Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Пономаренко Ольга Николаевна

В рекомндации подобраны игыр по развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного  возраста.

Уважаемые родители!

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

 Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

 Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

 Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 

Игры:

 1.«Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

 Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок   и т.д.

 

3.«Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 Наречия: далеко-…, высоко- …

 

4. «Подбери слово».

 

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

 5. «Отгадай загадку».

 

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

  

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

7. «Расскажи стихотворение».

 

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

Рекомендации

 

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

 

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее  - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материалы позволяют родителм четко представлять,что и в какой год жтзни может говорить Ваш ребенок,чем интересоваться и как ему помочть правильно говорить....

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Материал для родителей по развитию речи дошкольников...

рекомендации для родителей по речевому развитию детей

Слышим и правильно произносим звукиВоспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте одна из главнейших задач, стоящая перед педагогами и родителями.Чтобы ребенок правильно произносил все звуки ему...

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет.

Рекомендации для родителей  по речевому развитию детей 4-5 лет....

Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...

Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей

Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей...