РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (составлена в соответствии с ФАОП ДОУ) на 2024-2025 учебный год
рабочая программа по логопедии

Зайцева Дарья Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

(составлена в соответствии с ФАОП ДОУ)

на 2024 -2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zaytseva_d.s._2024g.docx144.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка » города Смоленска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

(составлена в соответствии с ФАОП ДОУ)

на 2024 -2025 учебный год

Учитель-логопед:

Зайцева Д.С.

Содержание

I.        Целевой раздел программы……………………………………………..

1.1        Пояснительная записка………………………………………………….

1.2        Цели и задачи программы……………………………………………....

1.3. Принципы программы……………………………………………………..

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников……………

1.5. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры……………………………………………………………………….

II.        Содержательный раздел программы……………………………………

2.1. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы……..

2.2. Календарно – тематическое планирование……………………………....

2.3.        Система педагогической диагностики (мониторинг) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования………………………………………………….......

2.4. Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими)………..

2.5. Взаимодействие с педагогами ДОУ………………………………………

III. Организационный раздел……………………………………………….......

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении………………………………………………………………………

3.2.        Комплектование группы………………………………………………....

3.3. Оснащение коррекционного процесса учебно-методическими материалами……………………………………………………………………..

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………….....    

  1. Целевой раздел программы
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для коррекции, обучения и воспитания детей, имеющих ТНР старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и разработана на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка». Является нормативным  документом, характеризующим систему организации образовательной и коррекционно - развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного учреждения.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и отвечает требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО).

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
  • Приказ Министерства Просвещения от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи» 28.12.2020;
  • Постановление Главного государственного санитарного Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
  • «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка»
  • Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка»
  • АОП ТНР МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка»

Рабочая программа включает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда рассчитана на 2 учебных года и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР), зачисленных по результатам обследования (ППк) и решением ПМПК на логопедические занятия.

  1. Цели и задачи программы.

Цель  программы  –  сформировать  полноценную  фонетическую  систему  языка,  развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать  слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Задачи программы:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых  нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;        
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
  • расширение и активизация словаря;
  • воспитание  связной, грамматически  правильно оформленной речи.
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • комплексное сопровождение в условиях образовательного процесса.
  • оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с нарушением.
  • осуществить преемственность в работе с сотрудниками ДОУ и специалистами ПМПК, специалистами детской поликлиники.

1.3. Принципы программы.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип раннего воздействия на речевую деятельность ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • принцип развития речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
  • принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет (включительно)

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика детей с ТНР и СНР

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.  

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ТНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по  артикуляции.

1.5. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • проявляет ответственность за начатое дело.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

  1. Содержательный раздел программы.

2.1. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.

Так как для обучения зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи, тяжелое нарушение речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи.

- Коррекция звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

- Развитие фонематического восприятия.

-Совершенствование слоговой структуры слов.

- Коррекция звукопроизношения.

Общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи.

-Пополнение словаря.

-Совершенствование грамматического строя.

-Совершенствование связной речи.

-Развитие фонематического восприятия.

-Совершенствование слоговой структуры слов.

- Коррекция звукопроизношения.

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи, общем недоразвитии речи, системном недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный – 4-12 занятий;

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

II.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

1.Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков.

  3. Дифференциация.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 3-4 занятия.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): словоизменение, согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): пересказ, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ по сюжетной картине.

        Преодоление недостатков «вторичных» нарушений в развитии, совершенствование неречевых психических процессов (устойчивости внимания, способности к запоминанию, способности к переключению, развитию логического мышления и т. п.).

2.2. Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематический план коррекционной работы на учебный год в старшей  группе (5-6 лет) для воспитанников с ОНР, СНР

Неделя

Лексическая тема

Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.


1-2


Детский сад

Сентябрь
Логопедическое обследование.

3

Овощи

Развитие общего внимания и понимания речи.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4

Фрукты

Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий.

Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, наст. времени (она взяла, он взял).

1

Осень

Октябрь

Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу.

Заучивание простого текста из 3 предложений.

2

Деревья и кусты

Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени.

Составление 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение».

3

Семья

Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (сестра – сестер).

Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке.

4

Одежда

Усвоение рода имен сущ. Подбор к им. сущ. притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои) и их согласование в роде и числе.

Составление предложений по вопросам и объединение их в короткий рассказ.

2

Обувь

Ноябрь

Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р. п., ед. и мн. числа.

