Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тетрадь взаимосвязи. | 30.95 КБ |
Индивидуально-образовательное сопровождение ребенка с ОВЗ (ребенок-инвалид) | 69.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда
и воспитателя группы компенсирующей направленности
«_________________»
20__-20__ учебный год
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:_сентябрь____
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Лиственные деревья, грибы». | Тема: «Хлеб – наше богатство». |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:_октябрь_____
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Осень. Осенняя одежда и обувь». | Тема: «Лес. Хвойные деревья». | Тема: «Звери наших лесов». | Тема: «Осень. Перелетные птицы». | Тема: «Растения Кубани». |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц: ноябрь______
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Наша пища.Посуда.». | Тема: «Домашние животные». | Тема: «Домашние птицы». | Тема: «Я и моя семья». |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:_ декабрь_____
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Зима. Зимующие птицы». | Тема: «Как звери зимуют». | Тема: «Вещи рукотворного мира». | Тема: «Новый год в разных странах». |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц: январь_____
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Народная игрушка. Игрушки». | Тема: «Зимние забавы». | Тема: «Наше тело и уход за ним». |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:_ февраль____
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения». | Тема: «Профессии. Орудия труда». | Тема: «День защитника Отечества. Военные профессии». | Тема: «Ткани и другие материалы. Одежда. Гардероб». |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:_ март______
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема:«8 Марта. Женские профессии». | Тема: «Мой дом. Мебель». | Тема: «Мой город. Моя улица». | Тема: «Библиотека». |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:__апрель_____
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «По следам весны». | Тема: «Этот загадочный космос». | Тема: «Животные холодных стран». | Тема: «Животные жарких стран». | Тема: «Лес-наше богатство. Цветы, насекомые». |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Лист учета усвоения программного
материала по лексическим темам.
Месяц:_ май______
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тема: «Мир на всей планете (неделя добра)». | Тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов». | Тема: «Школа. Школьные принадлежности». |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 |
Условные обозначения:
У – усвоил материал;
Ч – усвоил частично;
Н – материал не усвоил.
О – отсутствовал.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ, имеющего статус «ребенок-инвалид».
Индивидуальная программа реабилитации ребенка(ИПРР):
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Социальный статус ребенка: «ребенок-инвалид».
Характеристика семьи: неполная, материально обеспеченная.
Проживает совместно: с мамой и старшим братом.
Микроклимат семьи: благоприятный.
Состояние здоровья ребенка (группа здоровья): V группа.
Перенесенные заболевания:
Режим дня: щадящий.
Питание: общий стол.
Коллегиальное заключение (ПМПК): по результатам комплексного ПМП обследования установлен статус ребенка с ОВЗ. Тотальное недоразвитие (тормозимоинертный тип). Системное нарушение речи (тяжелой степени).
Рекомендации (ПМПК): Занятия с учителем-дефектологом по развитию ВПФ. Занятия с учителем-логопедом по преодолению системного нарушения речи тяжелой степени. Наблюдение и лечение у врача-психиатра по м/ж.
Образовательный маршрут (ПМПК): Воспитание и обучение в образовательной организации по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью.
Цель (ИПРР-индивидуальной программы реабилитации ребенка)-
по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой:
§ формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
§ учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;
§ деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
§ единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
§ развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;
§ включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
§ расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
§ формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;
§ реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
§ определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка.
Задачи учителя-логопеда по (ИПРР-индивидуальной программе реабилитации ребенка)- (Е. А. Екжанова, Е. А.Стребелева:
§ обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
§ защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
§ сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
§ обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов
коррекционно-педагогического воздействия;
§ обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;
§ обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;
§ разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.
Количество логопедических занятий в неделю: 3 занятия.
