня одна картошка, а у тебя много (чего?) - картошки. (Кабачок, капуста, морковь, перец)

 «Назови ласково». Огурец - огурчик, (помидор, картошка, лук, чеснок, свекла, горох)

«Назови цвет овоща». Морковь, помидор, огурец, перец, репа, картофель.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Игра «4 – й лишний».

Огурец -  морковь -  конфета -  свекла

Лук -  морковь -  помидор -  листок

Машина -  огурец -  кабачок - капуста

Повторить цепочку слогов

Па-ба;  ба-па;  да-та;  та-да;  ка-га;  га-ка

Материал для чтения

Русская народная сказка «Вершки и корешки», Ю. Тувим «Овощи».

  «____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Сад. Фрукты.

Дети должны усвоить: расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.

Лексический материал: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика «Компот».

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варят» и «помешивают».

Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка – дудочка», «Лопатка», «Часики», «Окошко»

Развитие лексико-грамматического строя.

«Назови сок, варенье». Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос.)

 «Один — много». Апельсин — апельсины. (Мандарин, слива, лимон, персик, абрикос.)

«Большой маленький».  Яблоко-яблочко, апельсин – апельсинчик и т.д.

«Назови цвет фрукта».

Яблоко - ..., груша, лимон, апельсин, виноград, слива, мандарин, банан.

Сосчитай «1,2,5,». Яблоко, вишня, слива, банан.

Одно яблоко, два яблока, пять яблок.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Упражнение «Телефон».

Воспитатель произносит и простукивает слова: «ки-ви», «ба-нан», «ды-ня». Дети повторяют и простукивают каждое слово вслед за воспитателем по цепочке.

Связная речь.

Составить описательный рассказ о фруктах по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят?

Материал для чтения

Л. Толстой «Косточка». 

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Лес. Грибы. Ягоды

Дети должны усвоить: расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях.

Лексический материал: (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисич-

ка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика «За малиной». [

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.

Идут в хороводе, взявшись за руки.

Спелых ягод наберем, наберем.

Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Солнышко высоко,

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

А в лесу тропинка.

Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Сосчитай 1,2,5».  Лисичка, сыроежка, груздь, поганка.

(Одна лисичка, две лисички, пять лисичек).

 «Назови ласково». Белый - беленький. (Опёнок, маслёнок, боровик, поганка.) Малина — малинка. (Черника, брусника, клюква, смородина, малина.)

Один - много». (Гриб, мухомор, поганка, маслёнок, боровик.) Малина –  много малины. (Крыжовник, рябина, смородина, черника, клубника.)

«Измени по образцу». Варенье из брусники – брусничное. (Из черники, малины, клюквы, земляники, клубники.)

«Почему так называется?» подберезовик, подосиновик.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

 « Топни-хлопни» выделение звука [а] из ряда гласных звуков и закрытых слогов «А, у, и, а, о, а, ы, э, а, и. Ам, ит, он, ак, уп».

Связная речь.

Отгадывание загадок по лексической теме.

Материал для чтения

В. Катаев «Грибы»,  В. Сутеева «Под грибом», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Игрушки.

Дети должны усвоить: расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят.

Лексический материал: (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика «Мячик».

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Взмахивают правой ладонью, как бы ударяя по мячу.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ритмично прыгают на двух ногах на носочках, руки на поясе.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Узнай игрушку по описанию».

Например: резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

«Назови ласково». Кукла, машина, мяч, игрушка, паровоз, самолёт, корабль.

«Сосчитай от 1 до 5». Машина, кукла, мяч, колесо.

«Назови» игрушки, с которыми обычно играют  девочки (мальчики).

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Упражнение «Внимательные ушки». выделение звука [у] из ряда гласных звуков. У, о, и, у, а, э, у, ы, у, а; хлопни в ладоши когда, услышишь его.

Связная речь.

Составить описательный рассказ об игрушке

по следующему плану:

 Что это? Какой имеет внешний вид (величина, форма, цвет)?

Из какого материала сделана? Как с ней можно играть?(Например: Это кукла. Она большая, красивая. У  нее

желтое платье Она умеет говорить. С ней можно играть в дочки-матери.)

Материал для чтения

А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Мяч»,

Е. Серова «Нехорошая история».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Одежда.

Дети должны усвоить: названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; различие взрослой и детской одежды; существительное с обобщающим значением одежда.

Лексический материал: (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный)

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики,

Мики.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мягкого нёба «Кашель» покашливают , 7 – 10 сек.

Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье» Языком в форме «чашечки»  слизывать варенье с верхней губы.

Упражнение для языка «Чистим зубки» Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Для кого одежда?» Практическое употребление в речи предлога ДЛЯ.: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д. 

«Чей, чья, чьи, чье?» Это чья кофта? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) (Пальто, шарф, колготки, шуба, галстук.)

«Один — много».  Куртка — куртки. (Носок, платье, костюм,  сарафан, юбка, брюки.)

 «Подбери признак». Куртка (какая?) — красная, теплая... Шарф (какой?) — …

«Назови ласково». Платье - платьице. (Кофта, сапоги, брюки, валенки, шарф, куртка, шапка.)

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Упражнение «Внимательные ушки» выделение звука У голосом в начале слова: умный , усы , Уля, утро, утка, уши, удить, улей, улыбка.

Материал для чтения

Г. Снегирев «Верблюжья варежка»,  сказка  «Рукавичка».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Обувь, головные уборы.

Дети должны усвоить: Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закрепить знания о  головных уборах.

Лексический материал: (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

«В магазине»

В магазине много есть

Показывают «домик».

Обуви хорошей,

Идут пальчиками по столу .

Есть сапожки и ботинки,

Босоножки, валенки, галоши.

Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мягкого нёба «Кашель» покашливают , 7 – 10 сек.

Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье» Языком в форме «чашечки»  слизывать варенье с верхней губы.

Упражнение для языка «Чистим зубки» Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Чей, чья, чье, чьи?» 

Дети рассказывают об обуви друг друга: «Это Ванины сапоги, это Степины сандалии».

 «Один — много». Сапог — сапоги. (Туфля, ботинок,.)

  Шапка – шапки ( платок, кепка, берет фуражка, колпак, панама)

«Скажи ласково».  Туфли-туфельки. (ботинки, сапоги, валенки.)

Шапка – шапочка ( панама, косынка, кепка, фуражка )

Назвать обувь по временам года: 

«Осенняя и весенняя (туфли, ботинки, кроссовки, резиновые сапоги);

зимняя (валенки, кожаные сапоги);

летняя (сандалии, босоножки, шлёпки, тапки, кеды, сланцы)».

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.

Материал для чтения

Л. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Ш. Пьеро «Красная шапочка»

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность:  Мебель.

Дети должны усвоить: Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.

Лексический материал: (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф, кресло, диван).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Вот Кирюшкина кроватка, (разводят руки в стороны)

Чтобы спал Кирюшка сладко, (приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку)

Чтоб во сне он подрастал, (медленно поднимаются)

Чтоб большим скорее стал. (встают на носочки, тянутся руками вверх)

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти  (открыть – закрыть рот, 5 раз).

Упражнение для губ    (покусать верхнюю губу нижними зубами;

                                        покусать нижнюю губу верхними зубами.)

Упражнение для языка «Качели», «Часики», «Лопатка», «Футбол».

Развитие лексико-грамматического строя.

«Назови ласково». Диван, стол, стул, кровать, шкаф и т.д.

«Один — много». Полка — полки – много полок. (Стол, кровать, стул, диван, табурет.)

«Отгадай, что это?» Спинка, сиденье, ножки (что это?) стул. Ножки, спинка, подлокотники – кресло. Ножки, крышка – стол.

Дверцы, полки, ручки – шкаф. Сиденье, ножки – табурет.

«Какая мебель?» Из дерева, из пластмассы, из стекла, из железа, из кожи, из дуба.

«Дополни предложение»

Ваза стоит … столе.

Мяч закатился … диван.

Валя достала мяч … дивана.

Паша упал … кровати.

Папа сидит … кресле.

Мама поставила стаканы … сервант.

Бабушка достала конфеты … буфета.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

 «Поймай звук [А]»  Дети должны хлопнуть, услышав этот звук: «А, О, А, М, К, А, А, У»

Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.

Материал для чтения.

Народная сказка «Три медведя», С. Маршак « Откуда стол пришел?»

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Посуда.

Дети должны усвоить: Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит.

Лексический материал: (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика «Посуда»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

 И большую поварешку.

Ладони прижаты друг к другу.

Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для щёк и губ «Самовар»  (надуть обе щеки и подержать 5 сек.)

Упражнение для челюсти «Крышка»  (рот открыть – закрыть  5 раз.)

Упражнение для языка «Чашка»  (поднять края широкого языка, чтобы получилась «чашечка», держать 5 сек.)

 «Вкусное варенье» (слизывать  «варенье» широким языком с верхней губы 5 раз.)

Развитие лексико-грамматического строя.

Закончим предложения:   «Чай пьют из …; Суп едят из …; Хлеб можно взять из …; Сахар возьмём из …; Конфету возьмём из …»

Назовём эту посуду:  «Чайная посуда – это чашки, …»  

Столовая посуда – это тарелки, …»        «Кухонная посуда – это кастрюля, сковорода, …»

«Назови ласково»  Тарелка, вилка, чашка, ложка, нож, стакан, кастрюля, чайник, кувшин, блюдце.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.

Повтори цепочку слогов:

Ба-па-ба;  па-ба-па;

Та-да-та;  да-та-да;

Га-ка-га; ка-га-ка.

Связная речь.

Чтение с обсуждением: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха Цокотуха».

Составление описательных рассказов о предметах посуды: «Чайник», «Кастрюля»  и т.д.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Зима

Дети должны усвоить: конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима.

Лексический материал: (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно)

Направление работы

Задания воспитателю

Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика «Снеговик»

Давай, дружок,  смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок. 

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком, 

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла!

 Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. 

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для щёк и губ                        

«Снеговики радуются снегу и морозу»        Надуть щёки, 5 сек.

Упражнение для языка: «Сосулька» Вытянуть острый язык и удерживать  под счёт до 10.

«Санки – ледянки»   Сделать язык «чашечкой», подержать 10 сек

«Горка для спуска»   Открыть рот, убрать кончик языка за нижние резцы, выгнуть язык «горочкой», 10 сек. 

Развитие лексико-грамматического строя.

«Подбери слово-признак».  Зима (какая?) - снежная, вьюжная, холодная. Снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

«Объясни», что такое снегопад.

«Назови ласково». Снег, снеговик, ветер, лёд, мороз, холод.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Игра «Внимательные ушки». Выделение голосом звуков [а], [у]  в начале слова.: утка, аист ,уши ,азбука, арка, удочка, астра, улей, усы.

Связная речь.

Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о зиме.

Русская народная сказка «Снегурочка».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Зимующие птицы.

Дети должны усвоить: Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках.

Лексический материал: (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать).

Направление работы

Задания воспитателю

Развитие общей и мелкой моторики

Общая моторика «Снегири»

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.     Пощипывают щеки.

Это красные фонарики    «Фонарики».

Засветили снегири.    Взмахи руками как крыльями.

