Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Корнюхина Анна Владимировна

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда

и воспитателя группы компенсирующей направленности

«_________________»

20__-20__ учебный год

                     Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:_сентябрь____

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Лиственные деревья, грибы».

Тема: «Хлеб – наше богатство».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

                 

Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:_октябрь_____

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Осень. Осенняя одежда и обувь».

Тема: «Лес. Хвойные деревья».

Тема: «Звери наших лесов».

Тема: «Осень. Перелетные птицы».

Тема: «Растения Кубани».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

                    Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:  ноябрь______

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Наша пища.Посуда.».

Тема: «Домашние животные».

Тема: «Домашние птицы».

Тема: «Я и моя семья».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

                     Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:_ декабрь_____

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Тема: «Как звери зимуют».

Тема: «Вещи рукотворного мира».

Тема: «Новый год в разных странах».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

                 

Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:   январь_____

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Народная игрушка. Игрушки».

Тема: «Зимние забавы».

Тема: «Наше тело и уход за ним».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:_ февраль____

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Профессии. Орудия труда».

Тема: «День защитника Отечества.

Военные профессии».

Тема: «Ткани и другие материалы. Одежда. Гардероб».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:_ март______

п/п

Ф.И. ребенка

Тема:«8 Марта. Женские профессии».

Тема: «Мой дом. Мебель».

Тема: «Мой город. Моя улица».

Тема: «Библиотека».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:__апрель_____

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «По следам весны».

Тема: «Этот загадочный космос».

Тема: «Животные холодных стран».

Тема: «Животные жарких стран».

Тема: «Лес-наше богатство. Цветы, насекомые».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.

Лист учета усвоения программного

 материала по лексическим темам.

Месяц:_ май______

п/п

Ф.И. ребенка

Тема: «Мир на всей планете (неделя добра)».

Тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы.

 Животный мир морей и океанов».

Тема: «Школа. Школьные принадлежности».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Условные обозначения:

У – усвоил материал;

Ч – усвоил частично;

Н – материал не усвоил.

О – отсутствовал.



Предварительный просмотр:

                                                     

                         

                 

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ, имеющего статус «ребенок-инвалид».


Индивидуальная программа реабилитации ребенка(ИПРР):

Ф.И.О. ребенка: 

Дата рождения:

Социальный статус ребенка: «ребенок-инвалид».

Характеристика семьи: неполная, материально обеспеченная.

Проживает совместно: с мамой и старшим братом.

Микроклимат семьи: благоприятный.

Состояние здоровья ребенка (группа здоровья): V группа.

Перенесенные заболевания:

Режим дня: щадящий.

Питание: общий стол.

Коллегиальное заключение (ПМПК): по результатам комплексного ПМП обследования установлен статус ребенка с ОВЗ. Тотальное недоразвитие (тормозимоинертный тип). Системное нарушение речи (тяжелой степени).

Рекомендации (ПМПК): Занятия с учителем-дефектологом по развитию ВПФ. Занятия с учителем-логопедом по преодолению системного нарушения речи тяжелой степени. Наблюдение и лечение у врача-психиатра по м/ж.

Образовательный маршрут (ПМПК): Воспитание и обучение в образовательной организации по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью.

Цель (ИПРР-индивидуальной программы реабилитации ребенка)-

по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой:

§ формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;

§ учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

§ деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;

§ единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

§ развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;

§ включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;

§ расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;

§ формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;

§ реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;

§ определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка.

Задачи учителя-логопеда по (ИПРР-индивидуальной программе реабилитации ребенка)- (Е. А. Екжанова, Е. А.Стребелева:

§ обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;

§ защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;

§ сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;

§ обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов

коррекционно-педагогического воздействия;

§ обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;

§ обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;

§ разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.

Количество логопедических занятий в неделю: 3 занятия.

Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____

Ожидаемый результат (второй год)-

Ребенок должен научиться:

§ эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими родственниками, знакомыми детьми и взрослыми;

§ здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу;

§ называть свое имя и фамилию;

§ называть имена некоторых сверстников по группе и друзей по месту жительства;

§ называть воспитателей по имени и отчеству;

§ идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик);

§ выражать словом свои основные потребности и желания;

§ выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, действовать совком или лопаткой, возить машину, нагружать в машину кубики, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, проводить линии карандашом, мелом, краской, фломастером;

§ адекватно вести себя в привычных ситуациях.

Участники коррекционно-педагогической работы по (ИПРР-индивидуальной программы реабилитации ребенка)): воспитатели, учитель-логопед, физ.инструктор, муз. руководитель, мед.сестра.

Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.

Срок реализации (ИПРР): 1 год.

График посещения детского сада ребенком: ребенок посещает общеобразовательную старшую группу «________» МБДОУ д/с №____, дни посещения:         понедельник – пятница – 7.30 – 18.00,  с организацией питания.

Родитель:_______________________________________________________

Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

Личностные:

Негативная отношение к себе: самооценка, самопринятие.

Несформированность представлений о себе, образе Я.

Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности.

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми.  

Отсутствие самооценки.

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными (процесс восприятия).

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Нарушение самооценки, неумение общаться.

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками  

Недостаточное развитие мыслительных операций.

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи

Несформированность процессов произвольного внимания.

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией.

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели.

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.

Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

 в течение года

Причины трудностей

Личностные:

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Диагностика развития ребенка.

     Цель коррекционно-педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления примерной оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИПРР) и прогнозирования конечного результата.

Физическое развитие:                    

Не сформировано овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность, замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Ребенок имеет крайне низкую двигательную активность. У ребенка неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка; передвигается семенящим шагом, с опущенной головой и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены. Бегает на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол, раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. При перемещении в пространстве не умеет удерживать дистанцию относительно других людей и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям.

В результате несформированности самоконтроля ребенок не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждается в поддержке взрослого.

У ребенка слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладоней и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук, что затрудняет процесс овладения всех видов деятельности.

Речевое развитие:

Ребенок произносит некоторые гласные звуки-лепет почти не структурируется, в нем едва просматриваются ритмические структуры (серии слогов, организованные по принципу повторности и чередования). Но главное – почти отсутствует ответный лепет, то есть лепет в ответ на обращение взрослого. Слова малочисленны и замедленны, затрудненны. Словарный запас-ниже обихода. У ребенка снижена речевая активность и понимание речевых оборотов. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Ребенок выполняет какие – либо действия, контактируют с окружающими и играет, как правило, молча. Он иногда сопровождает свои действия речью и лишь иногда произносит отдельные слова фиксирующего характера.

Для развития речи характерны следующие особенности:

Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха. Замедленный темп артикулирования.

Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи. Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.

Особенности развития познавательных процессов:

Память: 

Мальчик не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого малоэффективна.

Внимание:

 Внимание низкое. Мальчик не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, низкий уровень произвольности внимания.

Восприятие:

При восприятии различает знакомых и незнакомых людей. Но ребенку требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых.  Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.  Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.

Мышление:

 У ребенка операции обобщения на элементарном уровне. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.

Заключение ПМПК:

по результатам комплексного ПМП обследования установлен статус ребенка с ОВЗ. Тотальное недоразвитие (тормозимоинертный тип). Системное нарушение речи (тяжелой степени).

 

 Обоснованность (ИПРР) по ФГОС в д/с:                                 

индивидуальный образовательный маршрут (ИПРР) в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377).

Цель (ИПРР) в д/с:
-создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

-максимальная социальная и образовательная адаптация ребенка с ОВЗ, (в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») в МДОУ д/с № ___.

Задачи ПМПк сопровождения по (ИПРР) в д/с:

     Основная задача при проведении коррекционной работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи сопровождения таковы:

1) выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») (по  результатам заключения ПМПК; видов, причины трудностей (педагогическая симптоматика); диагностики развития ребенка специалистами;

2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид»)- (коррекционная-развивающая работа) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК));
3) возможность освоения ребенка с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») (ИПРР для детей с умственной отсталостью) и интеграции его ЗУН в образовательном учреждении д/с № ___.

