Речевые игры для автоматизации поставленных звуков
консультация по логопедии (старшая группа)

В консультации предоставлены образцы речевых игр для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  

«Речевые игры для автоматизации поставленных звуков»

 

                                                                              Махалик И.К. учитель-логопед

                                                                             

       В современном мире у большого количества детей наблюдаются нарушения звукопроизношения. У одних детей может отсутствовать  несколько звуков, у других нарушения прослеживаются по нескольким группам звуков (свистящие, шипящие, сонорные).

      Постановка звуков осуществляется логопедом. После того, как звук изолированно произносится правильно, происходит его поэтапная автоматизация в речи: в слогах,  словах, словосочетаниях, предложениях. Процесс автоматизации у каждого ребёнка индивидуальный и может длиться в среднем от двух месяцев до полугода. Так как ребёнок дошкольного возраста ещё не может сам в должной мере контролировать свою речь, ему в этом помогает не только логопед, но и воспитатели, и родители. Подобное взаимодействие необходимо, ведь в детском саду в группе и дома ребёнок проводит много времени. Подсказывать ребёнку, где он ошибся, как правильно произнести слово с нужным звуком, нужно ненавязчиво, доброжелательно. Обязательно надо отмечать успехи ребёнка, хвалить его за достигнутые результаты.

Механическое повторение за педагогом слогов, слов и фраз никогда не даст нужного эффекта, в работе с дошкольниками всегда нужно включать игровые моменты.

       В процессе автоматизации звуков с использованием игр ребёнок не только учиться правильно говорить. У него развивается фонематический слух, внимание и память, увеличивается словарный запас и развивается связная речь.

      Игр для автоматизации звуков очень много. Ниже приведены примеры игр, которые мы используем в работе с дошкольниками.

 «Поймай звук»

     Данная игра помогает развивать фонематический слух. Детям предлагается прослушать слова и хлопать в ладоши только тогда, когда они услышат в слове заданный звук.

Например, звук [Ж]: жаба, сон, ножик, жакет, поле, лужа, шум, гол, кожа…

 «Угадай, о чем сказали»

     Детям предлагаются загадки-описания предметов, животных и т.д. Они должны назвать правильный ответ, в названии которого есть автоматизированный звук, например,  [С]. При этом чётко произносить отгадку, правильно выговаривая этот звук.

В рыжей шубе, с пушистым хвостом по лесу рыщет, зайцев ищет. (Лиса)

Прилетел весной певец,

для него на дереве

давно готов дворец.

Как зовут его? (Скворец)

Громко лает,

в дом не пускает.

Злая, однако,

эта… (Собака)

«Четвёртый лишний»

    В этой игре желательно использовать наглядный материал. Проговариваются четыре слова (с демонстрацией картинок), дети называют лишнее, объясняя свой выбор. В лишнем слове – нужный звук, например, [Л].

Роза, пион, луг, ромашка.

Сова, воробей, сорока, ласточка.

Туфли, платье, кроссовки, сапоги.

«Я считаю до пяти»

     Данная игра помогает научиться словоизменению. Считаем предметы с заданным звуком (например, [Р] от 1 до 5.

Один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков.

Одна гора, две горы, три горы, пять гор.

Один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров.

«Чего не стало»

     Данная игра развивает внимание, память, логическое мышление. Перед ребёнком раскладываются картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть нужный для автоматизации звук, например, [Ч]: чашка, черепаха, ночь, туча, чай, человек, бочка, речка. Ребёнок старается запомнить картинки. Затем отворачивается, одна картинка убирается. Ребёнок должен сказать, какой картинки не стало.

«Назови побольше слов»

     Детям предлагается назвать наибольшее количество слов, которые начинаются на автоматизируемый звук, или этот звук находится в средине или в конце слова. Например, это звук [Ц].

Можно называть слова в произвольном порядке: цена, цапля, царь, церковь… 

А можно по лексическим темам:

Птицы: цапля, синица, скворец, цесарка…

Профессии: цветочница, певец, пловец, продавец…

Насекомые: цикада, гусеница, жужелица, плавунец…

«Один – много»

     Дошкольники в данной игре учатся словоизменению, развивают внимание и память. Воспитатель называет слова в единственном числе с определённым звуком, например, [Щ], а дети называют во множественном числе в разных вариациях.

Щука – щуки, много щук, щепка – щепки, много щепок, щенок – щенки, много щенков, роща – рощи, много рощ,  вещь – вещи, много вещей, щегол – щеглы, много щеглов…

«В гостях у гномов»

     Данная игра также помогает научится изменять слова. Педагог называет слово, дети называют это слово с уменьшительно-ласкательным значением, «как будто всё стало маленьким». Например, при автоматизации звука [Л']:

Лимон – лимончик, поляна – полянка, лента – ленточка, лицо – личико, клюв – клювик…

«Слова-родственники»

     В этой игре кроме автоматизации, например, звука [Р'], дети учатся подбирать однокоренные слова, расширяют свой словарный запас.

Рисунок – рисование, рисуночек, рисовать, нарисовать, дорисовать…

Море – морской, моряк, морячка, морепродукты, заморский…

Деревня – деревенька, деревушка, деревенский…

      При автоматизации звуков в игровой форме никогда не надо забывать о наглядном материале для повышения эффективности восприятия дошкольниками информации, если это необходимо исходя из цели игры. Демонстрация соответствующих игрушек, рисунков, репродукций, фото- и видеоматериалов  помогает детям лучше усвоить материал, заинтересовать их, помочь лучше узнать окружающий мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая гимнастика: развитие произношения и дикции: пособие для занятий с детьми/ Е.С.Анищенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2023.- 63, (1) с.: ил. – (Популярная логопедия). 2000 экз. – ISBN 978-5-17-155119-3. – Текст непосредственный.

2. Новиковская, О.А. Логопедические занятия для формирования правильной речи: смотри и повторяй/ О.А.Новиковская. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 63 (1) с. ил. – (Логопедическое обучение: всё просто и наглядно). – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150017-7. Текст непосредственный.

3. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе/ О.Н. Лиманская 2-е изд., доп., испр.– М.: ТЦ «Сфера», 2022. – 128 с. – (Библиотека логопеда). – Доп. тираж 1100 экз. – ISBN 978-5-9949-0962-1. Текст непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ

Закрепление поставленного звука . Повторение лексической темы . Закрепление предлогов....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Посещая регулярно занятия логопеда, родителям необходимо уделять время выполнению домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. Эти занятия должны длиться по 5-15 минут в день....

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...

Игры на автоматизацию поставленных звуков

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях....

Дидактические игры для автоматизации поставленных звуков.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета требует, чтобы игры и пособия носили полифункциональный характер. Задача учителя-логопеда подобрать  пособия таким образом, ч...

Игра "Рыбалка"( автоматизация поставленных звуков [л-л’, р-р’]).

Игра «Рыбалка»для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Игра состоит из набора рыбок с картинками, в названии которых включены слова со звуками Л, Ль, Р, Рь; удочек, ведёрок. Игра мож...