Консультация-практикум для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушениями речи "Нейрологические игры как средство стимулирования речевой активности у детей".
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация-практикум содержит описание эффективности использования учителем-логопедом нейропсихологических и нейрологопедических игр и упражнений для развития высших психических функций. Во время проведения практикума с родителями и педагогами были представлены нероигры и упражнения, которые можно использовать в разных видах деятельнрости с детьми в детском саду и дома.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 624.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новоуральского городского округа – детский сад «Гармония»,
структурное подразделение - детский сад № 49 «Дом радости»
Консультация-практикум
для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
«Нейропсихологические игры
как средство стимулирования речевой активности у детей».
О.А. Симбирцева,
учитель-логопед
Новоуральск
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов в развитии ребёнка через движение. Нейропсихологические игры — это комплекс упражнений и приёмов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в её взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Нейропсихологические игры направлены на развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи. Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятие и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.
Выполняя нейропсихологические упражнения, дети меньше утомляются, проводят время интересно и весело, а самое главное, они лучше усваивают образовательную программу, что обусловлено возникновением новых нейронных связей.
Интеграция нейропсихологии и логопедии позволяет сочетать классические логопедические методы и приёмы работы с нейроиграми и упражнениями.
Развивая мозг ребенка с применением нейропсихологических игр, мы можем успешнее подготовить и развить нервную систему к обучению в школе.
Задачи, которые учитель-логопед решает при использовании нейропсихологических игр и упражнений в образовательной работе по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников с ТНР:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие пластичности мозга, повышение его функциональности;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие речи;
- развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие мелкой моторики и быстроты реакции;
- развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука, способность точно направлять движение);
- формирование умения последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач.
Использование нейропсихологических игр в логопедической практике имеет ряд важных преимуществ: игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов, формирование партнёрского взаимодействия между ребёнком и логопедом.
Система упражнений с нейрокоррекционным воздействием используется на всех этапах логопедической работы. Нейроигры применяются учителем-логопедом для коррекции и развития просодической стороны речи – дыхательно-голосовые тренировки, фонетико-фонематических нарушений – игры на дифференциацию звуков, лексико-грамматического строя – «живое предложение».
Нейропсихологические игры и упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей, типа речевого нарушения, доминантного полушария ребёнка и индивидуального темпа обучения каждого воспитанника.
Интеграция нейропсихологических подходов в логопедической практике позволяет ускорить коррекционный процесс за счёт воздействия на «Нейробиологические основы речи».
Игра – естественный способ обучения для детей. Нейроигры сочетают в себе мотивацию (сюжет, соревнование), познавательную активность (внимание, память) и речевую практику. Они позволяют работать в «зоне успеха» (ребёнок выполняет задания чуть сложнее своих текущих возможностей), использовать подражание, повторять движения за взрослым зеркально.
Интегрированные в логопедическую работу нейроигры не просто развивают речь, а запускают естественные мозговые механизмы её формирования. В детском саду и в домашних условиях можно использовать нейропсихологические игры и упражнения, дидактические материалы и наглядные пособия (карточки с эмоциями, действиями, предметами, сюжетные картинки, лото, домино, пазлы, схемы для пересказа), пропевание и проговаривание скороговорок под ритм, приложения и онлайн-платформы с нейроиграми.
Использование нейроигр в работе над речевой активностью позволяет задействовать разные каналы восприятия, активизировать мозговые структуры и сделать процесс обучения более естественным и увлекательным. Комбинация традиционных и инновационных методов даёт наилучший результат.
Нейроигры – это мощный инструмент для стимуляции речи, сочетающий двигательную активность, когнитивное развитие и эмоциональную вовлечённость.
Их системное применение позволяет ускорить появление фразовой речи у неговорящих детей, улучшить качество связных высказываний у детей с задержкой речевого развития, создать положительную мотивацию к общению.
Методические рекомендации по использованию нейроигр
- Индивидуальный подход: учитывайте особенности ребенка, его возможности и темп работы.
- Позитивная мотивация: создавайте игровую обстановку, хвалите ребенка за успехи, поддерживайте его в случае неудач.
- Постепенное усложнение: начинайте с простых упражнений и постепенно увеличивайте сложность.
- Регулярность занятий: занятия должны проводиться регулярно, чтобы достичь желаемого результата.
