Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
методическая разработка по логопедии
В статье представлен опыт коррекционно - логопедической работы по развитию монологической речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования такого вида театрализованной деятельности как кукольный театр. Процесс развития связной речи базируется на системном подходе, учитывая взаимосвязь речевой, познавательной, эмоциональной сфер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Достаточный уровень сформированности связной речи является одним из важнейших направлений современного государственного образовательного стандарта как дошкольного, так и школьного образования. Являясь высшей формой речевой деятельности, связная речь предопределяет степень успешности взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, предоставляет необходимые ресурсы для получения информации из окружающей действительности и сотрудничества с внешним миром.
В настоящее время лингвисты, психологи, педагоги рассматривают связное монологическое высказывание как продукт языковой, умственной и эмоциональной деятельности человека, поэтому развитие представленной формы речевой деятельности требует обширной базы сформированных умений и навыков в различных областях. Следовательно, процесс формирования монологической речи должен основываться на системном подходе и учитывать её взаимосвязь со становлением познавательных способностей и неречевых психических функций, лексического и грамматического строя речи.
Становление рассматриваемой формы речевой деятельности у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи представляет собой довольно актуальную проблему, поскольку при данной патологии нарушается формирование тех компонентов, которые необходимы для её полноценного развития.
Рассмотрим процесс коррекционно – логопедической работы по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, основанный на использовании такого вида театрализованной деятельности как кукольный театр.
Изготовление и использование кукол на логопедических занятиях - прекрасное средство не только коррекции имеющихся недостатков речи, но и социальной адаптации учащихся. Прежде всего, стоит отметить, что основой кукольного театра являются литературные произведения, которые должны соответствовать следующим требованиям: наличие или возможность написания реплик, доступных для воспроизведения; логика повествования и построения текста не противоречащая индивидуальным возможностям детей; количество действующих лиц, совпадающее с численностью учащихся. Выбор литературного произведения предопределяется не только профессиональными знаниями логопеда, но и программой в соответствующий период времени.
Рассмотрим более подробно этапы и особенности внедрения данного вида деятельности. На первом этапе учащиеся совместно с педагогом знакомятся с произведением: выделяют действующих лиц и их особенности, определяют верную последовательность событий. Данный период должен включать задания, направленные на совершенствование наглядно-образного мышления и памяти: выстраивание верной последовательности картинного материала, поиск недостающей и лишней сюжетной картинки, создание мнемотаблиц.
Работа с использованием вышеперечисленных средств научит детей выделять причинно - следственные, временные, логические связи внутри текста. Это благоприятно скажется на соблюдении таких критериев при реализации связных высказываний как последовательность, связность, логико-смысловая организация изложения. Кроме этого, при анализе сюжетных картин педагогу необходимо уделять достаточное время совершенствованию лексико - грамматического строя речи за счёт использования вопросно - ответной формы. Для развития импрессивного словаря на данном этапе можно использовать следующие задания: дети должны показать картинку, на которой изображен названный предмет, признак или названое действие; учащиеся находят ответ на загадку или задачу на одной из картин. Для активизации экспрессивного словаря применяется подробный анализ наглядного пособия: кто изображен, какие действия совершают нарисованные герои, какими словами можно описать качества и признаки персонажей. Все используемые задания должны соответствовать теме урока и коррекционным задачам.
На следующем этапе целесообразно переходить к изготовлению кукол. Их размер и конструкцию необходимо продумать заранее, учитывая материальные возможности и индивидуальные характеристики учащихся. Если педагог понимает, что большинство детей в классе застенчивы, критичны к своим речевым дефектам, то следует в работе использовать тростевые куклы. Данные изделия сконструированы особым образом, позволяющим детям управлять игрушками во время театрального действия за ширмой. Это способствует снятию с учащихся некоторого напряжения, зажатости.
Также в работе можно использовать пальчиковые, перчаточные куклы. При изготовлении изделий следует применять разнообразный материал, отличающийся текстурами: картон (бархатный, гофрированный, глянцевый), флисовое полотно, различные декоративные элементы. Следует обсуждать с детьми фактуру материала, привлекая внимание к тактильным ощущениям.
Важно отметить, что педагог, с целью экономии времени, может предоставить учащимся заранее изготовленные части изделия, а детям необходимо будет их объединить в единое целое. Процесс создания куклы лучше всего организовать во время индивидуального занятия. При этом нужно отметить, что это действие - только лишь средство решения коррекционных задач. Взяв за основу процесс изготовления куклы, можно автоматизировать звуки, развивать фонематические процессы, активизировать и совершенствовать словарь учащихся. Приведем примеры: за каждое выполненное упражнение ребёнок получает одно декоративное украшение для куклы (пуговицы, стразы); учащийся следует инструкциям педагога (берёт тот элемент изделия, который располагается слева/справа/под книгой/в пенале/на папке/ или деталь определенного цвета); ребёнок отгадывает, кому из героев принадлежит деталь, и произносит вслух словосочетание (лисий хвост, волчьи уши, дедушкина книга, мамин платок и т.д).
Следующим этапом внедрения рассматриваемого вида театрального искусства является разучивание реплик. Педагог должен учитывать индивидуальные возможности детей: уровень речевого недоразвития, психологические особенности. Необходимо тщательно отобрать речевой материал и отдельно с каждым ребёнком его отработать. После следует переходить к показу разобранного литературного произведения на подгрупповом занятии.
Кроме этого, куклы можно применять при обучении учащихся составлению творческих пересказов от лица действующего героя, связных высказываний с описанием характеристики изготовленного персонажа, творческих рассказов по предложенной ситуации.
Весь процесс логопедической работы по коррекции недостатков и совершенствованию монологической речи с использованием театрализованной деятельности должен подразумевать две линии развития: от систематических занятий над устным изложением воспроизведенного материала к деятельности по составлению самостоятельных рассказов, от использования наглядных пособий при рассказывании к построению устных высказываний по собственному замыслу.
Таким образом, можно отметить, что кукольный театр, при грамотном его использовании, является замечательным средством в логопедической работе. Оно позволяет дополнительно мотивировать учащихся, положительно влияя на их эмоциональную сферу.
Список литературы
1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"...

Межаттестационный материал.Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"
Межаттестационный материл....