Чистят перышки пунцовые, «Чистят перышки»

Воду пьют из родника.      «Пьют».

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека        Ритмичные хлопки в ладоши.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения  для языка  

«Птенчики ждут пищу»     Сделать из языка «лопатку» и удерживать под   счет до 10.

 «Аист»      Вытянуть «острый» язык изо рта и удерживать под счёт до 10.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Один — много». Ворона — вороны. (Снегирь, голубь, дятел, сова, воробей.)

 «Назови ласково». Воробей — воробушек  (Снегирь, синица, ворона.)

 «Кто как голос подает?». 

Ворона: «Кар-кар». Она... (Каркает.). Воробей: «Чик-чирик». (Чирикает.) Сова: «Ух-ух». (Ухает.) Сорока: «Стр-стр». (Стрекочет.)

«Для чего?»  Закрепление знаний о частях тела птицы: Для чего птице клюв? Для чего птице крылья? Для чего лапки, перья, носик, шейка, коготки?

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1)Произносить и прохлопывать по слогам следующие слова: «пти-ца», «сне-гирь», «во-ро-на», «си-ни-ца», «клюв», «хвост».

2) Развитие умения отхлопывать определенный ритмический рисунок

///-///-///-///        

--//--//--//

- хлопаем

/ топаем

Связная речь.

«Четвёртый лишний».   Объяснить, кто лишний и почему.

Воробей, синица, попугай, ворона;  Снегирь, ласточка, грач, соловей.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Моя семья.

Дети должны усвоить: Знать и называть членов своей семьи.

Лексический материал: мама, папа, бабушка, сестр,а дедушка, брат.

Направление работы

Задания воспитателю

Развитие общей и мелкой моторики

Девочки и мальчики              Руки на пояс.   

Прыгают как мячики.           Ритмические прыжки. 

Ножками топают,                  Топтание ногами.

Ручками хлопают,                  Хлопки в ладоши.

Глазками моргают.      Руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз.

После отдыхают.          Руки вниз.

Дыхательная гимнастика.

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Развитие артикуляционной моторики

для челюсти

- открывать и закрывать рот

для губ

- губы в "трубочку",    - в "улыбочку",

- "хоботок" - движение вправо-влево

для языка

- удержать широкий язык у нижних зубов

 (от 1 до 5),

- высунуть язык "лопатой", " жалом".

Развитие лексико-грамматического строя.

1) «Назови ласково». Мама –мамочка,

папа - …, дочь -.., сын -…, брат -.., сестра - , дедушка – .., бабушка - .., внук - .., внучка - .. .

2) «Договори предложение». Предложение договори и его ты повтори.

Я ем и папа (ест). Я пою и мама (поет). Я шью и бабушка (шьет). Я готовлю и сестра (готовит). Я играю и брат (играет). Я пилю и папа (пилит). Я строгаю и дедушка (строгает). И т. д.

3) Назвать своё имя, фамилию, возраст. Называть членов своей семьи.  имена родителей.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой  слога

ТА — ТА —ПА

ПА — ТА — ПА

КА — ГА — КА

ТА — ДА — ТА

2) Развитие умения отхлопывать определенный ритмический рисунок

///-///-///-///        

--//--//--//

- хлопаем

/ топаем

Связная речь.

Чтение сказок «Три поросенка», «Красная шапочка», « Три медведя». 

Обсуждение прочитанного

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Зимние забавы.

Дети должны усвоить: Знать и называть зимние игры, виды спорта.

Направление работы

Задания воспитателю

Развитие общей и мелкой моторики

Мы слепили снежный ком, (руками показывают большой ком)

Ушки сделали на нем.          (ладони к голове)

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.       (ладони  соединить с  большими  пальцами

                                                 приблизить к глазам, как бинокль)

Кролик белый, как живой,        (попрыгать)

И с хвостом, и с головой.           (головой покачать)            

За усы не тяни:                    

Из соломинок они!..                    (грозят  пальцем)

Развитие артикуляционной моторики

для челюсти

- открывать и закрывать рот

для губ

- покусать верхними зубками нижнюю губу;

- опустить нижнюю губу

для языка

- язык широкий (держать под счет от 1 до 5);

- язык узкий;                  

- чередование широкого и узкого языка

Развитие лексико-грамматического строя.

 1) «Назови ласково».

Санки - …, елка - …, палки -…,

снеговик - …, снежки -…, подарки -.., лопата - .., горка - …шар-..,

звезда -.., лед -…, зима -.., погода -.., снежинка - …,

2) Д/и «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа): лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - …, фигуристу - …, саночнику - …

3) Д/и «Исправь ошибку» (развитие логического мышления, фразы).

Лыжнику нужны санки? Конькобежцу нужны лыжи? Саночнику нужны коньки? Хоккеисту нужны санки? А что нужно?

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой  слога

БА-ПА-БА               ДА-ТА-ДА                   ГА-КА-ГА

ПА-БА-ПА               ТА-ДА-ДА                   КА-КА-ГА

2) Развитие умения отхлопывать определенный ритмический рисунок

//-//                   --//--       -//-      

- хлопаем

/ топаем

Связная речь.

«Закончи предложение»

Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки).

Для чего дети поливают горку? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкой).

Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей).

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Домашние птицы.

Дети должны усвоить: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.

Лексический материал: (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый).

Направление работы

Задания воспитателю

Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика «Курочка»

Вышла курочка гулять,  Упражнение «курочка».

Свежей травки пощипать,    Сжимают и разжимают кулачки.

А за ней ребятки

Жёлтые цыплятки.   Приседают, постукивают пальцами по полу.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для челюсти

 «Птенчики»  Открывать – закрывать рот, одновременно произнося: «Ам – ам – ам …»

Упражнение для языка «Клюв» Вытянуть изо рта острый язык и подержать под счёт до 10.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Назови ласково».

