Рекомендации для родителей по речевому развитию старших дошкольников в летний период
консультация по логопедии

Филиппова Юлия Андреевна

В статье предлагаются игры и упражнения для формирования правильного лексико-грамматического строя речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемы родители!

Вашему вниманию предлагаются лексико-грамматические упражнения для закрепления полученных входе логопедических занятий навыков и знаний, которые можно выполнять не только сидя дома, но и в любой другой обстановке: прогулке, поездке и т.д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

Игровое упражнение «Чьё всё это?» Ребёнку показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- корова – коровий, коровье, коровья, коровьи;

- заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

Игра «Назови действие». Ребёнок отвечает на вопрос: что делает …?

- змея ползает,

- заяц прыгает,

- самолёт летит.

Игра «Без чего не бывает?» Ребёнок отвечает на вопросы взрослого: 

- зебра не бывает без… (полосок),

- верблюд не бывает без … (горба),

- лошадь не бывает без … (гривы).

Игра «Добавь словечко». Предложите ребёнку добавить одно общее слово к двум словам:

- дерево, цветок – что делают? (растут),

- сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка),

- мяч, яблоко – какие? (круглые).

Игра «Давай посчитаем». Взрослый называет предмет, а ребёнок должны посчитать этот предмет от 1 до 5:

- одна ручка, две ручки, три ручки, четыре ручки, пять ручек.

Игра «Один – много». Вариант 1: Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном числе:

- ложка – ложки,

- ромашка – ромашки,

- щенок – щенки.

Вариант 2: Взрослый называет предмет, а ребёнок должны называть их начиная с фразы: «У меня много ….. (коров, огурцов и т.д.).

Игра «Назови ласково. Взрослый предлагает ребенку назвать предметы ласково:

- ложка – ложечка,

- носки – носочки,

- копейка – копеечка.

Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по, про, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

Н-р: прыгнул – спрыгнул, выпрыгнул, отпрыгнул, подпрыгнул.

Упражнения для обогащение словарного запаса и развития связной речи

Игра «Что общего? Чем отличаются? Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия/сходства между ними:

- этот стол большой, а этот маленький;

- этот стол журнальный, а этот стол кухонный.

Игра «Слова наоборот». Взрослый называет слово, ребёнок подбирает слова антонимы:

- слон большой, а комар…,

- чай горячий, а мороженое …,

- камень тяжёлый, а пёрышко ….

Игра «Третий лишний». Ребёнок должен определить лишнее слово.

- голубой, красный, спелый;

- кабачок, огурец, лимон;

- пасмурно, ненастно, ясно;

- бежать, лететь, рисовать.

Игра «Скажи иначе». Взрослый называет слово, ребенок подбирает синоним:

- унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная;

- высохли цветы - завяли, зачахли;

- корм - пища, еда, продовольствие.

Игра «Деформированное предложение». Предложите ребёнку вернуть предложению первоначальный вид, для этого необходимо расставить слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя вставлять «лишние» слова.

Мальчик, на, играть, скрипка и т.д.

Игра «Магазин». Взрослый предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать её, не произнося названия. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

«Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.»

Игра «А я бы…». Взрослый читает сказку, а ребёнок рассказывает, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Игра «Как ты узнал?» Взрослый показывает предмет, ребёнок его называет и объясняет, как он узнал, что этот предмет телевизор. Ребёнок должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных.

Игровое упражнение «Закончи сам». Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребёнок должен продолжить или придумать концовку.

Игра «Что, на что похоже и почему?» Гуляя по улице, задавайте ребёнку вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи ветка, шишка?»

Уважаемые родители у вас все получится! Соблюдайте главное правило: любые упражнения и задания предлагаются ребенку в игровой форме!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экскурсии в познавательном развитии старших дошкольников в летний период"

Материал знакомит детей с историей родной станицы, бытом казачьих семей, закрепляет знания детей о некоторых достопримечательностях родной станицы и местах отдыха ее жителей, развивает познавател...

Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на летний период

Рекомендации  логопеда по закреплению речевых  навыков у  детей на летний период...

Рекомендации для родителей по познавательному развитию старших дошкольников

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей».Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:- становление и укрепление общей позн...

Рекомендации для родителей по речевому развитию старших дошкольников

Рекомендации для родителей по речевому развитиюдля детей старшего дошкольного  возраста. Уважаемые родители! РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их ...

Рекомендации для родителей по физическому развитию старших дошкольников

Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.Часто родителей раздражает чрезмерная двигательная активность детей. Не нужно спешить с запретами, необх...

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"   Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)Сила толера...

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию речи дошкольников в летний период"

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию речи дошкольников в летний период"...