Направления и содержание коррекционно-развивающей работы ребенка ( по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) в МБДОУ д/с № 31:

   

        Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

      В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

     В связи с тем, что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой новый жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.

    При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

§ эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;

§ правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

§ подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

Блоки ИПРР учителя-логопеда в МБДОУ д/с:

- диагностическая работа (диагностический блок)-выявление особых потребностей в адаптации к освоению ИПРР дошкольного образования, проведение логопедического обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционно-развивающей помощи;

- коррекционно-развивающая работа (коррекционно-развивающий блок)- оказание своевременной помощи в освоении содержания и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка;

-консультативная работа (социально-педагогический блок)-непрерывность специального сопровождения специалистов, работающих с ребенком и его родителями (мамой) по вопросам реализации, реабилитации дифференцированных коррекционно-развивающих условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации;

-информационно-просветительская работа (информационно-просветительский блок)-разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса ребенка со специалистами, родителями (мамой).

Примерное расписание непосредственной образовательной деятельности с ребенком с умственной отсталостью.

Дни недели

Виды образовательной деятельности

Специалисты

Понедельник

1.Ознакомление с окружающим миром

9.00-9.20

2. Физическая культура

10.05-10.30

3. Рисование

15.45-16.10

Воспитатель

Физ.инструктор

Инд. работа по развитию речи

Учитель-логопед

Вторник

Речевое развитие (развитие речи)

Воспитатель

1. ФЭМП              

9.00-9.20

2. Музыка

9.50-10.15

Муз. руководитель

Среда

1. Развитие речи

9.00-9.20

2. Музыка

9.35-10.00    

Воспитатель

Муз.руководитель

Четверг

1. Развитие речи

9.00-9.25

2. Рисование

9.35-9.55

3. Физическая культура на воздухе

15.45-16.10

Воспитатель

Физ. инструктор

Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)

9.30-9.50

Воспитатель

Инд. работа по развитию речи

Учитель-логопед

Пятница

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

9.00-9.20

Воспитатель

Физическое развитие      (физическая культура)              

9.45-10.05

Физ. инструктор

Инд. работа по развитию речи

Учитель-логопед

Диагностический блок.

       В диагностическом блоке (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой)  ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Диагностический блок направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня развития ребенка.

Реализация этого блока обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк):

образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе старшего воспитателя, учителя-логопеда, медицинской сестры, присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя).

В задачи консилиума входят:

изучение состояния здоровья ребенка (медицинское-по представленным документам), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение.

Логопедическое обследование ведется систематически:

 в сентябре, когда ребенок начинает учебный год и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистом дошкольного образовательного учреждения.

 Учитель-логопед и каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

      Логопедическим итогом и итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется примерный прогноз развития ребенка, выявляются трудности при освоении ИПРР, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная программа реабилитации ребенка по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.

     Старший воспитатель ДОУ координирует взаимодействие всех специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.

        Система мероприятий по обследованию и диагностике развития, представленная в таблице, позволяет изучить уровень актуального развития ребёнка с ОВЗ, в том числе и ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид», определить перспективы развития ребёнка.

Изучение ребёнка

Содержание работы

Где и кем выполняется работа.

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья:

изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние ребёнка; изменения в физическом состоянии (рост, вес и т.д.), нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипичные и навязчивые движения); утомляемость.

медицинский работник, учитель- логопед

воспитатель.

Наблюдения на занятиях, в игровой деятельности, прогулках и т.д.

Беседы с родителями, анкетирование.

Логопедическое

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь.

Учитель-логопед.

Наблюдение за речью ребёнка на занятии и в свободной деятельности. Обследование речи ребёнка.

Педагогическое

Выявление определенных умений и навыков ребенка (педагогических); определение музыкальных способностей и умений; определение физических способностей и умений.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФК

Условия эффективности логопедического воздействия.

     Успешное преодоление нарушений речевого развития (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой)   возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (старшего воспитателя, учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора физ. культуры, медицинской сестры);

2. установление тесной связи учителя-логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт учителя-логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны учителя-логопеда и сотрудников детского сада;

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

6. разработка индивидуальных программ работы с ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

     Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности;

учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.

   Учитель-логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

§ работа над пониманием обращенной речи;

§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

§ развитие чувства ритма;

§ развитие дыхания и голоса;

§ совершенствование произносительной стороны речи;

§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

     Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

Коррекционно-развивающий блок.

   Коррекционный блок задач (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой)   направлен, во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанника детского сада вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка)*, которые служат средством для становления у него целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

    Основываясь на результаты ПМПК, логопедической диагностики учителя-логопеда ДОУ и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный блок обеспечивает логопеду выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и речевом развитии.

    Коррекционно-развивающий блок учителя-логопеда включает:

-реализацию коррекционно-развивающего процесса ребенка с ОВЗ, в том числе имеющего статус «ребенок-инвалид», с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ, в том числе имеющего статус «ребенок-инвалид», коррекционной программы, методики, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных коррекционно-

развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом развитии;

-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции.

Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (учитель- логопед, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, медицинская сестра, воспитатель) при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной организованно-образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи, позволяющие скорректировать основные взаимодополняемые этапы:

Основные этапы коррекции, осуществляемые специалистами.

Виды трудностей

Направления работы

Содержание работы

Ответственные

Ребенок, имеющий статус «ребенок-инвалид»

Диагностическая

Профилактическая

Просветительская

Коррекционно-развивающая

Консультативная

Наблюдение, диагностика ВПФ, речевых нарушений

Беседы, консультации

Инд. консультирование педагогов и родителей

Создание инд. планов и индивидуальной программы реабилитации ребенка, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Аналитический учет работы

Инд. консультирование педагогов и родителей

Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность)

Участие в ПМПк.

Учитель-логопед

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, мед. сестра

Основные этапы логопедической коррекции, осуществляемые

 учителем–логопедом.

     Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии. Коррекционная работа направлена на развитие мимической мускулатуры ребенка, артикуляционных движений, звуковой стороны речи, мелкой моторики, речевого дыхания, развитие ВПФ. Осуществляются предпосылки к постановке звуков. Важной задачей становится: расширение словарного запаса, развитие способности к рассказыванию.

Информационно-просветительский блок.

     Организация работы специалистов (в частности, учителя-логопеда) (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные

возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.    

     Важное значение для обеспечения эффективной работы с ребенком, имеющим статус «ребенок-инвалид» в МБДОУ д/с №___ имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.  Для реализации этой задачи можно провести беседы, родительские собрания, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение года.

Коррекционно-развивающая, логопедическая работа по программе реабилитации ребенка с ОВЗ, имеющего статус «ребенок-инвалид»

 представлена в виде таблицы:

Должность

Направление работы

Содержание работы

Учитель - логопед

  • проведение диагностики речевого развития; написание речевой карты в начале, в середине и в конце года;

  • разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка;

  • консультирование родителей по использованию эффективных приёмов для работы с ребёнком в домашних условиях.
  • проводит обследование речевого развития;

  • проводит индивидуальную, коррекционную работу;

  • развивает навыки моторной функции (развивает дыхательную, мелкую моторики, мимики).

Индивидуальная программа реабилитации ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид» представлена в основных направлениях и задачах коррекционно-педагогической работы.

Условия эффективности логопедического воздействия.

     Успешное преодоление нарушений речевого развития (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой)   возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (старшего воспитателя, учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора физ. культуры, медицинской сестры);

2. установление тесной связи учителя-логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт учителя-логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны учителя-логопеда и сотрудников детского сада;

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

6. разработка индивидуальных программ работы с ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

     Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности;

учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.

