Консультация для родителей на родительском собрании на тему «Общее недоразвитие речи. Что это такое?»
консультация по логопедии (старшая группа)

Общее недоразвитие речи. Что это такое? Общее недоразвитие речи означает нарушение формирования всех компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, при сохранном  интеллекте и слухе ребёнка.

У детей с ТНР плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4 года, а иногда и позже);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют все  части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

-речь детей с общим недоразвитием речи невнятна, малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.

К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.

Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Для развития мелкой моторики рекомендуется:

расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек на одежде, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, а также перекладывание предметов двумя пальцами правой руки, так же и левой,  завязывание узелков и шнурков, лепка из теста и пластилина, кинетического песка;

массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж;

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску или тазик, наполнив их: горохом, гречкой, рисом, ракушками, шишками, желудями, камешками, фасолью. Погружая руки в бассейн, просить ребенка сжимать и разжимать пальчики, перемешивая содержимое доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки и искать их в миске.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.

Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по-другому» (подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Сажи наоборот» (подбор антонимов) высокий-низкий, день-ночь и т.д.. «Подбор слов-признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.

Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково» (мяч – мячик, стул — стульчик); «1-2-5» (1 кукла, две куклы... пять кукол); образование относительных и притяжательных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический, следы медведя – чьи? – медвежьи и т.д.).

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать  сказку или рассказ, ответить, что видят на картинке. В том случае если ребенок допускает ошибки, не перебивайте его, предоставьте ему возможность  высказаться, а затем уже исправьте  ошибки.

К исправлению речи детей надо подходить весьма осторожно и тактично. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него  верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово и смеяться над этим,  лучше дать образец его правильного произношения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_takoe_onr_.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на родительском собрании на тему

«Общее недоразвитие речи. Что это такое?»

Общее недоразвитие речи. Что это такое? Общее недоразвитие речи означает нарушение формирования всех компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе ребёнка.

У детей с ТНР плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4 года, а иногда и позже);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют все части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

-речь детей с общим недоразвитием речи невнятна, малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.

К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.

Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Для развития мелкой моторики рекомендуется:

расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек на одежде, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, а также перекладывание предметов двумя пальцами правой руки, так же и левой, завязывание узелков и шнурков, лепка из теста и пластилина, кинетического песка;

массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж;

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску или тазик, наполнив их: горохом, гречкой, рисом, ракушками, шишками, желудями, камешками, фасолью. Погружая руки в бассейн, просить ребенка сжимать и разжимать пальчики, перемешивая содержимое доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки и искать их в миске.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.

Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по-другому» (подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Сажи наоборот» (подбор антонимов) высокий-низкий, день-ночь и т.д.. «Подбор слов-признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.

Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково» (мяч – мячик, стул — стульчик); «1-2-5» (1 кукла, две куклы... пять кукол); образование относительных и притяжательных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический, следы медведя – чьи? – медвежьи и т.д.).

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать сказку или рассказ, ответить, что видят на картинке. В том случае если ребенок допускает ошибки, не перебивайте его, предоставьте ему возможность высказаться, а затем уже исправьте ошибки.

К исправлению речи детей надо подходить весьма осторожно и тактично. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово и смеяться над этим, лучше дать образец его правильного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему : "Общие правила для родителей"

Данную презентацию можно использовать, как пямятку для родителей при оформлении уголков  в группе, а так же для проведения родительского собрания....

Родительское собрание "Что такое Общее недоразвитие речи?"

Презентация содержит информацию о причинах нарушений речи, о проявлениях общего недоразвития речи....

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи"

Данная статья предназначена для родителей, чьи дети страдают общим недоразвитием речи. Данный материал поможет родителям лучше понять особенности пнервно-психической деятельности детей, разобраться в ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Конспект консультации для родителей выпускной группы для детей с общим недоразвитием речи на тему «Использование игрушек для речевого развития детей »

В тексте представлен конспект консультации для родителей, который будет сппособствовать развитию у родителей компетентности в вопросах подбора игрушек, способствующих развитию речи детей....