Практическая реализация пропедевтической деятельности в младшей группе в рамках ФИП
опыты и эксперименты по логопедии (младшая группа)

Лебедева Олеся Владимировна

В статье представлен опыт внедрения авторской программы Бимеевой О.А., учителя-логопеда логопедического пункта МАДОУ № 192,  «Развитие языковой способности у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивно организованного обучения средствами логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_po_fip.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад №7»

        

Обмен опытом

«Практическая реализация пропедевтической деятельности в младшей группе в рамках ФИП».

                                                                                      Учитель - логопед:  О. В. Лебедева

высшая квалификационная категория

Хабаровск

2025

В настоящее время увеличилось количество «безречевых» детей (с задержкой и выраженной задержкой речевого развития). Данные диагностики  младших групп за последние несколько лет показывают наличие у 17-20 детей  ЗРР с различной степенью языковой недостаточности (примерно 60% : в среднем  среди детей младших групп общеобразовательной направленности  с ВЗРР – 14 %, с ЗРР – 46%.

Традиционные подходы организации логопедической помощи в логопункте ДОУ не позволяют охватить эту категорию воспитанников.

На основании актуальности и фактической необходимости в 2018 г. администрация МАДОУ № 7 заключила договор  (Договор №10 – фип) о сотрудничестве с ФИП (на базе МАДОУ № 192), которая реализовала проект «Инновационная модель логопедического пункта дошкольного учреждения как диагностико-развивающего и коррекционного центра в условиях ФГОС».

С 2019 г.в рамках реализации данного проекта применяем авторскую программу Бимеевой О.А., учителя-логопеда логопедического пункта МАДОУ № 192,  «Развитие языковой способности у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивно организованного обучения средствами логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения».

Программа учитывает образовательные потребности детей младшего дошкольного возраста с разной степенью вербальной недостаточности.

Основными стратегическими задачами образовательной деятельности при реализации Программы являются: создание условий для становления функциональных систем в соответствии с онтогенезом, восполнение недостаточно развитых компонентов языковой способности, стимуляция речевого развития, профилактика отклонений в психомоторном, сенсорном, когнитивном и речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста с разной степенью вербальной недостаточности, а именно: с задержкой психомоторного и речевого развития / задержкой речевого развития / выраженной задержкой речевого развития.

Подробнее остановлюсь на особенностях практического проведения пропедевтических занятий в мл. группе.

Занятия проходят в знакомой и комфортной для детей обстановке  - группе в форме фронтального занятия. Основной вид занятия - фонологическая гимнастика, которая включает фонологическую гимнастику и фонологическую массажную гимнастику. Фонологическая гимнастика проводится в течение всех 6 месяцев обучения, массажная гимнастика (март, апрель).

Фонологическая гимнастика предполагает:

  • отработку нескольких звуков, несмешиваемых в произношении,
  • частую смену видов упражнений (30-60 сек на каждое упр.),
  • чередование контрастных упражнений (артикуляционных, ритмических и т.д.,
  • скоростное проговаривание,
  • шепотную речь,
  • дифференциацию средств, содержащих смешиваемый звук.

        В соответствии с СанПиН 1 занятие занимает 10-15 мин. 2 занятия в неделю (октябрь - февраль – 2 занятия по фонологической гимнастике, март – 2 занятия по фонологической массажной гимнастике, апрель – 1 ф.г+1 ф.м.г.)

        Пропедевтические занятия проводит учитель-логопед согласно циклограмме работы логопункта. Занятия включены в сетку занятий воспитателя. Воспитатель создаёт условия для проведения занятий: обеспечивает качественное мытьё рук перед занятием, надевает бейджи, рассаживает на стулья, готовит мольберт, готовит ложки для массажа, настраивает детей.

Пропедевтическая работа предполагает диагностику речи воспитанников  3 раза за учебный год (сентябрь, январь и май). Данные диагностики вносятся в логопедический паспорт  (1и 2 стр), разработанный автором программы.

В течение 6 лет курс пропедевтических занятий прошли  более 400 детей.

Учебный год

Кол-во групп

Кол-во детей

2019-2020

5

117

2020-2021

5

151

2021-2022

5

134

2022-2023

4

126

2023-2024

4

120

2024-2025

5

128

Реализация программы в течение 6 лет позволила добиться следующих результатов:

  • уменьшения количества детей с ЗРР в несколько раз,
  • минимизации стойкости нарушения у детей с ВЗРР,
  • увеличения количества детей, вышедших на этап самокоррекции за счет своевременного восполнения  дефицитов языковой способности.
  • своевременного информирования родителей  детей, нуждающихся в изменении образовательного маршрута, а значит в создании условий для ранней коррекции развития детей с ОВЗ
  • улучшения показателей психомоторного, сенсорного, когнитивного развития,
  • повышения эффективности традиционных коррекционных занятий в рамках логопункта за счет проведенной предварительной работы по нормализации артикуляционного праксиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы в рамках реализации проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок».

В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные п...

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая  дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих  друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Этапы реализации проектной деятельности в младшей группе ДОО

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь ис...

Фотоотчет по реализации театрализованной деятельности в младшей группе

Презентация по реализации театрализованной деятельности в младшей группе...