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____
Ожидаемый результат (второй год)-
Ребенок должен научиться:
§ эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими родственниками, знакомыми детьми и взрослыми;
§ здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу;
§ называть свое имя и фамилию;
§ называть имена некоторых сверстников по группе и друзей по месту жительства;
§ называть воспитателей по имени и отчеству;
§ идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик);
§ выражать словом свои основные потребности и желания;
§ выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, действовать совком или лопаткой, возить машину, нагружать в машину кубики, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, проводить линии карандашом, мелом, краской, фломастером;
§ адекватно вести себя в привычных ситуациях.
Участники коррекционно-педагогической работы по (ИПРР-индивидуальной программы реабилитации ребенка)): воспитатели, учитель-логопед, физ.инструктор, муз. руководитель, мед.сестра.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Срок реализации (ИПРР): 1 год.
График посещения детского сада ребенком: ребенок посещает общеобразовательную старшую группу «________» МБДОУ д/с №____, дни посещения: понедельник – пятница – 7.30 – 18.00, с организацией питания.
Родитель:_______________________________________________________
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей |
Личностные: Негативная отношение к себе: самооценка, самопринятие. | Несформированность представлений о себе, образе Я. |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности. | |
Коммуникативные: Трудности во взаимодействии со взрослыми. | Отсутствие самооценки. |
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными (процесс восприятия). | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации. | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Нарушение самооценки, неумение общаться. |
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций. |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | |
Несформированность процессов произвольного внимания. | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией. | |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. |
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая | Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели. |
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. |
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика) в течение года | Причины трудностей | |
Личностные: | ||
Коммуникативные: | ||
Трудности во взаимодействии со сверстниками | ||
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая | ||
Диагностика развития ребенка.
Цель коррекционно-педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления примерной оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИПРР) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие:
Не сформировано овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность, замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Ребенок имеет крайне низкую двигательную активность. У ребенка неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка; передвигается семенящим шагом, с опущенной головой и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены. Бегает на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол, раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. При перемещении в пространстве не умеет удерживать дистанцию относительно других людей и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям.
В результате несформированности самоконтроля ребенок не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждается в поддержке взрослого.
У ребенка слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладоней и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук, что затрудняет процесс овладения всех видов деятельности.
Речевое развитие:
Ребенок произносит некоторые гласные звуки-лепет почти не структурируется, в нем едва просматриваются ритмические структуры (серии слогов, организованные по принципу повторности и чередования). Но главное – почти отсутствует ответный лепет, то есть лепет в ответ на обращение взрослого. Слова малочисленны и замедленны, затрудненны. Словарный запас-ниже обихода. У ребенка снижена речевая активность и понимание речевых оборотов. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Ребенок выполняет какие – либо действия, контактируют с окружающими и играет, как правило, молча. Он иногда сопровождает свои действия речью и лишь иногда произносит отдельные слова фиксирующего характера.
Для развития речи характерны следующие особенности:
Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха. Замедленный темп артикулирования.
Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи. Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.
Особенности развития познавательных процессов:
Память:
Мальчик не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого малоэффективна.
Внимание:
Внимание низкое. Мальчик не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, низкий уровень произвольности внимания.
Восприятие:
При восприятии различает знакомых и незнакомых людей. Но ребенку требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.
Мышление:
У ребенка операции обобщения на элементарном уровне. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.
Заключение ПМПК:
по результатам комплексного ПМП обследования установлен статус ребенка с ОВЗ. Тотальное недоразвитие (тормозимоинертный тип). Системное нарушение речи (тяжелой степени).
Обоснованность (ИПРР) по ФГОС в д/с:
индивидуальный образовательный маршрут (ИПРР) в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377).
Цель (ИПРР) в д/с:
-создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
-максимальная социальная и образовательная адаптация ребенка с ОВЗ, (в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») в МДОУ д/с № ___.
Задачи ПМПк сопровождения по (ИПРР) в д/с:
Основная задача при проведении коррекционной работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи сопровождения таковы:
1) выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») (по результатам заключения ПМПК; видов, причины трудностей (педагогическая симптоматика); диагностики развития ребенка специалистами;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид»)- (коррекционная-развивающая работа) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК));
3) возможность освоения ребенка с ОВЗ, в том числе имеющих статус «ребенок-инвалид») (ИПРР для детей с умственной отсталостью) и интеграции его ЗУН в образовательном учреждении д/с № ___.
Направления и содержание коррекционно-развивающей работы ребенка ( по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) в МБДОУ д/с № 31:
Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
В связи с тем, что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой новый жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.
При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:
§ эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;
§ правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
§ подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
Блоки ИПРР учителя-логопеда в МБДОУ д/с:
- диагностическая работа (диагностический блок)-выявление особых потребностей в адаптации к освоению ИПРР дошкольного образования, проведение логопедического обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционно-развивающей помощи;
- коррекционно-развивающая работа (коррекционно-развивающий блок)- оказание своевременной помощи в освоении содержания и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка;
-консультативная работа (социально-педагогический блок)-непрерывность специального сопровождения специалистов, работающих с ребенком и его родителями (мамой) по вопросам реализации, реабилитации дифференцированных коррекционно-развивающих условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации;
-информационно-просветительская работа (информационно-просветительский блок)-разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса ребенка со специалистами, родителями (мамой).
Примерное расписание непосредственной образовательной деятельности с ребенком с умственной отсталостью.
Дни недели | Виды образовательной деятельности | Специалисты |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим миром 9.00-9.20 2. Физическая культура 10.05-10.30 3. Рисование 15.45-16.10 | Воспитатель |
Физ.инструктор | ||
Инд. работа по развитию речи | Учитель-логопед | |
Вторник | Речевое развитие (развитие речи) | Воспитатель |
1. ФЭМП 9.00-9.20 2. Музыка 9.50-10.15 | Муз. руководитель | |
Среда | 1. Развитие речи 9.00-9.20 2. Музыка 9.35-10.00 | Воспитатель |
Муз.руководитель | ||
Четверг | 1. Развитие речи 9.00-9.25 2. Рисование 9.35-9.55 3. Физическая культура на воздухе 15.45-16.10 | Воспитатель |
Физ. инструктор | ||
Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация) 9.30-9.50 | Воспитатель | |
Инд. работа по развитию речи | Учитель-логопед | |
Пятница | Художественно-эстетическое развитие (рисование) 9.00-9.20 | Воспитатель |
Физическое развитие (физическая культура) 9.45-10.05 | Физ. инструктор | |
Инд. работа по развитию речи | Учитель-логопед |
Диагностический блок.
В диагностическом блоке (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Диагностический блок направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня развития ребенка.
Реализация этого блока обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк):
образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе старшего воспитателя, учителя-логопеда, медицинской сестры, присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя).
В задачи консилиума входят:
изучение состояния здоровья ребенка (медицинское-по представленным документам), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение.
Логопедическое обследование ведется систематически:
в сентябре, когда ребенок начинает учебный год и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистом дошкольного образовательного учреждения.
Учитель-логопед и каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.
Логопедическим итогом и итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется примерный прогноз развития ребенка, выявляются трудности при освоении ИПРР, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная программа реабилитации ребенка по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.
Старший воспитатель ДОУ координирует взаимодействие всех специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.
Система мероприятий по обследованию и диагностике развития, представленная в таблице, позволяет изучить уровень актуального развития ребёнка с ОВЗ, в том числе и ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид», определить перспективы развития ребёнка.
Изучение ребёнка | Содержание работы | Где и кем выполняется работа. |
Медицинское | Выявление состояния физического и психического здоровья: изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние ребёнка; изменения в физическом состоянии (рост, вес и т.д.), нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипичные и навязчивые движения); утомляемость. | медицинский работник, учитель- логопед воспитатель. Наблюдения на занятиях, в игровой деятельности, прогулках и т.д. Беседы с родителями, анкетирование. |
Логопедическое | Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь. | Учитель-логопед. Наблюдение за речью ребёнка на занятии и в свободной деятельности. Обследование речи ребёнка. |
Педагогическое | Выявление определенных умений и навыков ребенка (педагогических); определение музыкальных способностей и умений; определение физических способностей и умений. | Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по ФК |
Условия эффективности логопедического воздействия.
Успешное преодоление нарушений речевого развития (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) возможно при обеспечении выполнения следующих условий:
1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (старшего воспитателя, учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора физ. культуры, медицинской сестры);
2. установление тесной связи учителя-логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт учителя-логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны учителя-логопеда и сотрудников детского сада;
4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;
6. разработка индивидуальных программ работы с ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.
Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности;
учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.
Учитель-логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:
§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
§ работа над пониманием обращенной речи;
§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
§ развитие чувства ритма;
§ развитие дыхания и голоса;
§ совершенствование произносительной стороны речи;
§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Коррекционно-развивающий блок.
Коррекционный блок задач (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) направлен, во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанника детского сада вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка)*, которые служат средством для становления у него целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Основываясь на результаты ПМПК, логопедической диагностики учителя-логопеда ДОУ и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный блок обеспечивает логопеду выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и речевом развитии.
Коррекционно-развивающий блок учителя-логопеда включает:
-реализацию коррекционно-развивающего процесса ребенка с ОВЗ, в том числе имеющего статус «ребенок-инвалид», с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ, в том числе имеющего статус «ребенок-инвалид», коррекционной программы, методики, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организацию и проведение индивидуальных коррекционно-
развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом развитии;
-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции.
Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (учитель- логопед, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, медицинская сестра, воспитатель) при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной организованно-образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи, позволяющие скорректировать основные взаимодополняемые этапы:
Основные этапы коррекции, осуществляемые специалистами.
Виды трудностей | Направления работы | Содержание работы | Ответственные |
Ребенок, имеющий статус «ребенок-инвалид» | Диагностическая Профилактическая Просветительская Коррекционно-развивающая Консультативная | Наблюдение, диагностика ВПФ, речевых нарушений Беседы, консультации Инд. консультирование педагогов и родителей Создание инд. планов и индивидуальной программы реабилитации ребенка, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия Аналитический учет работы Инд. консультирование педагогов и родителей Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность) Участие в ПМПк. | Учитель-логопед Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед Воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, мед. сестра |
Основные этапы логопедической коррекции, осуществляемые
учителем–логопедом.
Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии. Коррекционная работа направлена на развитие мимической мускулатуры ребенка, артикуляционных движений, звуковой стороны речи, мелкой моторики, речевого дыхания, развитие ВПФ. Осуществляются предпосылки к постановке звуков. Важной задачей становится: расширение словарного запаса, развитие способности к рассказыванию.
Информационно-просветительский блок.
Организация работы специалистов (в частности, учителя-логопеда) (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные
возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.
Важное значение для обеспечения эффективной работы с ребенком, имеющим статус «ребенок-инвалид» в МБДОУ д/с №___ имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Для реализации этой задачи можно провести беседы, родительские собрания, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение года.
Коррекционно-развивающая, логопедическая работа по программе реабилитации ребенка с ОВЗ, имеющего статус «ребенок-инвалид»
представлена в виде таблицы:
Должность | Направление работы | Содержание работы |
Учитель - логопед |
|
|
Индивидуальная программа реабилитации ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид» представлена в основных направлениях и задачах коррекционно-педагогической работы.
Условия эффективности логопедического воздействия.
Успешное преодоление нарушений речевого развития (по Е. А. Екжановой, Е. А.Стребелевой) возможно при обеспечении выполнения следующих условий:
1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (старшего воспитателя, учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора физ. культуры, медицинской сестры);
2. установление тесной связи учителя-логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт учителя-логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны учителя-логопеда и сотрудников детского сада;
4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;
6. разработка индивидуальных программ работы с ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.
Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности;
учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.
Учитель-логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:
§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
§ работа над пониманием обращенной речи;
§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
§ развитие чувства ритма;
§ развитие дыхания и голоса;
§ совершенствование произносительной стороны речи;
§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Задачи и этапы коррекционно-логопедической работы
Этапы | Задачи коррекционно-логопедической работы |
I | Расширение понимания речи. Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка? Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции. Соотносить предметы с их словесными обозначениями. Стимулировать формирование первых форм слов. Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно. Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения. Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо». |
II | Расширять понимание обращенной речи. Формировать двусловные предложения. Осуществить постановку звуков. |
III | Совершенствовать фразовую речь. Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов. Продолжать работу по словоизменению и словообразованию. Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков). |
Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).
Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).
У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:
§ механический;
§ постановка от других звуков, правильно произносимых;
§ постановка звука от артикуляционного уклада;
§ смешанный (когда используются различные способы).
Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.
Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.
Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.
В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.
Методы обучения | ||
словесные | наглядные | практические |
Беседа, инструкция, рассказ, описание события и др. | Наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира и др. | Организация детской деятельности (дидактических игр и пр.) |
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ВОСПИТАННИКОМ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
(2 год обучения)
Содержание работы | Сроки |
Обследование речи ребенка и разработка индивидуальной программы обучения. | Первые две недели обучения, середина и конец года |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук. | В течение года |
Работа по расширению понимания речи | В течение года |
Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной работе | В течение года |
Работа по формированию смысловой стороны слов: 1) «Что значит слово ... (посуда, пылесос, холодильник и т. д.)?» 2) Формирование умения применять слово в смысловом контексте «Закончи предложение: Помогай дома ... (маме)» и т. п. | В течение года |
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря: 1) Предметный словарь по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Времена года», «Домашние животные», «Дикие детеныши», «Части суток», «Семья», «Мой город», «Дни недели». Повторение. «Узнай предмет по описанию»: Круглый, красный, растет в огороде на грядке. Что это? 2) Глагольный словарь: «Кто что делает?» Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спит. 3) Словарь наречий: «Делает как? » Конь бежит ( как? ) ... (быстро). Собака лает (как? ) ... (громко). | В течение года |
Формирование лексико-грамматических средств языка: 1) Множественное число существительных в именительном и родительном падежах: ухо — уши, стул — стулья, рот — рты, дом — окна, стол — столы, дерево — деревья и т. д. 2) Винительный, дательный, родительный и творительный падежи существительных 3) Предлоги: в, на, под, за (повторение); к, от, над, перед, между 4) Слова-антонимы (во фразе): Слон большой, а муха маленькая. Бабушка старая, а внучка молодая и т. д. | В течение года |
Работа над слоговой структурой слов: аквариум, квартира, мотоцикл и т. д. | В течение года |
Развитие навыков связной речи: 1) Работа над предложением. Составление предложений по демонстрируемым действиям 2) Составление рассказа по данному образцу 3) Составление рассказа-описания по опорным вопросам и картинке; по предмету, игрушке | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...
Тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности.
Вашему вниманию предоставляю тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности 4-5 лет, как образец,как вариант..Возможно пригодится начинающим пед...
Взаимосвязь учителя логопеда с физ. инструктором, группы компенсирующей направленности, подготовительного возраста.
Перспективное планирование учителя-логопеда с инструктором по физичесской культуре, тематическое планирование....
Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем, в компенсирующей направленности группе, подготовительного возраста.
Перспективное планироввание на учебный год работы логопеда с музкальным руководителем, в соответствии с тематичесским планом, по всем лексическим темам. Для детей подготовительного возраста, компенсир...
Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...
Взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Журнал рабочих контактов учителя-дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Тетрадь взаимодействия учителя - дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности
планирование работы на год по взаимодействию учителя -дефектолога с воспитателями группы ЗПР. планирование сделано согласно лексических тем....