- Интеграция с другими методами коррекции: кинезиологические упражнения должны быть интегрированы с другими методами коррекции речи (логопедические занятия, артикуляционная гимнастика).
- Наблюдение за ребенком: внимательно следите за состоянием ребенка во время занятий, при необходимости корректируйте нагрузку.
- Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях. Совсем необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае полезны и интересны для каждого. Дети развиваются, играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.
- Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям, необходимо убедиться, что ребёнок в хорошем настроении. Не нужно настаивать и перегружать малыша, иначе достичь нужного эффекта не получится.
- Необходимо комбинировать разные упражнения, чередовать подвижные и спокойные занятия, начинать с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться и постепенно добавлять более сложные упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно и не забывать хвалить ребёнка за успехи, не акцентировать внимание на том, что не получается.
Сборник интегрированных нейропсихологических игр и логопедических упражнений
Каждая игра сопровождается целью, описанием, методическими рекомендациями. Во время проведения консультации-практикума педагогам и родителям предлагается проиграть несколько упражнений.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание: взрослый показывает три положения руки:
-кулак, ребро, ладонь. Дети повторяют последовательность: кулак-ребро-ладонь. Ускорение темпа. Добавляем речевое сопровождение (изолированные звуки, слоги, слова). Усложнение: выполнять одновременно двумя руками.
Игры и упражнения на разно типичное согласование движений рук.
Упражнение «Капитанское»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Описание: одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Упражнение «Класс»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Описание: одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.
Упражнение «Колечки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Описание: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Одновременно проговариваем звуки, слоги, слова, чистоговорки.
Упражнение «Пальчики поздоровались»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация звуков. Оборудование: специальное оборудование не требуется.
Описание: ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый пальчик правой и левой руки, начиная с мизинца с большим пальцем и произносит заданный слог (звук, слова):
са-са-са-са.
Упражнение «Ручки здороваются»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация звуков.
Оборудование: специальное оборудование не требуется.
Описание: ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый палец правой с соответствующим пальцем левой руки и произносит заданный слог: ла-ла-лала.
Упражнение «Ладошки»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация (дифференциация) звуков.
Оборудование: специальное оборудование не требуется.
Описание: руки лежат на столе, одна рука вверх ладонью, другая вниз ладонью, ребенок синхронно и ритмично переворачивает руки и произносит заданный слог: са-са-са (са-ша-са-ша).
Упражнение «Флажки»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация (дифференциация) звуков.
Оборудование: специальное оборудование не требуется.
Описание: руки расположены вертикально на уровне груди, одна ладонью вверх, другая ладонью вниз, ребенок синхронно и ритмично меняет положение рук и произносит заданный слог: ла-ла-ла-ла (ла-ра-ла-ра).
Настольные нейропсихологические логопедические игры и упражнения:
Упражнение «Сортировка звуков»
Цель: улучшение возможности приема и переработки информации, развитие межполушарного взаимодействия, развитие мозолистого тела головного мозга благодаря движениям перекрестного характера, развитию фонематического восприятия, умения дифференцировать гласные звуки в изолированном произношении, в слогах, в словах.
Оборудование: две деревянные тарелочки круглой и овальной формы, красные круги (символы гласного звука А), красные овалы (символы гласного звука О), две красные резинки с приклеенными кругом и овалом, символизирующими звуки А и О, надетые на правую и левую руки.
Описание: взрослый называет слово, ребенок должен дифференцировать звуки А и О, выбрать соответствующий символ (круг или овал), взять его той рукой, на которую надета резинка с данным символом и положить в тарелочку соответствующей формы. Форма тарелок также помогает дифференцировать звуки. Инструкция: «Если услышишь звук А – положи круг в круглую тарелку рукой с кружком, если услышишь звук О – овал в овальную тарелку рукой с овалом».
Упражнение «Разложи шарики»
Цель: улучшение возможности приема и переработки информации, развитие мозолистого тела головного мозга благодаря движениям перекрестного характера, развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать оппозиционные (свистящие и шипящие) звуки, развитие мелкой моторики. Оборудование: два пинцета, зеленые и желтые шарики, две корзинки.