Цыплёнок - цыплёночек. (Гусёнок, утёнок, курица, петух, утка.)

«Кто как кричит». Гусь – гогочет. Петух - … Курица -  … Цыплёнок - … Утка -  …

«Отгадай загадку».

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь) 

«Назови всю семью».

Петух, курица, цыплята. (Гусь, индюк, селезень).

Связная речь.

Отгадывание загадок по лексической теме.

Игры «Узнай птицу по описанию», «Кто как голос подаёт».

Составление описательного рассказа.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

«Доскажи словечко»

Как это скучно –

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная …(Ива).

Упражнение «Кто лишний?».

Петух, утка, снегирь, курица. Кто из них лишний? (Снегирь- он не живет у человека.)

Аналогично проводится работа еще с двумя цепочками слов: «утенок», «цыпленок», «утка», «гусенок»; «снегирь», «ворона», «гусь», «воробей».

Материал для чтения

К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Чарушин «Утки».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Домашние животные и их детеныши.

Дети должны усвоить: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Обобщающее понятие- домашние животные

 Лексический материал: (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика «Бурёнушка»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку —

на донышке.

 Показывают, как доят корову.

Ждут меня котятки,

 Малые ребятки.

 Делают «мордочки» из пальчиков.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка да кашки

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для языка

«Кошка ела сметану и испачкалась» Языком в форме «чашечки» слизывать с верхней губы, 5 раз.

«Щенок лакает молочко» Язык в форме «чашечки» заносить в рот, 5 раз.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Кто как голос подает?». Корова — му-у. (Корова мычит.) Кошка, собака, свинья, лошадь, овца.

«У кого кто?». У коровы — телята. У лошади,  у свиньи, у овцы, у кошки, у собаки.

«Кто как ест?». Корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает.

«Кто чем питается?». Кошка — молоком, корова — травой; коза, собака, лошадь.

 «У кого что?». У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? У кого копыта? У кого усы?

« Назови ласково». Кошка - кошечка. (Кот, собака, пёс, лошадь, овца, баран, козёл, коза) .

Связная речь.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Толстого «Котёнок».

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Упражнение «Повтори за мной». Повторить за воспитателем и прохлопать слова..: «ко-за», «се-но», «во-да», «ов-ца», «ка-ша», «лу-жа», «ту-ча».

Материал для чтения

В.Осеева. «Кто хозяин?» , Шорыгина Т.А. «Домашние животные. Какие они?», Л.Толстой «Котёнок».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Дикие животные и их детеныши.

Дети должны усвоить: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.  Обобщающее понятие- дикие животные

Лексический материал: (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый).

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика «Три медведя»

Три медведя шли домой,

дети идут по кругу,

Папа был большой, большой,

руки вверх,

Мама – чуть поменьше ростом,

руки на уровне груди,

А сынок – малютка просто,

присели,

Очень маленький он был,

покачивание в присяде,

С погремушками ходил.

«звенят» погремушками.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для губ «Зайчик»   Верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 сек.

Упражнение для щёк и языка «Белочка убирает орешки в дупло»   Рот закрыт, острый язык толкается сначала в одну, затем в другую щёку  

Развитие лексико-грамматического строя.

«Назови ласково». Лиса, ёж, медведь, волк, кабан.

«Один – много». Лиса - лисы - много лис. (Медведь, волк, заяц, лось.)

«Кто где живёт?» Белка - в дупле. (Волк, лиса, медведь, заяц.)

«Назови детёныша». У лисы - лисёнок. (Волк, медведь, белка, заяц, лось.)

«Один – много». Лисёнок - лисята. (Волчонок, ежонок, медвежонок, лосёнок.)

Связная речь.

Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

«Слушай и выполняй

На звук «А» - хлопнуть в ладоши, на звук «У» - закрыть глаза

(ладонями). На звук «И» - улыбка.   У. А. И. И. А. А. У. И. И. А.

Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Ёж (1 хлопок); волк (1); за-яц (2);     ли-са (2); мед-ведь (2); лось (1); рысь (1); бар-сук (2); бел-ка (2)».

Материал для чтения

Чтение: «Маша и медведь» «Три медведя» «Волк и семеро козлят»

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Профессии.

Дети должны усвоить: Закрепление представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

 Пальчиковая гимнастика «Продавец»

 Продавец ребятам рад

Ритмично хлопать в ладоши ,

В магазине для ребят

Бить кулачек о кулачек

Есть матрешки расписные,

Есть машины заводные.

Заводить ключом машину.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для языка «Маляр»      

Водить кончиком языка по твёрдому нёбу: вперёд – назад, 5 раз.

Упражнения для мимической мускулатуры:     Изображают мимикой

«Серьёзный врач»

«Улыбающаяся балерина»

«Добродушный повар»

Развитие лексико-грамматического строя.

1. Упражнение «Подскажи словечко:

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить —

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

             И заходим в..............

2. «Кто что делает?» Образование существительных от глаголов.

      Учит – учитель, строит – строитель, воспитывает – воспитатель, водит – водитель, грузит – грузчик, продает – продавец, варит – повар, убирает – уборщица, танцует – танцовщица, поет – певица, летает – летчик.  

Связная речь.

Составление описательного рассказа по опорному плану.

 Кто это?  Где он работает?  Что он делает?

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Упражнение «Внимательные ушки». Хлопнуть в ладоши, если услышите звук [а], закрыть ладошками глаза, если услышите звук [у], улыбнуться если услышите звук [и]:

([и], [у], [а], ум, ин, ат, ко, бу, на, утка, Инна, остров, аист, уши, умный, индюк, удить.)

Упражнение «Повтори за мной». Повторить за воспитателем и прохлопать слова..:

Материал для чтения

Отгадывание загадок по лексической теме.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Наша армия.

Дети должны усвоить: представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики

-На одной ноге постой-ка, (дети стоят на правой ноге)

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой, (стоят на левой ноге)

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу. (Шагают)

Три, четыре – тверже шаг.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для губ «Забор»

 Рот закрыт, растянуть губы в улыбке, чтобы виднелись и верхние,  и нижние зубы, 10 сек.

Упражнение для языка «Качели»  

Рот широко открыт. Острым языком вверх, за верхние зубы, затем вниз – за нижние зубы.

Повторить 5 раз.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Сосчитай 1 -5». Танк, пулемет, пушка, автомат, самолет, вертолет, автомат, парашют.

«Один — много». Корабль - корабли - кораблей. (Граната, патрон, пулемёт, танк, ракета, самолёт, парашют.)

«Назови, кто где служит».

На границе - пограничник. (на подводной лодке, в разведке, в танковых войсках, прыгает с парашютом.)

«Подбери слово-признак». Защитник Отечества (какой)  - храбрый, … Служебная собака (какая?) – верная, …

«Что не так?» Танкист управляет самолётом.

Подводная лодка взлетела на небеса.

. Связная речь.

Отгадывание загадок по теме недели                                

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

 «Отгадай загадку» 

Моряком ты можешь стать,      

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном... (корабле).

                                                         

 Самолёт парит, как птица,

Там — воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат — военный... (лётчик).

                               

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Транспорт.

Дети должны усвоить: Формирование представлений о транспорте и его назначении. Обобщающее понятие- транспорт.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика

 «Транспорт»

Называть я транспорт буду:

Перетирающие движения ладонями взад-вперёд.

Поезд, лодка, самолёт.

Соединять последовательно большие, указательные, и средние пальцы обеих рук между собой.

Про автобус не забуду.

Соединить безымянные пальцы.

И машину вездеход.

Соединить мизинцы.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для челюсти «Эскалатор»

 Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот, кончик языка – за нижними зубами. Затем медленно закрыть рот.

Упражнение для губ «Паровоз»  

Беззвучно произносить губами: «П – п – п …»

Упражнение для языка «Гребём веслом»  Рот открыт. Острым кончиком языка водить вправо – влево, касаясь  уголков рта

Развитие лексико-грамматического строя.

«Один — много».  Самолет — самолеты – много самолётов. (Машина, самокат, трамвай, автобус, троллейбус.)

 «Назови ласково». Машина, самолёт, корабль, лодка.

«Подскажи словечко».

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах!

Сразу пол горы убрал

Семитонный … (Самосвал)

Игра «Кто чем управляет?»

Машинист управляет...            Водитель управляет...

Капитан управляет…               Велосипедист управляет..

Пилот управляет..                     Мотоциклист управляет...

Связная речь.

Чтение с обсуждением художественных текстов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

«Что лишнее?»

Малина – малина – машина – малина

Мак – бак – мак – мак

Пироги – пироги – дороги - пироги

«Проговори цепочку слогов»

Ша – шо                          шу – шэ                  ша - шы

Шу – шо                          шы – ша                 шэ - шу

Материал для чтения

«Про малютку-автобус, который боялся темноты» — Биссет Дональд,  «Пароходик»   Цыферов Г.М.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Весна.

Дети должны усвоить: Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика  «Весна пришла»

Весна пришла по снежному,

Ходят пальчиками по столу.

По влажному ковру.

Руки на столе, ладонями вниз.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Раздвигают сдвигают пальцы.

Теперь зовет со всех концов

Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для челюсти «Медведь проснулся после зимней спячки»  

Зевают 3 раза, широко открывая рот.

Упражнение для щёк  «Исхудавшие за зиму зверята»  Втянуть обе щеки между зубами и удержать под счёт от 1 до 10.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Подбери признак».  Солнце (какое?), сосулька, небо, ручей, облака, листочки, снег, день.

«Подбери действие».  Солнце (что делает?), птицы, ручьи, почки, , сады, снег, трава, листья, сосульки, деревья, дети.

 «Что лишнее?»

Бабушка, мама, дядя, сестра.

Тюльпан, мимоза, кактус, роза.

Подарок, открытка, стол, цветы.

Связная речь.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку или фотографии.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1) Прохлопай слово (деление на слоги): небо, лужа, вода, лед, мама, роза, весна, грач, цветы, трава, ветер, солнце.

2) Развитие умения отхлопывать определенный ритмический рисунок

//-//                   --//--       -//-      

- хлопаем

/ топаем

Материал для чтения

В. Берестов «Гололедица», Русская народная сказка «Снегурочка»

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Цветущие комнатные растения.

Дети должны усвоить: Закрепление и расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Кактус

На окне цветок колючий   Показать прямоугольник перед собой

Смотрит за околицу           Сделать «бинокль»из ладошек

Вы его не троньте лучше            Погрозить пальчиком

Очень больно колется.          Уколоть пальчиком ладошку

Не подушка для иголок,          сложенные ладошки под щёчку

И не ёжик, и не ёлка,      сложить ладошки. растопырить пальцы 

Но не  даст себя в обиду,           Отрицательный жест головой 

Потому что весь в иголках.     Уколоть пальчиком ладошку

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мимических мышц:  

«Цветы улыбаются солнцу»     Улыбнуться

«Солнышко спряталось за тучку»   Выразить огорчение

«Солнышко опять ласково светит и греет цветочек на окне»   Выразить радость

Развитие лексико-грамматического строя.