Пересказ короткого текста.

3

Я -

человек

Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий.

Составление рассказа по картинке или серии картин.

4

Мебель

Употребление и дифференциация предлогов –НА-, –В–, -  ПОД – и составление предложений с ними.

Составление предложений по картинке и объединение их в короткий рассказ.

  1

    Посуда

Декабрь

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к материалу изготовления (деревянный, металлический).

Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч. (значение орудийности).

Составление рассказа-описания.

2

Продукты

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже.

Распространение предложений определениями.

Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке.

3

Зима.

Новый год

Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений.

Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.

Заучивание короткого рассказа.

2

Зимующие птицы

Январь

Практическое усвоение предлогов –За-, -В-, -На-, -Под-.

Практическое усвоение словоизменения и словообразования Р. п. и Т.п. сущ., ед. и мн. ч.

Работа над пониманием текста с усложненной ситуацией.

3

Домашние птицы

Усвоение предлогов –К-, -От- и их дифференциация в речи.

Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д. п., ед. ч. и согласование их с глаголами (дать кому? Чему?).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4

Домашние животные и их детеныши

Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных.

Обучение постановке вопросов Чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам.

Составление рассказа-описания (или по серии сюжетных картин).

1

Дикие звери наших лесов

Февраль

Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами -Из-, -Через-, -От-.

Согласование существительных с глаголами.

Составление описания-загадки о животном с использованием прилагательных.

2

Животные жарких стран

Закрепление правильного употребления в речи существительных Р. п., мн. ч. (зверь – зверей, лев – львов).

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед. ч., наст. вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу).

Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов.

3

Наша армия

Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже.

Составление предложений по опорным словам.

Обучение пересказу прочитанного текста.

4

Транспорт

Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов-Из-за,-Через-

Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

Мамин день

Март

Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов.

Усвоение  конструкций Д. п. без предлогов  и  с  предлогом -К-.

Составление рассказа-описания (по фотографии).

2

Ранняя весна

Образование родственных слов.

Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.

Составление рассказа по серии картин.

3

Наш город

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше).

Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями.

Составление рассказа по картинке или по плану логопеда.

1

Наша Родина

Апрель

Практическое усвоение слов-синонимов.

Составление рассказа по картинке.

Закрепление навыка пересказа прочитанного текста

2

Космос

Работа над предложением с союзом –А-.

Согласование прилагательных с существительными в роде.

Составление рассказа по плану логопеда или по картинке.

3

Почта

Практическое усвоение слов-антонимов.

Работа над предложением с союзом –Потому-что-.

Составление рассказа по серии картин.

4

Библиотека

Согласование существительных с числительными.

Распространение предложений путем введения однородных определений.

Составление рассказа по наблюдениям.

1

День победы

Май

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами.

Пересказ прочитанного текста.

Составление рассказа по картинке или рисункам детей.

2

Насекомые

Согласование существительных с числительными.

Пересказ рассказа.

Игра-драматизация.

3

Работа над лексическими и грамматическими темами требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда).

4

Логопедическое обследование.

Календарно – тематический план

коррекционной работы на учебный год в подготовительной  группе

для воспитанников   с ОНР, СНР и  ФФНР 6-7 лет (включительно)

Недели

Звуки, буквы

Звуко-слоговой анализ, грамота

Грамматический строй

Лексика активная

I   период

Сентябрь

I

Обследование

II

Обследование

III

У

А

Выделение начального

ударного   гласного.

Анализ  звукового ряда из двух  гласных.

Договаривание предложений по картинкам (именительный и винительный падежи единственного числа существительных).

Договаривание предложений по  картинкам (другие косвенные падежи единственного числа

существительных).

Утюг, удав, улитка, утенок, ухо, удод, умывальник, паук, буквы, дуб, дудка, кухня, петух, губы, губка, бублики, бубен, пух, будильник.

Автомат, альбом, айва, антенна, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, танк, мак, вата, ванна, панама, аптека.

IV

И

П, П'

Анализ звукового ряда из трех гласных.

Выделение последнего глухого согласного.

Анализ обратного слога aп.

Именительный падеж множественного числа существительных на И, А.

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу.

Согласование глаголов настоящего времени с существительными.

Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней.

Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья.

Октябрь

I

Т

П, Т

Звуковой анализ обратного слога ут. Воспроизведение слогового ряда

(ат-ут-ит).

Выделение последнего глухого согласного в слове.

Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.

Притяжательные прилагательные на -ин. Согласование количественных числительных 1,2,5 и существительных.

Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапка, калитка, карта, лифт, билет, конфета.

II

К, К'

О

Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слогового ряда.

Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного.

Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов.

Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений со словом "много".

Конь, кот, коньки, книга, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, конфета, будильник.

Конь, дом, ком, лимон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова.

III

Й-Л'

Х-Х'

К-Х

Воспроизведение слоговых  рядов.

Мягкие  согласные.

Выделение начального

согласного перед гласным.

Звуковой анализ слов:

так, тук, ток, кот.

Относительные

прилагательные (от деревьев). Глаголы  множественного числа прошедшего времени.

Приставочные глаголы

(от лить).

Род существительных

(соотнесение с местоимениями мой, моя).

Согласование количественных

числительных и существительных.

Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень,

липа, альбом, клюв, клюква, калина, клетка,

поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олененок.

Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха.

Маяк, белье, лейка, копейка, майка, юбка, клей, линейка, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, бегония, попугай, тюбетейка, баян, петунья

Кухня, хлеб, муха, петух, охотник, хобот, ухо, хек, хоккей, яхта, мох.

IV

Ы

Ы-И

М

Выделение ударного гласного после согласного.

Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов мак, кит.

Именительный падеж

множественного числа существительных.

Притяжательные прилагательные на -ии. Деформированная фраза. Большая буква (имена людей).

Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы, существительные на Ы во множественном числе.

Мак, майка, комната, муха, альбом, мойка, маяк, атомоход, автомат, панама, дом, дым.

II период

Ноябрь

I

С

С'

Определение места звука в слове.

Деление слов на слоги.

Звуко-слоговой анализ слов суп, сом, гуси.

Составление предложений с данным словом.

Притяжательные прилагательные на -ни.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.

Серия III пособия

Каше-Филичевой.

II

С-С'

Н

Звуко-слоговой анализ слов сети, сани.

Деление слов на слоги. Место звука в слове.

Словообразование

относительных прилагательных.

Согласование прилагательных с существительными.

Предлоги С, НА. Словообразование сложных слов.

Прилагательные: осенний,

весенний, сосновый, ясеневый.

Сложные слова: листопад, снегопад, самолет, вездеход, сенокос, садовод, лесовод, атомоход, медонос, нефтебаза.

III

3

3-3'

С-З

Б

Б-Б'

П-Б

Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зима, зонт, Зина.

Схемы слов. Звонкие и глухие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Звуко-слоговой анализ слов бант, бинт

Схемы слов

Мягкие и твердые согласные.

Согласование прилагательных с существительными

(зеленый, -ая, -ое, зимний, -яя, -ее)

Предлоги за, из-за.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных -ок, -ек, -ик.

Предлоги  под, из-под.

Деформированная фраза.

Серия III пособия

Каше-Филичевой

Бант, бинт, губы, зубы, кубики, билет, батон, бидон, ботинки, будильник, медведь, альбом, хобот, банан, автобус, бублики, соболь, буквы, азбука, бусы, бумага, беседа, бинокль.

Декабрь

I

В

Д

Т- Д

 

Работа с разрезной азбукой  (составление и преобразование слогов и слов):

квас, звон, стук, дубы, дубок.

Распространение предложений.

Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.

Правописание  согласных  в конце  слов.

Завод, овод, клюв, вата, ванна, венок, весы, ваза, вафли, василек, два, валенки, умывальник, вагон, сова, ива, диван, тыква, совы, квас, буквы, клюква.

Дом, дым, дыня, ягоды, блюдо, дудка, звезды, фундук, сундук, дуга, гнездо, бидон, посуда, зуб, дуб, завод.

II

Т'

Т'-Д'

Г

Упражнения с разрезной азбукой. Звуко- слоговой анализ слов: диван, голуби, бумага.

Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова.

Косвенные падежи существительных

(детеныши животных)

Глаголы надеть, одеть, надевать, одевать.

Приставочные глаголы(ходить). Подбор предметов к признакам. Сложные предлоги.

Тень, пять, костюм, сеть, утюг, телефон, паутина, котенок, ботинки, утята, девять, лебеди, медведи, будильник, диван, дети, гвозди, гвоздика, дельфин, индюк.

Гуси, вагон, губы, нога, ноги, бумага, кегли, гамак, ягоды, газета, книга, магазин, снег, губка, гвоздь, гвоздика, попугай.

III

Г-Г'

Г-К

Звуко-слоговой анализ. Схемы слов: утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа.

Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными. Предлоги под, над, из- под, из-за, за.

Гуси, вагон, губы, нога, ноги, бумага, кегли, гамак, ягоды, газета, книга, магазин, снег, губка, гвоздь, гвоздика, попугай.

IV

Э

Е

Ё

Звуко-слоговой анализ слов: эта, этот, эти, дети

Чтение и печатание предложений.

Образование прилагательных. Согласование с существительными. Ударение. Большая буква в начале предложения.

Январь

II

Л

ЛЛ'

Звуко-слоговой анализ и схемы слов: стол, стул, слон, волк, белка, волки.

Упражнения с разрезной азбукой. Печатание, чтение слов: лиса, белка, волк.

Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов.

Притяжательные прилагательные на -ии, -ья, -ье. Согласование прилагательных с существительными.

Серия VI

пособия Каше – Филичевой.

III

Ш

Преобразование слов (миска — мишка). Составление схем, чтение, печатание. Правописание ШИ.

Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу.

Серия V

пособия Каше — Филичевой.

IV

С-Ш

Я

Составление схем слов по индивидуальным картинкам.

Словообразование существительных (лиц по их занятиям). Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ушк-, -юшк-, -ышк-. Сложно-подчиненные предложения.

Серия III

пособия Каше — Филичевой.

Февраль

I

Р

Р'

Самостоятельное составление схем слов. Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание.

Составление предложений по картинкам, деление на слова. Родственные слова (ворона, воробей, волк). Образование отглагольных прилагательных.

Жарить, парить, варить, морозить, тушить, солить, мариновать, сушить, печь, вялить, коптить, консервировать.

II

Р-Р'

Р-Л

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко- слоговой структуры.

Относительные прилагательные. Отглагольные прилагательные. Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребление, согласование).

Физкультура, спортсмен, электричество, раскладушка, карнавал, оркестр.

III

Р-Л

Р'-Л'

Ж

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры.

Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами. Спряжение глагола бежать. Правописание жи, ши. Родственные слова.

Серия V 

пособия Каше — Филичевой.

IV

Ж-3

Ж

Схема предложения. Печатание, чтение предложений.

Слова сложной звуко-слоговой структуры.

Предлоги за, из-за, под, из-под, между, через.

Родственные слова.

Серия  III,V 

пособия Каше — Филичевой.

III период

Март

I

Ц

С-Ц

Составление схем

слов со стечением согласных. Чтение и печатание слов и предложений.

Словообразование

существительных среднего рода с уменьшительно- ласкательными суффиксами -ец-, -иц-, -ц-.

Составление предложений с данным словом.

Словообразование

существительных женского рода с суффиксами -иц-, -ниц-.

Серия III

пособия Каше — Филичевой.

II

Ч

Составление схем слов со стечением согласных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Приставочные глаголы

(от мчаться) 

Словообразование существительных (профессии, отчества мужского рода). Словообразование притяжательных прилагательных

Правописание ча, чу.

Серия VIII 

пособия Каше — Филичевой

III

Ю

Ч-Г

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Твердые и мягкие согласные.

Глагол хотеть.

Приставочные глаголы движения.

Родственные слова (грач).

Сложноподчиненные предложения Притяжательные прилагательные.

Серия VIII 

пособия Каше — Филичевой.

IV

Ч-С'

Ф

Упражнения с

разрезной азбукой.

Чтение, печатание.

Ударение.

Словообразование существительных мужского рода (по их занятиям, профессиям, качествам). Родственные слова (учить, читать).

Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительная согласная в конце слова.

Серия  III и VIII

пособия Каше — Филичевой.

Апрель

I

Щ

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Словообразование существительных мужского рода с суффиксом -щик

(профессии).

Увеличительно-пренебрежительный суффикс ищ-. Действительные причастия настоящего времени. Правописание ща, щу.

Серия VIII 

пособия Каше — Филичевой

Антонимы.

II

Щ-С'

Й

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание.

Схема предложения.

Степени сравнения прилагательных и наречий. Образование отглагольных существительных

Серия  III и VII

пособия Каше — Филичевой.

III

Щ- Ч

Щ-Т'

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание.

Схема предложения.

Словообразование существительных женского рода (профессии). Сложноподчиненные предложения. Родственные слова.

Серия VII 

пособия Каше — Филичевой.

IV

Щ-Ш

Щ-Ч

С'-Т'

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание.

Схема предложения.

Страдательные причастия прошедшего времени. Закрепление словообразования  существительных, обозначающих профессии. Составление вопросов к прослушанному тексту.

Серия VII 

пособия Каше — Филичевой

Синонимы.

Май

I

Шипя- щие и свис- тящие звуки

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание.

Схема предложения.

Правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши (повторение). Предложения с однородными членами.

II

Мяг- кие и твер- дые

Соглас- ные

Работа над техникой

Чтения.

Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения.

III

Гласные звуки

Работа над техникой

Чтения.

Ударение (повторение).

IV

Глухие и звон- кие соглас- ные

Работа над техникой

Чтения.

Сложные предложения различной конструкции.

2.3.        Система педагогической диагностики (мониторинг) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Система педагогического мониторинга проводится без отрыва от образовательного процесса ДОУ, осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования.

Учитель-логопед проводит мониторинг речевого развития в 3 раза в год в начале, середине  и конце учебного года (Приложение 3).

Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком. Материал для проведения мониторинга адаптирован для конкретной речевой группы, с учетом возрастных особенностей и с особенностями речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. Основными критериями оценки являются:

  • степень самостоятельности выполнения заданий;
  • полнота и обобщенность ответов;
  • степень соответствия детской речи условному эталону нормы.

Для выявления динамики речевого развития детей 5-6 лет с тяжелым нарушением речи исследованию подлежит:

Обследование словарного запаса

Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка детей с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности.

Обследование грамматического строя языка

Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций и т.д.

Обследование связной речи

Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога – реализуется в самом начале обследования. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого и т.д. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой.

Обследование фонетических и фонематических процессов

Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова и т.д.

В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности и т.д.

В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно - зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.

Проведению дифференциальной диагностики предшествует с предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными представителями) ребенка.

2.4. Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими).

Выполнение коррекционно-развивающих задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и родителей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников группы осуществляется в разных формах: встречи с родителями детей, имеющих патологии речи, информирование их о состоянии и особенностях речевого развития, выступление на родительских собраниях, анкетирование родителей с целью сбора анамнеза, общие и индивидуальные консультации для родителей, проведение семинаров, мастер-классов, создание папки для родителей «Советы логопеда».

Учитель-логопед и другие педагоги привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях.

Для работы с детьми используется также серия логопедических тетрадей Теремковой Н.Э. «Логопедические тетради для работы с детьми 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи». Данные тетради помогают родителям лучше организовать совместную деятельность с ребенком дома.  Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что становится залогом успешного обучения ребенка в школе. Богатый иллюстративный материал пособий освобождает родителей от поиска необходимых картинок и помогает сделать занятия более интересными и яркими.

В папке «Советы логопеда» расположена информация, которая помогает  родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке,  папка содержит описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Родители воспитанников группы также привлекаются к подготовке к утренниках, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях.

2.5. Взаимодействие с педагогами ДОУ.  

Для комплексного воздействия предусматривается вовлечение в коррекционный процесс родителей, специалистов ДОУ, прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью детей в процессе  организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах. В процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели групп развивают фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук и артикуляторную моторику, формируют навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас и совершенствуют грамматический строй речи. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

   Психолог:

-        психодиагностика;

-        выявление компенсаторных возможностей;

-        тренинговые упражнения.

Логопед:

-        диагностика, постановка и автоматизация звуков;

-        развитие фонематического слуха;

-        речевое и языковое развитие.

Музыкальный руководитель:

-        элементы логоритмики;

-        постановка диафрагмально-речевого дыхания;

-        развитие координации движений;

-        музыкотерапия;

-        развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель:

-        автоматизация звуков;

-        развитие фонематического слуха;

-        расширение словаря;

-        развитие связной речи.

Инструктор по физической культуре:

-        развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

-        интеграция речевой и двигательной функции;

-        развитие основных видов движения.

III.Организационный раздел

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00.

Режим работы учителя – логопеда на одну ставку - 20 часов в неделю. Возраст детей в соответствии с Уставом МБДОУ от 3 до 7 лет (включительно).

В соответствии СанПиНом продолжительность непосредственной образовательной деятельности для детей 6-го года жизни не более 25 минут, с детьми 7-го года жизни не более 30 минут.

Срок коррекционной работы  зависит от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально – личностных особенностей детей, условий воспитания в учреждении и семье и составляет:

  • 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);
  • 9 месяцев - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;
  • 2 года – для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии;
  • 1-2 года – для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Дети, получившие коррекционную помощь,  выводятся с индивидуальных логопедических занятий по мере исправления речевого нарушения, в частности звукопроизношения на основании результатов логопедического обследования.

Правом для внеочередного получения  коррекционной помощи  пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательной программы ДОУ или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

  1. Комплектование группы

На основании результатов логопедического обследования воспитанников образовательного учреждения учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи.

Для занятий с логопедом комплектуются группы детей на основе заключения ТПМПк, консилиума ППк МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» по приказу заведующего.

Зачисляются дети, имеющие:

- общее недоразвитие речи 3 уровня;

- системное недоразвитие речи;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

          - нарушение произношения – фонетический дефект;

В целях уточнения диагноза воспитанники образовательного учреждения с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом или медицинской сестрой в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.).

3.3. Оснащение коррекционного процесса учебно-методическими материалами

№ п/п

Направление коррекционно-педагогической работы

Перечень пособий, игр, литературы и др.

1.

Оборудование логопедического кабинета

Логопедический стол с зеркалом, шкафы для пособий (1), бумажные салфетки, столы (6), стулья (12), письменный стол (1)

2.

Обследование устной и письменной речи

В.М. Акименко Логопедическое обследование детей. Диагностика. Методика

Т. А. Ткаченко

I. Альбом индивидуального обследования дошкольника.

II. «Дидактический материал по обследованию речи детей»  

Т.П. Бессонова

О.Е. Грибова

1.Обследование произношения.

2. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3. Обследование слоговой структуры слова.

4. Обследование словаря.

5. Обследование грамматического строя речи.

Обследование самостоятельной речи.

Предметные и сюжетные картинки. Картинки и тексты со скрытым смыслом.

3.

Материалы для автоматизации и дифференциации звуков

Дидактический материал по коррекции звукопроизношения.

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Учись говорить правильно»

Н. С. Жукова «Уроки логопеда»

а) Звуки [м], [м ], [н], [н ]

б) Звуки [в], [в ], [ф], [ф ]

Предметные картинки на свистящие, шипящие, сонорные звуки.

О. Е. Громова «Говорю правильно»

а) Звуки [р], [р ]

б) Звуки [ж], [ж ]

в) Звуки [л], [л ]

В. В. Коноваленко – карточки по автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Н. В. Новотворцева «Рабочие тетради по развитию речи»

4.  

Лексика

Альбомы Н.Э. Теремковой. Индивидуальные логопедические домашние задания по темам: «Овощи», «Грибы», «Фрукты», «Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Посуда, «продукты питания», «Рыбы», «Животные и их детеныши», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Инструменты», Растения», «Предметы быта», «Времена года», «Деревья», «Школьные принадлежности» и др. Наборы предметных и сюжетных картинок по темам.

Дидактические игры:

«Чей хвост? Чья голова?»,

«С какого дерева лист?»,

«Какой сок? Какое варенье? Какой суп? Какая каша?»

5.

Грамматика

С. Н. Федорова «Грамматика в картинках».

Дидактические игры «Буква сломалась»,

«Словообразование»,

«Ударение»,

Один - много»,

«Множественное число»,

Прочитай слово»,

«Узнай буквы»,

«Изографы»,

 «Ребусы»,

«Антонимы прилагательные»

6.

Дидактический материал по формированию связной речи

Наборы предметных и сюжетных картинок и др.

Дидактическая игра «Составь предложение».

Картинки для сравнения.

Г. Е. Сычева «Опорные картинки для пересказа текстов».

Дидактические игры:

«Играем с глаголами»,

«Логопедические тренинги – от глаголов к предложениям»,

«Развитие речи и чтение по слогам»

7.

Дидактический материал и специальные приспособления для развития мелкой моторики

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики и др.

Шнуровки, мозаики, пазлы, трафареты, грецкие орехи.

8.

Дидактический материал для развития памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия

Игры и упражнения для развития и коррекции внимания и мышления и др.

Д/и «Конструирование из палочек»

Д/и «Выкладывание из веревочек»

Д/и «Что сначала? Что потом?»

Д/и «Найди и прочитай»

9.

Материал для развития фонематических процессов

Буквы – символы (гласные, согласные), схемы слов, схема звуков, предметные картинки и др.