Описание: ребенок должен разложить при помощи пинцетов шарики в корзинки следующим образом: если слово начинается со звука З – правой рукой с помощью пинцета в зеленую корзинку, если со звука Ж – левой рукой при помощи пинцета в желтую (цвет корзинки помогает разложить шарики).
Упражнение «Зеркальное рисование»
Цель: синхронизация работы полушарий, развитие восприятия информации, улучшение запоминания информации, развитие мелкой моторики. Оборудование: чистый лист бумаги, доска или фабричные пособия (как вариант нейрологопедические пособия Е. Максимовой), цветные карандаши.
Описание: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. После того, как нарисовали, можно стереть нарисованное и при этом продолжать автоматизировать звук.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: синхронизация работы полушарий, развитие восприятия информации, улучшение запоминания информации, развитие мелкой моторики, автоматизация звуков при изолированном произношении, в слогах, словах. Оборудование: фабричные пособия.
Описание: ребенок должен пройти лабиринт, произнося при этом нужный звук (слог, слово).
Упражнение «Найди и обведи»
Цель: синхронизация работы полушарий, развитие восприятия информации, улучшение запоминания информации, развитие мелкой моторики, автоматизация звуков в словах.
Оборудование: корректурные пробы.
Описание: ребенок должен зачеркнуть заданным способом картинку и четко назвать ее. Например: кот (подчеркнуть), котёнок (обвести в кружок).
Упражнение «Живое-неживое»
Цель: синхронизация работы полушарий, развитие восприятия информации, улучшение запоминания информации, развитие мелкой моторики, закрепление понятий «живое», «неживое».
Оборудование: картинка с пунктирным изображение живых и неживых предметов, карандаши.
Ход: ребенок должен зачеркнуть заданным способом (обвести по пунктирным линиям) картинки, изображающие «живые» («неживые») предметы и четко назвать их.
Игра «Раз, два, три слоги и слово назови» Автор: Д. Коньшина
Цель: автоматизация звуков С, Ш, Л, Р в слогах и словах, закрепление правильной артикуляции звуков в словах в разной позиции и предложениях; развитие зрительного восприятия; межполушарного взаимодействия, праксиса.
Оборудование: игровое поле, где в разноцветных кругах написаны слоги и слова, звоночки (шапочки, резиночки, колокольчики).
Описание: кладем перед ребенком поле, проговариваем и отзваниваем (отстукиваем) каждый слог и в конце называем слово. Цвет круга указывает на цвет звоночка (шапочек, резиночек, колокольчиков).
Игра «Полянка» Автор: Д. Коньшина
Цель: автоматизация звуков С, Ш. Л, Р изолированно (в слогах, словах), закрепление правильной артикуляции звука в слогах в разной позиции, развитие зрительного восприятия, внимания, совершенствование межполушарного взаимодействия.
Оборудование: игровое поле с разноцветными цветками (пустыми или с картинками на отрабатываемый звук), разрезные карточки с заданиями на отработку грамматических форм, и изображением символов звуков.
Описание: перед ребёнком рабочий лист с цветками – полянка. Полянка поделена на две части, правая – для правой руки, левая – для левой. Кладём перед ребёнком карточку с двумя цветками и предлагаем находить пальцем правой руки только цветки того же цвета, что и карточке-образце, а левой соответственно того же цвета, что и цветок слева на карточке. Двигаемся по полянке в каждом ряду показывая нужного цвета круги. Пустая полянка для работы с изолированным звуком – показываем цветки двумя руками и произносим звук, а также для работы в слогах – пишем на карточке маркером символы гласных/буквы и образуем слоги. И таким же образом действуем на полянке с картинками – находим нужного цвета цветки в каждом ряду и называем слова. В комплекте карточки для отработки грамматических категорий: число – согласование с числ., сущ. мн.ч. Р.п. «один-много», «жадина», падежные окончания «дарю кому? Думаю о ком?». В этом случае необходимо для слов применить нужную инструкцию.
Игра с цветными ладошками
Цель: Развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве.
Описание: перед ребенком силуэты цветных ладошек (левой и правой руки). Ребенок должен дотронуться до ладошек в определенном порядке: - двумя руками одновременно по словесной инструкции взрослого; - двумя руками одновременно, но с опорой на цветные фишки (для каждой руки свои цветные фишки).
Игра с нейродорожками
Игра с ладошками для автоматизации звуков.
