Рекомендации для родителей по речевому развитию старших дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Балашова Ольга Сергеевна

imageРекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного  возраста.

 

Уважаемые родители!

 

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

 Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно-логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

 Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Игра – это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 

Игры:

 1. «Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 Например: ваза – роза – нарцисс - гвоздика.

 

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

 

 Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок   и т.д.

 

3. «Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - …, север - … и т.п.

 Глаголы: пришёл - …, нырнул - …

 Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.

 Наречия: далеко -…, высоко - …

 

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

 5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

  

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит развитие ребенка.

 

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного  возраста.

Уважаемые родители!

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

 Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно-логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

 Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Игра – это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 

Игры:

 1. «Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 Например: ваза – роза – нарцисс - гвоздика.

 

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

 Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок   и т.д.

 

3. «Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - …, север - … и т.п.

 Глаголы: пришёл - …, нырнул - …

 Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.

 Наречия: далеко -…, высоко - …

 

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

 5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

  

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит развитие ребенка.

 

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Рекомендации для родителей по познавательному развитию старших дошкольников

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей».Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:- становление и укрепление общей позн...

Рекомендации для родителей по физическому развитию старших дошкольников

Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.Часто родителей раздражает чрезмерная двигательная активность детей. Не нужно спешить с запретами, необх...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

В рекомендации представлены игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"   Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)Сила толера...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного  возраста...