   Учитель-логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

§ работа над пониманием обращенной речи;

§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

§ развитие чувства ритма;

§ развитие дыхания и голоса;

§ совершенствование произносительной стороны речи;

§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

     Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

Задачи и этапы коррекционно-логопедической работы

Этапы

Задачи коррекционно-логопедической работы

I

Расширение понимания речи. Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка? Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции. Соотносить предметы с их словесными обозначениями.

Стимулировать формирование первых форм слов.

Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно.

Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения.

Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо».

II

Расширять понимание обращенной речи.

Формировать двусловные предложения.

Осуществить постановку звуков.

III

Совершенствовать фразовую речь.

Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов.

Продолжать работу по словоизменению и словообразованию.

Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).

     Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).

     Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).

     У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:

§ механический;

§ постановка от других звуков, правильно произносимых;

§ постановка звука от артикуляционного уклада;

§ смешанный (когда используются различные способы).

     Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.

     Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

     Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

     В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.

Методы обучения

словесные

наглядные

практические

Беседа, инструкция, рассказ,

описание события и др.

Наблюдение, обследование

предметов и явлений окружающего

мира и др.

Организация детской

деятельности (дидактических

игр и пр.)

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ВОСПИТАННИКОМ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

(2 год обучения)

Содержание работы

Сроки

Обследование речи ребенка и разработка индивидуальной программы обучения.

Первые две недели

обучения, середина и конец года 

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики     пальцев рук.

В течение года

Работа по расширению понимания речи

В течение года

Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной работе

В течение года

Работа по формированию смысловой стороны слов:

1) «Что значит слово ... (посуда, пылесос, холодильник и т. д.)?»

2) Формирование умения применять слово в смысловом контексте «Закончи предложение: Помогай дома ... (маме)» и т. п.

В течение года

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:

1) Предметный словарь по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Времена года», «Домашние животные», «Дикие детеныши», «Части суток», «Семья», «Мой город», «Дни недели». Повторение. «Узнай предмет по описанию»: Круглый, красный, растет в огороде на грядке. Что это?

2) Глагольный словарь: «Кто что делает?» Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спит.

3) Словарь наречий: «Делает как? » Конь бежит ( как? ) ... (быстро). Собака лает (как? ) ... (громко).

В течение года

Формирование лексико-грамматических средств языка:

1) Множественное число существительных в именительном и родительном падежах: ухо — уши, стул — стулья, рот — рты, дом — окна, стол — столы, дерево — деревья и т. д.

2) Винительный, дательный, родительный и творительный падежи существительных

3) Предлоги: в, на, под, за (повторение); к, от, над, перед, между

4) Слова-антонимы (во фразе): Слон большой, а муха маленькая. Бабушка старая, а внучка молодая и т. д.

В течение года

Работа над слоговой структурой слов: аквариум, квартира, мотоцикл и т. д.

В течение года

Развитие навыков связной речи:

1) Работа над предложением. Составление предложений по демонстрируемым действиям

2) Составление рассказа по данному образцу

3) Составление рассказа-описания по опорным вопросам и картинке; по предмету, игрушке

В течение года

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

Тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности.

Вашему вниманию предоставляю тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности  4-5 лет, как образец,как вариант..Возможно пригодится начинающим пед...

Взаимосвязь учителя логопеда с физ. инструктором, группы компенсирующей направленности, подготовительного возраста.

Перспективное планирование учителя-логопеда с инструктором по физичесской культуре, тематическое планирование....

Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем, в компенсирующей направленности группе, подготовительного возраста.

Перспективное планироввание на учебный год работы логопеда с музкальным руководителем, в соответствии с тематичесским планом, по всем лексическим темам. Для детей подготовительного возраста, компенсир...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Журнал рабочих контактов учителя-дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности  для детей с ЗПР...

Тетрадь взаимодействия учителя - дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности

планирование работы на год по взаимодействию учителя -дефектолога с воспитателями группы ЗПР. планирование сделано согласно лексических тем....