Описание: ребенку необходимо называть картинки в ладошках, при этом выполнять соответствующей рукой действие (нажать звоночек, поднять руку с мячом и др.)
Упражнение «Пчела»
Цель: Развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости.
Описание:
Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладётся картинка или фигурка пчелы. Взрослый даёт устную инструкцию, например: «Пчела полетела вверх, теперь налево, теперь вниз, опять налево. Откуда пчела вылетела?» Задание выполняется двумя способами: на листе бумаги и на полу, и имеет несколько уровней сложности.
На листе бумаги 1. Ребёнок передвигает пчелу или палец на листе согласно инструкции взрослого. Даётся 2-3 шага, прежде чем «пчела вылетит» за пределы квадрата. 2. Ребёнок следит за пчелой глазами, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой взрослый даёт инструкцию, увеличиваются. 3. Ребёнок следит за пчелой без зрительной опоры, т. е. с закрытыми глазами, представляя квадрат в уме.
На полу 1. Ребёнок, выполняя роль пчелы, передвигается по ковру, глядя на листочек с квадратами. 2. Ребёнок передвигается без листка бумаги. Как только «пчела вылетела», нужно хлопнуть и показать на листке, откуда она вылетела.
Нейропсихологическая зарядка
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции ребенка, развитие речи. Условия выполнения: для начала ребенок выполняет комплекс упражнений вместе со взрослым, за тем самостоятельно. Упражнение выполняется поначалу правой рукой, затем левой рукой, затем обеими руками. При затруднении взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут. Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская. Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
Нейрологопедические игры Автор Симбирцева О.А.:
Игра «Угадай, что нарисую»
Цель: синхронизация работы полушарий, формирование произвольности действий. Автоматизация отрабатываемых звуков.
Описание: один ребёнок рисует на спине второго ребёнка, второй должен отгадать, что нарисовал первый. Сначала дети рисуют геометрические фигуры, потом буквы и цифры. Можно собрать возможные рисунки в один альбом и предлагать готовую картинку ребёнку в случае затруднений с угадыванием.
Игра «Весёлый баскетбол»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование физических движений рук и мяча с речевым сопровождением. Автоматизация отрабатываемых звуков.
Описание: Дети подходят к баскетбольному кольцу с мячом в руках (расстояние между ребёнком и кольцом подбирается индивидуально в зависимости от роста, возраста ребёнка, его умения забрасывать мяч в кольцо). Дети по очереди «бросают» звуки, слоги, слова и т.д. в баскетбольное кольцо, если попасть не удалось, то ребёнок в следующий раз должен назвать не один, а два слога или слова.
Игра «Пиши – читай»
Цель: развитие концентрации внимания, развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, зрительно-моторной координации.
Описание: в данном упражнении одновременно одну букву рисуют два ребёнка – один рисует правой рукой, а другой – левой. К этому заданию подходят буквы, которые можно разделить на равные половинки, например: А, О, М, Ф, Ж.
Игра «Повторяй за мной» (для индивидуальной работы)
Цель: стимулирование развития межполушарных связей, развитие артикуляционной и мелкой моторик, коррекция просодической и психологической сторон речи.
Описание: ребёнок наугад выбирает карточку с упражнением для рук и пословицу, поговорку или чистоговорку, которую он должен вслед за взрослым произнести одновременно с выполнением движений руками. Для усложнения задания можно карточку с изображением движения перевернуть «вверх ногами».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» - СПб.:Питер, 2021.
2. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»- М.: Генезис, 2019г.
3. Глозман Ж.М. «Нейропсихология детского возраста» - М.: Академия, 2020
4. Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии» - М.:АСТ,2021.Методические пособия по нейроиграм и развитию речи
5. Кольцова М.М., Рузина М.С. «Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг»- СПб.: Речь, 2019. Нейропсихологические игры и упражнения
6. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» - М.: Сфера, 2020.
7. Пятница Т.В. «Нейрогимнастика. Игры и упражнения» - М.: Феникс, 2022. Статьи и научные публикации
8. Свичкарёва Л. С. «Линия за линией: прописи двумя руками» – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023.
9. Нейрологопедические пособия Д. Коньшиной https://m.vk.com/club205163493
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей формируется представление о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду нормально развивающихся сверстни...

Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...