«Сосчитай 1-5». Фикус, кактус, бегония, герань.

 «Один — много».

Фикус,  фиалка, бегония, герань, кактус, фикус.

«Назови ласково».

Лист –  листочек. (Цветок, стебель, ягода, корень, горшок, лопата.)

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

В вазах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ...

Из лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями комнатные цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

Связная речь.

Игра «Узнай по описанию» — «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы»…— кактус и т.д

Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны,

цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Поделите слова на части:  «Плющ, как-тус, фи-ал-ка, ге-рань, фи-кус, паль-ма, а-ло-э, хло-ро-фи-тум,».

Отхлапывание ритмического рисунка:

//-//                   --//--       -//-      

- хлопаем

/ топаем

Материал для чтения

Отгадывание загадок по лексической теме.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Первые весенние цветы.

Дети должны усвоить: расширить представления детей о характерных признаках весны;

закреплять представление о цветах (стебелек, листочки, бутон)

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Встают в круг, берутся за руки.

На лужайке поутру        

Мы затеяли игру.

Я — подснежник,

ты — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Делают 4 шага назад, расширяя круг.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Смыкают круг.

Становитесь в круг опять,

Опять бегут по кругу.

Будем в солнышко играть.

Останавливаются, тянутся на носочках.

Мы — веселые лучи,

Прыгают на носочках, руки на поясе.

Мы резвы и горячи.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье»  

Языком в форме «чашечки»  слизывать варенье с верхней губы.

Упражнение для языка «Чистим зубки»

 Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы.

Упражнение для  языка «Грибочек» Рот широко открыть. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу, подержать под счёт от 1 до 10.

Развитие лексико-грамматического строя.

 «Один — много»

Листик-листики, бутон-бутоны, стебелек-стебельки, подснежник-подснежники, крокус-крокусы, цветок-цветки.

Ответь по образцу:

• 1 подснежник – 2 подснежника – 5 подснежников

• 1 одуванчик - ………………………………………..

• 1 цветок - …………………………………………….

• 1 стебелек - ………………………………………….

• 1 листочек - …………………………………………

Связная речь.

Составить описательный рассказ о подснежнике.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

«Повтори, не ошибись». ): ТА – ТА – ТО;  ТУ – ТА – ТУ; ТЫ – ТЫ – ТУ; ТО – ТО – ТУ; ТУ – ТА - ТЫ. 

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

АТ—АТ—АТ, у Толи самокат.   ТО—ТО—ТО, новое пальто.

УТ—УТ—УТ, дети побегут.   ТЫ—ТЫ—ТЫ, в комнате коты.

ОТ—ОТ—ОТ, это бегемот.   ТА—ТА—ТА, новая плита.

ТУ—ТУ—ТУ, конфету дам коту.

Материал для чтения

Г.Скребицкий. Сказка о весне.; О.Высотская. Одуванчик. ; Сказка о подснежниках  Любовь Лычангина.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Перелетные птицы.

Дети должны усвоить: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения  для языка  Сделать из языка «чашку» и удерживать под «Птенчики ждут пищу»    счет до 10.

«Дятел»   Стучать языком за верхними зубами, произнося «т-д-д…» 10 раз.

 «Аист»   Вытянуть «острый» язык изо рта и удерживать под счёт до 10.

Развитие лексико-грамматического строя.

1. Д/и «Сосчитай»

Цель: упражнять детей в согласовании существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

(кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль .

2. Д/и «Добавь слово»

Цель: развивать логическое мышление, обогащать словарный запас.

У человека квартира, а у птицы … (гнездо).

У зверей шерсть, а у птицы … (перья).

У человека нос, а у птицы … (клюв).

У человека руки, а у птицы … (крылья).

У человека ребенок, а у птицы … (птенец).

Связная речь.

Отгадывание загадок по теме

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1. Отхлопай слово: гнездо, голова, перо, грач, ласточка, крыло и т.д.

2. Пропой гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.

3. Отхлапывание ритмического рисунка:

//-//                   --//--       -//-      

- хлопаем

/ топаем

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Бытовые электроприборы.

Дети должны усвоить: Закрепить знания об электроприборах.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Ток бежит по проводам,                     Идут по кругу

Свет несёт в квартиру нам.                Стучат кулачком об коленочки

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.                    Загибают пальцы

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс.                            Разгибают кулачок

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения  для языка  Сделать из языка «чашку» и удерживать под «Чаша для миксера»    счет до 10.

«Утюг»   Вытянуть «острый» язык изо рта и удерживать под счёт до 10.

«Чистим зубы»  сначала верхние, затем нижние изображаем миксер.

Развитие лексико-грамматического строя.

1. Игра «Заколдованное слово».

- Расскажи, почему так называются наши друзья.

Пылесос - ... сосет пыль.

Соковыжималка - ... выжимает сок.

Самовар - ... сам варит чай.

Мясорубка - ... мясо рубит.

2. Игра «Большой-маленький».

Назови бытовые приборы для Великана и Гномика, обязательно правильно.

Утюжище - утюжок,            пылесосище - пылесосик,

фенище - фенчик,                  самоварище - самоварчик, мясорубище - мясорубочка, соковыжималище - соковыжималочка, фотоаппаратище - фотоаппаратик.

Связная речь.

Игра «Что делает наш друг?».

Каждый бытовой прибор может выполнять много действий. Возьмите картинку или покажите любой предмет, назовите все, что может он сделать.

Пылесос - гудит, сосет, глотает, дрожит, катится, стоит, втягивает.

Телевизор - показывает, включается, рябит.

Плита - нагревается, греет, варит, кипятит.

Фен - дует, гудит, греет.