10.

Занимательный материал

Ребусы, анаграммы, изографы, занимательная грамматика и т. д.

11.

Литература для детей

Сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы, скороговорки

12.

Материалы для работы с родителями.

Консультации и др.

13.

Методическая копилка.

Методические разработки, обобщение опыта работы, конспекты открытых занятий, выступлений.

Конспекты занятий.

14.

Учебно – методическая литература

-Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей» 1,2 , 3 Ярославль Академия развития» 1997г.

-Н. С. Жукова «Формирование устной речи» 1, 2, 3 М. 1994г.

-И. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» М. 1995г.

-Л. А. Лукьянова, Т.В. Пятница «Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи». Мозырь «Белый ветер» 2010г.

-О. Г. Приходько «Логопедический массаж» Санкт-Петербург. 2008г.

-А. Н. Корнев «Дислексия и дисграфия у детей» С-П 1995г.

- О. Е. Громова «Методика формирования начального детского лексикона» М. 2005г.

- И. Г. Выгодская «Устранение заикания у дошкольника в игровых ситуациях» М. «Просвещение» 1993г.

- И. Ю. Кондратенко Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте» М. 2005г.

- М. Е. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками» С-П. 1996г.

- О. А. Степанова Организация логопедической работы» М. 2004г.

- Я. В. Костина «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М. 2008г.

- Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» С-П. 2001г.

- В. В. Волина «Занимательное азбуковедение» М. 1994г.

- Т. В. Пятница «Лексика + грамматика=» Мозырь 2009г.

- Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М. 1999г.

Приложение 1

Индивидуальный план коррекционного развития ребенка с ОНР

Направление (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико — интонационной окраски.

Коррекция звукопро-изношения

Постановка звуков Ш, Ж, Ч, Щ; С, Сь, 3, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; X, Хь; Т, Ть; Д, Дь. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа

Обучение   определению   заданных   звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Направление (вид) коррекционной работы

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называнием времен года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детенышей, малознакомых предметов, частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций.

Содержание коррекционной работы

Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимание памяти и мышления.

Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременное™. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

Прилолжение 2

Логопедический мониторинг на 20____- 20_____ уч. г.

Учитель – логопед: ____________________________

Ф.И. ребенка

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Слоговая структура слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

- Январь

Май

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

 Январь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Уровни: низкий – 1-2 балла; ниже ср. – 3-4 балла; средний – 5-6 баллов; выше ср. – 7-8 баллов; высокий – 9-10 баллов.

Список литературы

1. Боровцова, Л.А.  Документация учителя – логопеда ДОУ:

методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.Гомзяк, О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР  

 III уровня. — М. : Издательство ГНОМ, 2013.

3.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко, М.И. Кременецкая. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство ГНОМ, 2014.

4.Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: пособие для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Гном -Пресс, 1998.

5.Пятница, Т.В., Солоухина-Башинская, Т.В.  Справочник дошкольного логопеда. -  Ростов-на-Дону,:Феникс. 2009.

6.Степанова, О.А.  Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание. -  М.:Форум. 2009.

7.Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно методические рекомендации /  Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — М.:Дрофа, 2009.

8.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи 2-е издание. – Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в ДОУ в соответствии с ФГТ

рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеобразовательной направленности в условиях логопункта ДОУ на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речи воспитанников 4-7 лет на 2018-19 учебный год

Разработанная Программа представляет интеграцию общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Коррекционной программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «КОЛОКОЛЬЧИК» на 2024 - 2025 учебный год

Рабочая программа учителя – логопеда интегрирует содержание основной общеобразовательной программы ДОУ и содержание коррекционной работы учителя – логопеда. Настоящая программа носит корре...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 5-6 лет (старшая группа) 2024-2025 учебный год

   Данная рабочая программа учителя-логопеда является основным необходимым документом для организации коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжёлыми нар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 лет до прекращения образовательных отношений 2024-2025 учебный год

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речи у воспитанников с ОВЗ общеобразовательных групп в рамках инклюзии на 2024-2025 учебный год

Предлагаю вам вариант рабочей программы учителя-логопеда по коррекции речи у воспитанников с ОВЗ общеобразовательных групп в рамках инклюзии на 2024-2025 год....

Рабочая программа учителя – логопеда на 2024-2025 учебный год

Программа обеспечивает образовательную деятельность для детей с речевыми нарушениями, учитывая особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности. Коррекционная помощь детям с откло...