Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Бордунова Ольга Васильевна

Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонематических процессов, но и позволяет детям лучше усваивать лексико-грамматические категории родного языка, совершенствовать произвольное внимание и память.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей, которые определяют количество раздаточного материала, исходя из возможностей детей. Количество игроков от одного до пяти. При использовании нескольких комплектов карточек для дифференциации поставленных звуков количество игроков может быть увеличено.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 комбинированного вида

Невского района Санкт Петербурга

Игровое полифункциональное пособие

«Учимся правильно говорить – легко»

для детей старшего дошкольного

возраста с тяжёлыми

 нарушениями речи

        

Учитель-логопед

Бордунова О.В.

Санкт-Петербург

2018 год

Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонематических процессов, но и позволяет детям лучше усваивать лексико-грамматические категории родного языка, совершенствовать произвольное внимание и память.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей, которые определяют количество раздаточного материала, исходя из возможностей детей. Количество игроков от одного до пяти. При использовании нескольких комплектов карточек для дифференциации поставленных звуков количество игроков может быть увеличено.

Игра «Повторяшка»

Цель игры. Автоматизация поставленных звуков (свистящие, шипящие, соноры)

Игровой материал. Игровой картинный материал представляет собой набор из 120 карточек с  магнитами размером 8см.

Картинки для автоматизации звука [С]: сад, лиса, коса, колбаса, санки, сапоги, самолёт, сом, соки, носок,  солнце, колесо, кроссовки, суп, сумка, сушки, косуля, посуда, рисунок, сыр, весы, часы, осы, косы,  носилки, синица, васильки, подосиновики, лоси, гуси.

Картинки для автоматизации звуков [Ш],[Ж]: шар, шарф, шапка, мышата, шахматы, груша, жаба, пожар, пижама, баклажан, пиджак,  лужа, шорты, мешок, горшок, петушок, мышонок, гребешок, шишка, шина, кувшин, камыши, карандаши, машина, ежи, моржи, снежинка, пружина, жирафы, лыжи.

Картинки для автоматизации звука [Л]: лак, салат, ласточка, палатка, халат, лампа, лодка, ложка, лось, слон, солонка, клоуны, лук (овощ), лук (оружие), лужа, клубника, голуби, лист, улитка, улица, лимон, грабли, филин.

Картинки для автоматизации звука [Р]: рак, гора, радуга, пираты, ракета, пирамида, пирог, дорога, сорока, корова, коробка, макароны, руль, ручка, груша, петрушка, кенгуру, парусник, рысь, рыба, шары, топоры, боксёры, помидоры, снегири, мандарины, аквариум, ящерица, рисунок, курица.

Игровое действие. Собрать 6 картинок, содержащих одинаковое сочетание звуков

 ( [са], [со], [су], [сы], [си], [ша], [жа], [шо], [ши], [жи], [ла], [ло], [лу], [лы], [ли], [ра], [ро], [ру], [ры], [ри]).

Игровое содержание. До начала игры участники договариваются, кто и какие картинки будет собирать.

Пример: При автоматизации звука [л] один из игроков собирает картинки, содержащие в своём  названии сочетание звуков [ла], второй игрок собирает картинки, содержащие в своём  названии сочетание звуков [ло],третий игрок собирает картинки, содержащие в своём  названии сочетание звуков [лу],четвёртый игрок собирает картинки, содержащие в своём  названии сочетание звуков [лы], пятый игрок собирает картинки, , содержащие в своём  названии сочетание звуков [ли].

Вариант игры. По выбору ведущего  первый игрок собирает карточки, содержащие в своём названии звук [с], второй игрок собирает карточки, содержащие в своём названии звуки [ш] или [ж], третий игрок собирает карточки, содержащие в своём названии звук [л], четвёртый игрок собирает карточки, содержащие в своём названии звук [р].  

Все карточки вперемешку находятся у ведущего, который предъявляет их детям по одной, выделяя голосом автоматизируемый звук. Тот игрок, которому подходит картинка, чётко произносит слово и забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто самым первым соберёт 6 карточек.

Игра «Будь внимательным»

Игровой материал тот же, что используется в игре «Повторяшка».

Игровое действие. Собрать 6 картинок, в названии которых содержится одно и то же (заданное) сочетание звуков.

Игровое содержание. До начала участники игры  договариваются о том, какие карточки будут собирать (подробнее смотри в предыдущей игре). Далее ведущий предлагает детям назвать картинки и запомнить их расположение, после чего переворачивает карточки картинками к доске. Считалкой выбирается игрок, начинающий игру. Он показывает карточку и называет картинку, содержащую то звуковое сочетание, о котором договаривались до начала игры. Ведущий переворачивает карточку. Если картинка угадана правильно, игрок получает право открыть следующую карточку, после чего ход переходит к другому игроку. Игра проводится до тех пор, пока не будут открыты все картинки. Выигрывает тот игрок, который быстрее всех собрал 6 картинок, в названии которых содержится одно и то же звуковое сочетание.

Игра «Слоговое домино»

Игровой материал. Тот же, что используется в игре «Повторяшка».

Игровое действие. Сложить в общую стопку картинки с одним, двумя, тремя слогами.

Игровое содержание. У каждого игрока набор картинок, содержащих одинаковое звуковое сочетание, включающее автоматизируемый звук  ( по выбору ведущего).  Ведущий предлагает сложить в общую стопку сначала те картинки, в названии которых один слог; затем те картинки, в названии которых два слога;  затем те картинки, в названии которых три слога и т.д.  Выигрывает тот, кто быстрее всех отдаст все свои карточки.

С целью развития лексико-грамматических категорий на основе картинного материала данного полифункционального игрового пособия можно проводить следующие упражнения: «Живое – не живое»,  «Ходит, плавает, летает»,  «Мой, моя, моё, мои»,  «Назови ласково»,  «Один – много»,  «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Сосчитай до пяти», «Назови ударный гласный звук», «Собери картинки, начинающиеся на звонкий (глухой) согласный звук»,  «Собери картинки, заканчивающиеся на твёрдый (мягкий) согласный звук»…  Подбор упражнений зависит от тех задач, которые ставит взрослый и от уровня подготовленности детей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Консультация "Дышим правильно - говорим легко".

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

презентация "Дышим правильно - говорим легко"

В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...

Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".

В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания....

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Учимся правильно говорить»

Данный конспект позволяет детям пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; формировать умение употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правиль...