Фотоаппарат - фотографирует, щелкает, ослепляет.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1. Отхлопай слово: фен, миксер, пылесос, телевизор, утюг, холодильник и т.д.

2. Пропой гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.

3. Отхлапывание ритмического рисунка:

//-//                   --//--       -//-      

- хлопаем

/ топаем

«____» - « ___»  _ ________  20_______ г.

Лексическая направленность: Космос

Дети должны усвоить: представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов, о значении труда взрослых.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

 «Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,  

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для языка «Ракета»   Рот широко открыт, показать «острый» язык, удержать под счёт от 1 до 10.

«Космонавт светит фонариком»   Улыбнуться, водить острым языком от одного уголка рта к другому.

Упражнение для языка и нижней челюсти

«Люк открыть - закрыть»   Присосать широкий язык к нёбу – «грибочек», открыть – закрыть рот, повторить 5 раз.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Посчитай" на согласование числительных с существительным: один космонавт, два космонавта, 3…, 4…, 5 космонавтов (ракета, космический корабль, скафандр, планета, звезда).

"Один - много" на употребление мн. числа существительных.( космонавт – космонавты, ракета - ракеты. И так далее.)

«Подбери признак»: космонавт (какой?) — храбрый, смелый, сильный....

«Скажи наоборот» на подбор слов с противоположным значением (антонимов). Например: далёкий — близкий

большой — ... , улетать — ..., высокий — ...,  взлетать — ..., тёмный — …, подниматься — ...

Связная речь.

Беседа «День космонавтики».

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1)  Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Лу-на, Зем-ля, звёз-ды, ра-ке-та, ко-ме-та, кос-мос, кос-мо-навт».

2)   «Хлопни – топни».  Если в слове услышишь [A]  хлопни, если   [У] топни.

Утро, ракета, улей, лук, палка, пульт, лапа, ананас, луна.

Материал для чтения

Ткаченко А. Летающие звезды.  Сказка «Звездочка Алида»

Автор: Ирис Ревю.

«____» - « ___»  _ ________  20_______ г.

Лексическая направленность: Человек и части тела.

Дети должны усвоить: иметь представление о строении тела человека

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

«Игра «Право – лево».

Поднимите вверх правую руку.

Поднимите вверх левую руку.

Дотроньтесь правой рукой до носа.

Дотроньтесь левой рукой до носа.

Покажите правой рукой правое ухо.

Покажите левой рукой левое ухо.

Покажите левой рукой правое ухо и т

Развитие артикуляционной моторики

« Окошко», «Чистим зубки»,  

« Лошадка»,  «Орешек»,

«Горка».

Развитие лексико-грамматического строя.

1. Упр. «Чем мы»:

Смотрим -глазами, слушаем - ..., хлопаем - .., едим -..., нюхаем - .., жуем - .., ходим - ..

2. Закончи предложение одним и тем же словом «уши» в нужной форме.

У человека есть уши.                                      У рыбы нет ...

На морозе (ушам) холодно.                                 Я грею свои...

Некоторые умеют  шевелить (ушами).              У кошки есть...

3. Назови большой и маленький

Зуб -зубик -зубище,

глаз- .., нога - .., голова -.., голос - .., рука -...

Связная речь.

Объясни загадки:

Всю жизнь ходят наперегонки,

А обогнать руг друга не могут (ноги)

Когда едим - они работают,

Когда не едим  -отдыхают (зубы)

Два братца

Через дорогу живут,

Друг друга не видят. (глаза)

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1. Раздели на слоги: голова, нос, рука, нога, живот, спина и т.д.

2. Повтори цепочку слогов:

Да-да-та;             та-да-та;               га-ка га;

Ка-ка-га;              ба-ба-па;             па-па-ба.

Материал для чтения

М. Ефремов «Тело человека», Р. Коренек «Мишка».

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Правила дорожного движения

Дети должны усвоить: представления об окружающем, формирование знаний о правилах дорожного движения.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики

Мелкая моторика «Правила»

Шагают пальцами  по поверхности стола

Загибают поочередно  пальцы на обеих руках

Дорожных правил очень много:

Раз - Внимание дорога!

Два  - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

Развитие артикуляционной моторики

«Окошко», «Качели», «Чистим зубки», «Вкусное варенье»,

«Лошадка», «Маляр», «Горка».

Развитие лексико-грамматического строя.

1. «Назови ласково»

Улица — улочка,

 город, магазин, мост , двор , адрес , светофор, переход, жезл, машина.

2. Сосчитай до пяти.

один пешеход - два пешехода, и т.д.

один автобус - ...

один перекрѐсток - ...

один велосипед - ...

один светофор - ...

3. Закончи предложение.

Переходя улицу нужно сначала посмотреть ...(налево), затем ...(направо).

Пешеходный переход может быть ...( наземным и подземным).

Улицу можно переходить только на ...(зелѐный сигнал светофора).

Тротуар - это дорога для ...(пешеходов).

Проезжая часть - это дорога для ...(транспорта).

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1. Раздели на слоги: машина, пешеход, светофор, дорога, авария, улица, город, жезл, знак, водитель.

2.  2. Повтори цепочку слогов:

Да-да-та;             та-да-та;               га-ка га;

Ка-ка-га;              ба-ба-па;             па-па-ба.

Связная речь.

Составление рассказа по сюжетной картине.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: День Победы

Дети должны усвоить: представления о Великой отечественной войне, о защитниках Родины.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мелкая моторика

«Защитники Отечества»

Не допустят к нам войну,

Обе ладони от себя.

Защитят свою страну:

Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.

