Практическая реализация пропедевтической деятельности в младшей группе в рамках ФИП
опыты и эксперименты по логопедии (младшая группа)
В статье представлен опыт внедрения авторской программы Бимеевой О.А., учителя-логопеда логопедического пункта МАДОУ № 192, «Развитие языковой способности у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивно организованного обучения средствами логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад №7»
Обмен опытом
«Практическая реализация пропедевтической деятельности в младшей группе в рамках ФИП».
Учитель - логопед: О. В. Лебедева
высшая квалификационная категория
Хабаровск
2025
В настоящее время увеличилось количество «безречевых» детей (с задержкой и выраженной задержкой речевого развития). Данные диагностики младших групп за последние несколько лет показывают наличие у 17-20 детей ЗРР с различной степенью языковой недостаточности (примерно 60% : в среднем среди детей младших групп общеобразовательной направленности с ВЗРР – 14 %, с ЗРР – 46%.
Традиционные подходы организации логопедической помощи в логопункте ДОУ не позволяют охватить эту категорию воспитанников.
На основании актуальности и фактической необходимости в 2018 г. администрация МАДОУ № 7 заключила договор (Договор №10 – фип) о сотрудничестве с ФИП (на базе МАДОУ № 192), которая реализовала проект «Инновационная модель логопедического пункта дошкольного учреждения как диагностико-развивающего и коррекционного центра в условиях ФГОС».
С 2019 г.в рамках реализации данного проекта применяем авторскую программу Бимеевой О.А., учителя-логопеда логопедического пункта МАДОУ № 192, «Развитие языковой способности у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивно организованного обучения средствами логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения».
Программа учитывает образовательные потребности детей младшего дошкольного возраста с разной степенью вербальной недостаточности.
Основными стратегическими задачами образовательной деятельности при реализации Программы являются: создание условий для становления функциональных систем в соответствии с онтогенезом, восполнение недостаточно развитых компонентов языковой способности, стимуляция речевого развития, профилактика отклонений в психомоторном, сенсорном, когнитивном и речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста с разной степенью вербальной недостаточности, а именно: с задержкой психомоторного и речевого развития / задержкой речевого развития / выраженной задержкой речевого развития.
Подробнее остановлюсь на особенностях практического проведения пропедевтических занятий в мл. группе.
Занятия проходят в знакомой и комфортной для детей обстановке - группе в форме фронтального занятия. Основной вид занятия - фонологическая гимнастика, которая включает фонологическую гимнастику и фонологическую массажную гимнастику. Фонологическая гимнастика проводится в течение всех 6 месяцев обучения, массажная гимнастика (март, апрель).
Фонологическая гимнастика предполагает:
- отработку нескольких звуков, несмешиваемых в произношении,
- частую смену видов упражнений (30-60 сек на каждое упр.),
- чередование контрастных упражнений (артикуляционных, ритмических и т.д.,
- скоростное проговаривание,
- шепотную речь,
- дифференциацию средств, содержащих смешиваемый звук.
В соответствии с СанПиН 1 занятие занимает 10-15 мин. 2 занятия в неделю (октябрь - февраль – 2 занятия по фонологической гимнастике, март – 2 занятия по фонологической массажной гимнастике, апрель – 1 ф.г+1 ф.м.г.)
Пропедевтические занятия проводит учитель-логопед согласно циклограмме работы логопункта. Занятия включены в сетку занятий воспитателя. Воспитатель создаёт условия для проведения занятий: обеспечивает качественное мытьё рук перед занятием, надевает бейджи, рассаживает на стулья, готовит мольберт, готовит ложки для массажа, настраивает детей.
Пропедевтическая работа предполагает диагностику речи воспитанников 3 раза за учебный год (сентябрь, январь и май). Данные диагностики вносятся в логопедический паспорт (1и 2 стр), разработанный автором программы.
В течение 6 лет курс пропедевтических занятий прошли более 400 детей.
Учебный год | Кол-во групп | Кол-во детей |
2019-2020 | 5 | 117 |
2020-2021 | 5 | 151 |
2021-2022 | 5 | 134 |
2022-2023 | 4 | 126 |
2023-2024 | 4 | 120 |
2024-2025 | 5 | 128 |
Реализация программы в течение 6 лет позволила добиться следующих результатов:
- уменьшения количества детей с ЗРР в несколько раз,
- минимизации стойкости нарушения у детей с ВЗРР,
- увеличения количества детей, вышедших на этап самокоррекции за счет своевременного восполнения дефицитов языковой способности.
- своевременного информирования родителей детей, нуждающихся в изменении образовательного маршрута, а значит в создании условий для ранней коррекции развития детей с ОВЗ
- улучшения показателей психомоторного, сенсорного, когнитивного развития,
- повышения эффективности традиционных коррекционных занятий в рамках логопункта за счет проведенной предварительной работы по нормализации артикуляционного праксиса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы в рамках реализации проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок».
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные п...
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»
-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...

Конспект проведения интегрированной совместной деятельности в младшей группе в рамках проекта: «Вот она какая, семья моя большая». « Мамин день »
с использованием современных педагогических технологий: ...

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....
Этапы реализации проектной деятельности в младшей группе ДОО
Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь ис...

Фотоотчет по реализации театрализованной деятельности в младшей группе
Презентация по реализации театрализованной деятельности в младшей группе...
