Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков
Умение различать звуки речи на слух
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Словарный запас
Сформированность грамматического строя речи
Связную речь
Речевую коммуникацию
Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Звукопроизношение и фонематический слух
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
Умение выделять звук на фоне слова;
Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
Называть слова с заданным звуком;
Уметь составлять слова из звуков;
Дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".
Слоговая структура слова
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Сформированность грамматического строя речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
Пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
Составлять рассказ по картинке
Составлять рассказ по серии картин
Отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание:
На понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
На структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
На лексику (полнота и точность использования слов),
На грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения.
Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны.
Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
Уметь слушать и понимать речь,
Строить общение с учетом ситуации,
Легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
Ясно и последовательно выражать свои мысли,
Пользоваться формами речевого этикета.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на родительском собрании на тему
«Общее недоразвитие речи. Что это такое?»
Общее недоразвитие речи. Что это такое? Общее недоразвитие речи означает нарушение формирования всех компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе ребёнка.
У детей с ТНР плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4 года, а иногда и позже);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют все части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи невнятна, малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.
Причины общего недоразвития речи.
Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.
К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Для развития мелкой моторики рекомендуется:
расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек на одежде, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, а также перекладывание предметов двумя пальцами правой руки, так же и левой, завязывание узелков и шнурков, лепка из теста и пластилина, кинетического песка;
массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж;
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску или тазик, наполнив их: горохом, гречкой, рисом, ракушками, шишками, желудями, камешками, фасолью. Погружая руки в бассейн, просить ребенка сжимать и разжимать пальчики, перемешивая содержимое доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки и искать их в миске.
Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по-другому» (подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Сажи наоборот» (подбор антонимов) высокий-низкий, день-ночь и т.д.. «Подбор слов-признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.
Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково» (мяч – мячик, стул — стульчик); «1-2-5» (1 кукла, две куклы... пять кукол); образование относительных и притяжательных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический, следы медведя – чьи? – медвежьи и т.д.).
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать сказку или рассказ, ответить, что видят на картинке. В том случае если ребенок допускает ошибки, не перебивайте его, предоставьте ему возможность высказаться, а затем уже исправьте ошибки.
К исправлению речи детей надо подходить весьма осторожно и тактично. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово и смеяться над этим, лучше дать образец его правильного произношения.
Консультация для родителей
"Речевая готовность ребенка к школе"
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков
Умение различать звуки речи на слух
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Словарный запас
Сформированность грамматического строя речи
Связную речь
Речевую коммуникацию
Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Звукопроизношение и фонематический слух
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
Умение выделять звук на фоне слова;
Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
Называть слова с заданным звуком;
Уметь составлять слова из звуков;
Дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".
Слоговая структура слова
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Сформированность грамматического строя речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
Пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
Составлять рассказ по картинке
Составлять рассказ по серии картин
Отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание:
На понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
На структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
На лексику (полнота и точность использования слов),
На грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения.
Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны.
Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
Уметь слушать и понимать речь,
Строить общение с учетом ситуации,
Легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
Ясно и последовательно выражать свои мысли,
Пользоваться формами речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе."
Родителям будущих первоклассников о речевой готовности к школе....
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.Перечислим критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению....

Консультация для родителей: "Речевая готовность ребенка к школе"
Материал предназначен для родителей, чьи дети совсем скоро пойдут в 1-ый класс. Рассказывается о том, как важно, чтобы к семи годам у ребенка была сформирована грамматически правильная, лексическ...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
В консультации представлены основные показатели речевого развития, необходимые для поступления ребенка в школу....
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, ...