Пограничник, вертолётчик,

Врач военный и танкист,

А ещё – десантник, лётчик,

снайпер и артиллерист.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для языка

«Автомат»     Стучать языком по верхним зубам: «Д-д-д …»

«Пулемёт строчит» Стучать языком по верхним зубам: «Т-т, т-т-т»

«Самолёт – штурмовик»  Тянуть звук [у]: громко – тише  – тихо

Развитие лексико-грамматического строя.

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)

«Кто лишний».

Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.

Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.

Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.

«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.

 «Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»

«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.

Связная речь.

Беседа о Великой Отечественной войне. Значимость праздника «День Победы».

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

Разделите слова на части: «Ме-даль, бой,  ор-ден, ге-рой, вой-на, наг-ра-да, ве-те-ран, бо-ец, по-бе-да, сол-дат, па-рад».

Хлопни в ладоши если услышишь звук [ A ]: медаль, автомат, лента, гвоздика, самалет, парад, офицер, бой, орден, победа.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность: Насекомые и пауки.

Дети должны усвоить: представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

 «Я шагаю по лужайке»        Движения по тексту.

Я шагаю по лужайке —

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик —     загибаем ральчики

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем.          

       

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ

«Комарик – жук»                   Произносить попеременно звуки [з] – [ж].

Упражнение для языка          Зубы «заборчиком», между зубами проталкивать                              

«Червяк лезет через щель»        вперед язык.

Развитие лексико-грамматического строя.

«Угадай, кто?»  Порхает (кто?), жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает.

«Что делает, что делают?»  Бабочка порхает, а бабочки... (Порхают.) (Пчела мёд собирает, оса жалит, жук жужжит, комар звенит, муха в дом залетает, кузнечик прыгает, паук паутину ткёт, муравей муравейник строит.)

«Сосчитай 1-5».  (Комар, кузнечик, паук, бабочка, муха, муравей.)

«Назови ласково». Комар — комарик. (Стрекоза, пчела, жук, муравей, паук.)

«Подбери признак». Бабочка (какая?) — красивая, разноцветная, … (Комар, муравьи, муха, пчела.)

«Подбери действие». Жук – летит, жужжит, … (Бабочка, гусеница, кузнечик.)

«Закончи предложение».

Оса, муха, пчела – это …

Муравьи строят … гусеница превращается потом в …

Связная речь.

Составление описательного рассказа о насекомых по картинке.

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

 1)   Разделить слова на слоги: «Жук, клещ, шмель, му-ха, пче-ла, о-са, ко-мар, мош-ка,  му-ра-вей, ба-боч-ка, куз-не-чик, стре-ко-за, са-ран-ча, у-лит-ка».

2) Хлопни в ладоши если услышишь звук [O]: комар, муха, стрекоза, жук, шмель, оса, муравей, бабочка.

«____» - « ____»  _________  20_______ г.

Лексическая направленность:ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН И  ИХ ДЕТЁНЫШИ.

Дети должны усвоить: Закрепление и расширение представлений о  животных, их внешнем виде, строении тела, питании.

Направление работы

Групповые задания

Развитие общей и мелкой моторики.

Мы по кругу все пойдём          Взявшись за руки, идут по кругу.

И  животных назовём:

Пантера, слон, леопард,    Руки на поясе, на первое слово садятся, на                     следующее встают и т.д.

Лев, крокодил, гепард,

Жираф, обезьяна, джейран –

Это животные жарких стран!    Стоя на месте, хлопают в ладоши 4 раза.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ и нижней челюсти

«Бегемот»   Широко открыть рот, подержать под счёт от 1 до Упражнение для щёк

«Обезьянки прячут банан»  Надувать по очереди правую и левую щёки.

Упражнения для губ и языка

«Слонёнок показывает хобот»

Вытянуть губы вперёд, подержать под счёт от 1 до 10.

Развитие лексико-грамматического строя.

1. Назовите всю семью:  «Слон – слониха – слонёнок; Тигр, Лев, жираф и т.д.

2. «Хищные – травоядные». Если  названо хищное животное – хлопнуть в ладоши, а если травоядное – топнуть ногой: «Слон, тигр, пантера, зебра, лев, кенгуру, гепард, жираф, обезьяна, бегемот, крокодил, антилопа».

3.

Связная речь.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов по лексической теме, рассматривание иллюстраций.

Составление рассказа – сравнения  «Слон и тигр», «Жираф и бегемот».

Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез.

1. Поделите слова на части:  «Слон (1), тигр (1), пан-те-ра (3), лев (1), кро-ко-дил (3), кен-гу-ру (3), ге-пард (2), жи-раф (2), зеб-ра (2), о-бе-зья-на (4), ан-ти-ло-па (4); бе-ге-мот (3)».

2. . Веселые задачи – развитие слухового внимания, математических представлений.

Принесла слону обезьяна два банана.                

Вот обрадовала подарком Великана.                  

Был один банан у него – посмотрите.                  

Теперь сколько стало всего – подскажите                                    

В. Волина

Материал для чтения

С.Маршак. Детки в клетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя средней группы

Педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии Характеристика детей со стёртой формой дизартрии при разных логопедических заключениях.Рекомендации  по проведению артикуляцио...

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С ОНР

РАЗДЕЛРАБОТЫОбщие речевые навыкиОбщая моторика. Речь с движениемМелкая моторикаЗрительное и слуховое вниманиеЛексика, связная речь, грамматика.Звуко-произношениеРабота над слоговой структурой сл...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности....

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В методической разработке представлен опыт  по организации взаимодействаия учителя-логопеда и воспитателя в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Понедельное тематическое планиров...

тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР

тетрадь взаимосвязи  учителя-логопеда  и воспитателей старшей группы  для детей  сТНР...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями средней группы ( I полугодие)

В тетради взаимосвязи представлены упражнения для выполняния с детьми средней группы с сентября по декабрь включительно...